Тема. Изменение глаголов по временам
Цель: создать условия для ознакомления с особенностью изменения глаголов по временам; развитие умения определять время глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Познакомятся с особенностью изменения глаголов по временам;
научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; задавать вопросы к глаголам.
Метапредметные:
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Тип урока: освоение нового материала.
Тема. Изменение глаголов по временам
Цель: создать условия для ознакомления с особенностью изменения глаголов по временам; развитие умения определять время глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
I. Организационный момент.
Садимся.
- Ребята, прислушайтесь и определите голос, какой птицы вы сейчас услышите.
- Правильно. Это сова.
- И сегодня к нам в гости прилетела мудрая сова, которая часто рассказывает нам сведения о языке в учебнике. Прилетела не с пустыми руками, а с сундуком знаний, в котором она приготовила нам задания. Вынимая из сундука задания, мы докажем мудрой сове, что знаем русский язык. За каждое выполненное задание сова будет давать нам такие книжки, как символ знания.
Запишем число.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите, сова принесла с собой восточную мудрость. Прочитайте её:
Приобретать знания - храбрость,
Приумножать их - мудрость,
А умело применять - великое искусство.
Восточная мудрость (на доску)
- Как думаете, почему приобретать знания — храбрость?
Мы с вами в школе каждый урок приобретаем новые знания, почему нас можно назвать храбрыми людьми? (в первую очередь это борьба с ленью)
Часто ли вы с удовольствием делаете домашнее задание или с энтузиазмом начинаете читать? И вы ни разу не ленились?
- Приумножать - мудрость. Почему?
Нельзя останавливаться на месте, нужно постоянно учиться, развиваться, так как в мире постоянно что-то появляется новое, все меняется.
- Почему умелое применение знаний — это великое искусство? (это вот функциональная грамотность) Дети примерно отвечают, что ты не только должны зазубривать, но и с помощью полученных знаний решать задачи.
- Таким образом, чтобы быть храбрыми, мудрыми и успешными мы должны знания не только приобретать, но и приумножать и умело применять!
- Посмотрите на выделенные слова, с точки зрения русского языка, это какая часть речи? (Глагол)
Первое задание: Да – нет. (согласны – не согласны)
Слушайте внимательное мое высказывание, если оно верное показываем наш знак, если нет – то такой.
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета? +
Глагол отвечает на вопросы: Кто? Что? -
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? +
Глагол совершенного вида отвечает на вопрос что сделать? +
Глагол не изменяется по числам? -
- Давайте подведем итог. Что такое глагол?
КНИЖКА от совы
III. Самоопределение к деятельности.
- Как и у любой части речи у глагола есть свои грамматические признаки. Сегодня мы подробно поговорим об одном из признаков, а вот о каком, вы узнаете - разгадав кроссенс. (Времена глагола)
Тема: «Изменение глаголов по временам» КНИЖКА
- Восточная мудрость применима к каждому уроку. И глядя на нее можно сформулировать цель нашего урока. Итак.
Мы знания (показать на мудрость) приобретаем, мы их приумножаем и обязательно учимся применять наши знания о глаголе.
- Молодцы! КНИЖКА
- Посмотрим, что нам приготовила МС.
IV. Работа по теме урока.
Второе задание «Учебник - багажник знаний»
- Как вы поняли, мы работаем с учебником. Откроем учебник на с.76
Работаем с таблицей «Изменение глаголов по временам»
- Ребята, я читаю заголовок столбца таблицы, а вы дружно хором - вопрос и примеры.
- Посмотрите еще раз на таблицу. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
КНИЖКА от совы
Упр.158 (письменно)
1 ряд изменяют 1 и 2 глагол, 2 ряд – 3 и 4. (по одному ребенку с ряда вызвать к доске)
Пользуясь таблицей. Обратите внимание на вопросы.
После выполнения – вот вам ключ для самопроверки от совы.
Если есть ошибки – исправьте.
КЛЮЧ для самопроверки:
Звонить – звонит, звонил, будет звонить.
Позвонить – позвонил, позвонит.
Повторять – повторяет, повторял, будет повторять.
Повторить – повторил, повторит.
А теперь ребята проверьте вы себя. Встаньте те, у кого нет ошибок.
КНИЖКА от совы.
- Мы сейчас убедились, что глагол изменяется по временам.
- Ребята, произнесите слово ЗВОНИТЬ в форме настоящего времени.
Послушайте, многие дети и даже взрослые неправильно выделяют ударный слог в этом слове. Посмотрите в учебник. В слове звонИт ударение падает на последний слог.
Произнесём его, выделяя ударный слог.
- Мудрая сова хочет, чтобы мы говорили правильно. И она приготовила в учебнике нам трудные слова, которые люди часто произносят неправильно.
Прочитаем хором, четко выделяя ударный звук.
- Молодцы!
- Если не уверен в правильности произношения того или иного слова, можно обратиться к орфоэпическому словарю, для уточнения произношения. Маленький орфоэпический словарь есть в нашем учебнике.
Молодцы! КНИЖКА
V. Физкультминутка
Задание «Отдых с пользой»
Сейчас Мудрая сова предлагает отдохнуть.
В физминутке будут глаголы, вам необходимо не только выполнять действия за мной, но запомнить как можно больше глаголов.
Глагол всегда в движении
На месте не сидит.
Он прыгает и бегает, смеётся и шалит.
То красит, то рисует, то песенки поёт,
Как маленький ребёнок спокойно не живёт.
- Запишите, какие глаголы из физминутки вы запомнили.
- Читаем глаголы по цепочке, отмечаем, если у вас записан такой глагол, чтобы не повториться, если не записали, дописываем недостающие.
- Кто записал 5 и больше глаголов. Поднимите руку.
- Можно ли сказать, что все эти глаголы в одном времени? (Да, в настоящем)
КНИЖКА от совы.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Третье задание «Найди своё место» Работа в группах.
- А сейчас мудрая сова нам предлагает следующее задание из своего сундучка.
- Сова любит во всем порядок. И летая по ночам, точно найдет свое дупло или гнездо.
Мы с вами поработаем с глаголами в форме разного времени. Для этого работаем в группах. Я вам раздаю конверты со словами. Вы должны распределить все слова в столбцы по временам. (одна группа работает у доски).
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
танцует | светило | принесёт |
скачет | оправдал | буду говорить |
сижу | писала | расскажу |
разукрасить |
- Слово разукрасить осталось, а почему? (Потому что это неопределенная форма)
- Если ваша группа выполнила все правильно, дружно хлопните.
- КНИЖКА от совы.
- Измените данное слово по временам и запишите в тетрадь. Укажите время.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа по шаблону на доске.
- Поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы!
- Молодцы! КНИЖКА от совы.
Четвёртое задание «Игра слов»
- Фразеологизмы
- Сова вас хвалит. Вы сейчас работали не покладая рук. Что я использовала в своей речи? (фразеологизм)
Посмотрите и мудрая сова принесла нам фразеологизмы.
Задание, которое предлагает нам МС. Мы должны каждый фразеологический оборот заменить одним глаголом близким по смыслу. Например Работали не покладая рук …
Будьте внимательны, фразеологизмы употреблены в определенном времени, и вы должны подобрать глагол с этим же временем. СТАРАЛИСЬ
- Один ученик берёт фразеологизм и громко читает, и подбирает глагол соответствующего времени.
Клевал носом – спал, унесёт ноги – убежит, бьёт баклуши – бездельничает (ленится).
- Что мы сейчас вспомнили? (синонимы)
Молодцы. КНИЖКА от совы.
- Нам необходимо как можно больше получить книжек от совы. Поэтому работаем дружно и быстро. Очередное задание от совы.
Пятое задание «Народная мудрость»
- Работаем в парах. Мудрая сова хочет проверить, как хорошо вы знаете пословицы. Я вам раздаю листочки. В них записаны пословицы с пропущенным глаголом. Допишите пропущенный глагол.
Мир строит, а война … (разрушает).
Труд кормит, а лень … (портит).
Лентяй ест – греется, а работает – … (мёрзнет).
- Проверим со слайда. В форме какого времени стоят все глаголы. (настоящ.времени)
- Чья пара выполнила правильно, возьмитесь за руки и поднимите.
- Ребята, а как называются глаголы, которые вы использовали в первой и третьей пословице? (антонимы)
- Молодцы. КНИЖКА от совы.
Шестое задание «Загадка»
- Сова приготовила для вас загадки.
- На партах у вас карточки с указанием времени глаголов. Слушайте внимательно загадку, определите время глаголов в загадке и поднимите соответствующую карточку.
Длинной шеей поверчу Груз тяжелый подхвачу: Где прикажут положу, Человеку я служу. (Подъёмный кран) | Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила) |
- А отгадка?
- К словам отгадкам подберите соответствующие глаголы в формах разного времени.
- Молодцы! Вы смогли не только определить время, но и насладиться красотой устного народного творчества, обогатить свою речь. Ведь устное народное творчество – это та ниточка, которая связывает прошлое с настоящим и будущим не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка.
- Мы очередной раз убедились в том, что глагол …(изменяется по временам)
КНИЖКА от совы.
VII. Закрепление изученного материала.
Седьмое задание «Секретное задание»
- Ребята, в сундуке осталась записка с особым секретным заданием. В ней написано, что бы мы посмотрели на задание с обратной стороны доски.
МЯСОРУБКА, КОПИЛКА, МУСОРНАЯ КОРЗИНА, КНИГА.
- Посмотрите на доске картинки.
- К какой части речи относятся эти слова. Составьте простое нераспространенное предложение, используя имя существительное и подходящий к нему глагол в разных временах.
Например: Мясорубка перемолола, перемалывает, будет перемалывать или перемелет.
(Копилка накопила, копилка накапливает, копилка будет накапливать, корзина стояла, стоит, будет стоять, книга учила, учит, будет учить)
КНИЖКА от совы.
- Теперь мы точно знаем, что глагол изменяется …(по временам)
- Мы сегодня много знаний получили. Правильно справились со всеми заданиями из сундука знаний. И мудрая сова дарит эту книгу нам, как символ знания.
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Ребята, над какой темой мы работали весь урок? (Изменение глаголов по временам)
Какой вывод мы можем сделать? (Глаголы изменяются по временам. Глаголы, которые отвечают на вопрос Что делать имеют все три формы времени, а на что сделать – только две.)
Вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы пр.вр? н.вр. б.вр.
Приобретать знания - храбрость,
Приумножать их - мудрость,
А умело применять - великое искусство.
Вы, ребята, молодцы! Были храбрыми на уроке – приобретали новые знания, стали чуточку мудрее – приумножили эти знания, А самое главное занимались великим искусством – учились применять их.
Я благодарю вас за урок.
Посмотрите, сколько много книжек мы собрали.
На доске у нас остались корзина, мясорубка и копилка.
Прикрепите книжку-магнитик на копилку, если вы сегодня знаний преумножили и смогли умело применить.
Если думаете, что получили, но нужно их переработать, то на мясорубку.
Если знания вам не пригодятся в жизни, и вы не будете их применять, то на корзину.
Задание «Проба пера»
- Русский язык удивителен, богат и красив. Вы знаете, что можно написать текст, состоящий только из одних глаголов!!
Работаем в группах.
Предлагаю проанализировать предложения. Вам понятен смысл? Дополните предложения другими частями речи, чтобы получились распространенные предложения. И связный текст
Вышла, закрыла, проверила, спустилась.
Погладил, одел, завязал, застегнулся.
Пришел, открыл, достал, поел.
Из данных слов составьте распространенные предложения, чтобы получился связный текст.
Вышла, закрыла, проверила, спустилась.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из данных слов составьте распространенные предложения, чтобы получился связный текст.
Погладил, одел, завязал, застегнулся.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Закончи пословицу, дописав подходящий по смыслу глагол. Мир строит, а война ______________________. Труд кормит, а лень ______________________. Лентяй ест – греется, а работает – _______________________ . |
Изменение глаголов по временам
Неопределённая форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
что делать? решать думать | что делает? решает думает | что делал? решал думал | что будет делать? будет решать будет делать |
что сделать? решить подумать | – | что сделал? решил подумал | что сделает? решит подумает |
Разукрасить – |
р азукрасил, |
р азукрасит. |
б. вр. | б. вр. | б. вр. |
б. вр. | б. вр. | б. вр. |
б. вр. | б. вр. | б. вр. |
б. вр. | б. вр. | б. вр. |
б. вр. | б. вр. | б. вр. |
б. вр. | б. вр. | б. вр. |
н. вр. | н. вр. | н. вр. |
н. вр. | н. вр. | н. вр. |
н. вр. | н. вр. | н. вр. |
н. вр. | н. вр. | н. вр. |
н. вр. | н. вр. | н. вр. |
н. вр. | н. вр. | н. вр. |
пр. вр. | пр. вр. | пр. вр. |
пр. вр. | пр. вр. | пр. вр. |
пр. вр. | пр. вр. | пр. вр. |
пр. вр. | пр. вр. | пр. вр. |
пр. вр. | пр. вр. | пр. вр. |
пр. вр. | пр. вр. | пр. вр. |
Длинной шеей поверчу Груз тяжелый подхвачу: Где прикажут положу, Человеку я служу. (Подъёмный кран) | Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила) |
Трудовые процессы светает, любил, спит.
Умственная и речевая деятельность вырежет, рубил, вяжет
Что происходит в природе наблюдал, решает, подумает
Трудовые процессы светает, любил, спит.
Умственная и речевая деятельность вырежет, рубил, вяжет
Что происходит в природе наблюдал, решает, подумает
Трудовые процессы светает, любил, спит.
Умственная и речевая деятельность вырежет, рубил, вяжет
Что происходит в природе наблюдал, решает, подумает
Трудовые процессы светает, любил, спит.
Умственная и речевая деятельность вырежет, рубил, вяжет
Что происходит в природе наблюдал, решает, подумает
Трудовые процессы светает, любил, спит.
Умственная и речевая деятельность вырежет, рубил, вяжет
Что происходит в природе наблюдал, решает, подумает
Трудовые процессы светает, любил, спит.
Умственная и речевая деятельность вырежет, рубил, вяжет
Что происходит в природе наблюдал, решает, подумает
Продолжите пословицу.
Мир строит, а война ____________________.
Человек от лени болеет, а от труда __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей __________________________.
Продолжите пословицу.
Мир строит, а война ____________________.
Человек от лени болеет, а от труда __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей __________________________.
Продолжите пословицу.
Мир строит, а война ____________________.
Человек от лени болеет, а от труда __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей __________________________.
Продолжите пословицу.
Мир строит, а война ____________________.
Человек от лени болеет, а от труда __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей __________________________.
Продолжите пословицу.
Мир строит, а война ____________________.
Человек от лени болеет, а от труда __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей __________________________.
Продолжите пословицу.
Мир строит, а война ____________________.
Человек от лени болеет, а от труда __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей __________________________.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
танцует | светило | принесёт |
скачет | оправдал | буду говорить |
сижу | писала | расскажу |
поиграть |
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
танцует | светило | принесёт |
скачет | оправдал | буду говорить |
сижу | писала | расскажу |
поиграть | | |
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
танцует | светило | принесёт |
скачет | оправдал | буду говорить |
сижу | писала | расскажу |
поиграть | | |
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
танцует | светило | принесёт |
скачет | оправдал | буду говорить |
сижу | писала | расскажу |
поиграть | | |
К
наст.вр.
пр.вр.
буд.вр.
буд.вр.
буд.вр.
наст.вр.
пр.вр.
ЛЮЧ для самопроверки:
З
пр.вр.
вонить – звонит, звонил, будет звонить.
Позвонить – позвонил, позвонит.
К
буд.вр.
ЛЮЧ для самопроверки:
П
пр.вр.
овторять – повторяет, повторял, будет повторять.
Повторить – повторил, повторит.
клевал носом
унесёт ноги
бьёт баклуши
Звонить, |
позвонить |
Повторять, |
повторить |
Сундук знаний
Работа по учебнику с.76
«Учебник - багажник знаний» |
«Найди своё место» |
«Игра слов» |
«Народная мудрость» |
«Загадка» |
«Отдых с пользой» |
|
Первое задание: Да – нет. (согласны – не согласны)
Если вы ответили правильно, то услышите такой звук. А если неправильно – такой.
Глагол – часть речи и обозначает действие предмета? +
Глагол отвечает на вопросы: Кто? Что? -
Глаголы имеют совершенный и несовершенный вид? +
Глагол совершенного вида отвечает на вопрос что сделать? +
Глагол не изменяется по числам? -
Настоящее время |
Прошедшее время |
Будущее время |
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
пишут | светило | принесёт |
говорят | выучил | напишут |
несёт | оправдал | буду говорить |
скачет | писала | расскажу |
сижу | говорил | поиграет |
танцует | отвечала | разрисует |
моет | помыл | привяжет |
пою | сделала | разукрасить |
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
пишут | светило | принесёт |
говорят | выучил | напишут |
несёт | оправдал | буду говорить |
скачет | писала | расскажу |
сижу | говорил | поиграет |
танцует | отвечала | разрисует |
моет | помыл | привяжет |
пою | сделала | разукрасить |
рисует |
пишут |
говорят |
несёт |
скачет |
сижу |
танцует |
моет |
пою |
учился |
светило |
выучил |
оправдал |
писала |
говорил |
отвечала |
помыл |
сделала |
будет петь |
принесёт |
напишут |
буду говорить |
расскажу |
поиграет |
разрисует |
привяжет |
разукрасить |
Приобретать знания - храбрость,
Приумножать их - мудрость,
А умело применять - великое искусство.