СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по сказкам Г.Х.Андерсена

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать речь, оформлять свою мысль в речевое высказывание;

-осознанно воспринимать содержание произведения, осознавать сущность поведения автора в произведении, делать выводы;

-коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по сказкам Г.Х.Андерсена»

Конспект открытого урока по литературному чтению, 4 класс: литературное кафе «Андерсен»

Тема: Сказки его жизни.

Цель урока:

-подвести итог по прочитанным сказкам великого сказочника;

-пробудить интерес к творчеству Андерсена, формировать умение постигать смысл художественного произведения.

Задачи урока:

- развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- развивать мышление, память;

- воспитывать нравственную культуру обучающихся: доброту, человеколюбие.

Предметные:

-развивать речь, оформлять свою мысль в речевое высказывание;

-осознанно воспринимать содержание произведения, осознавать сущность поведения автора в произведении, делать выводы;

-коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Формируемые УУД.

Познавательные:

-уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

-уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных заданий, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме ;

-совершенствовать навык работы в группах;

Регулятивные:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Оборудование:

Портрет писателя, декорации города, лебеди из бумаги, карта Дании. Презентация по теме «Великий сказочник». Видеовикторина, видеоролик «Андерсен и его персонажи».

Мультимедийное оборудование, экран.

Выставка книг, рисунков и поделок к сказкам.








Ход занятия.

Песня 1.(сказочная мелодия)

Учитель: Дорогие девочки и мальчики, уважаемые учителя! Сегодня мы с вами проводим наш урок в литературном кафе. Скажите, а зачем люди ходят в кафе? Правильно, чтобы отметить день рождения. Но чей День рождения приближается, мы узнаем позже?!

Вы любите сказки?

Сказок очень много. А чем отличаются сказки от других произведений? (в сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения) А кто пишет сказки (сказки складывает народ или придумывают авторы, писатели).

Я приготовила для вас маленькое угощение. Оно лежит вот здесь (показывает на мешочек). Вы опускаете руку в мешочек и берёте то, что там лежит. Можно взять только одну штуку, чтобы хватило всем. Зажмите в ладошку и никому не показывайте. Сами, конечно, можете посмотреть, но чтобы никто не видел.

Раздаёт горошины.

Учитель.

-Мешочек опустел. Разожмите свои ладошки. У вас в руке по…(горошине). Они будут вам помогать сегодня. Горошинки сладкие на вкус и разные по цвету. Те, у кого в руках белые горошинки, садитесь за стол с большой белой горошиной, у кого жёлтые – за стол с горошиной жёлтого цвета т.д. Возьмите свои книги ручки, горошины положите в рот, и мы отправимся в гости к сказкам. И так наше путешествие начинается…

Песня 2 («Что за чудо!»,герои танцуют)

После танца герои рассаживаются.

В нашем кафе сегодня сказочные персонажи, из каких они сказок?

Ой, кажется, к нам кто-то идёт…?!

(Песня 3.Звучит музыка Оле-Луйкое)


Включить экран

Оле-Лукойе:

Я – Оле-Лукойе, я сказочный гном.

Я – Оле-Лукойе! Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою, вам сон подарю.

И в сказку любую попасть помогу.

- Здравствуйте, ребята!


Учитель: Здравствуй, Оле-Лукойе.


Оле-Лукойе: Вы ждете, когда же я сказку начну?

Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,

Где принц, королева живут и король,

А у горошины главная роль!

Презентация


Оле-Лукойе: раскрывает разноцветный зонтик.


Сегодня мы с вами отправляемся  в сказочный  мир удивительного волшебника, датского писателя Ганса Христиана Андерсена.


Учитель: Как звучит тема нашего урока? Какие же цели мы сегодня поставим перед собой? Давайте вспомним о жизни писателя…

Биография Андерсена (учитель и два ученика).1 слайд, 2 слайд

1-ый ученик. Г. Х. Андерсен родился в 1805г. в Дании, в небольшом городке Оденсе, с узкими улочками и островерхими крышами, которые были расположены так близко друг к другу, что можно было перешагивать с одной крыши на другую.


На сцену выходит Ханс Кристиан Андерсен, одетый в чёрный фрак, белую рубашку с шейным платком, чёрные панталоны и цилиндр. Он проходит по сцене, смотрит на родной Копенгаген, изображённый на заднике сцены, затем спускается вниз, подходит к карте Дании и рассматривает её. (Звучит тихая музыка)

Дания – моя родина.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир моё начало:

На датском языке мать песни

мне певала,

Шептала сказки мне, родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна!

ХансКристиан медленно проходит к своему рабочему столу, садится, берёт в руки перо и что-то пишет на листе бумаги. Время от времени он задумчиво смотрит на сцену, в зал, затем вновь возвращается к работе.


Ученик 1. Отец его был бедным сапожником, мать – прачкой.3 слайд

Учитель. Андерсен рос молчаливым и задумчивым мальчиком, любил сочинять истории про себя самого, истории самые небывалые и фантастические.

2-ой ученик. Так, например, когда Ганс узнал, что земля круглая, он рассказал своей подружке, что скоро китайский император, который живет на противоположной стороне земного шара, прокопает подземный ход и увезет его, Ганса, в свое королевство. Товарищи часто смеялись над выдумками Ганса.

Учитель. У отца Ганса были золотые руки и доброе сердце. Целыми днями чинил он обувь и пел песни. Мечтал побывать в театре и его мечта осуществилась. В театр он взял с собой и маленького Ганса, вот с этого всё и началось…

2-ой ученик. Жизнь Андерсена – это бесконечный, непрерывный труд. Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.. Однажды одна девочка подарила ему белую розу. Может быть именно ей он и посвятил стихотворение «Лизочка у колодца» (выходит девочка.она играет куклой) 4 слайд

***

Колодец вырыт подле дома.

Подходит Лизочка к нему,

Глядит, задумавшись невольно,

В его таинственную тьму. (заглядывает в колодец)


Малютке мама говорила,

Что в том колодце есть приют

Иль магазин такой, откуда

Порою деток достают...


Да, да! И даже крошка Лиза,

Над ним стоящая теперь,

Тому назад четыре года

На свет пришла чрез ту же дверь.


В колодец долго смотрит Лиза. —

Ужель детей там больше нет?

Иль все попрятались за камни

До появления на свет? (кричит в колодец ау!)


Наверно, все живут в колодце:

Ведь я сама же там была!..

Да и теперь там на поверхность,

Я вижу, девочка всплыла! (смотрит в колодец)

Вишь, улыбается плутовка!

Ну! вылезай ко мне скорей!

Она на Лизочку похожа

Лицом и золотом кудрей!


Ах! если 6 только эту крошку

Могла достать оттуда я!

Она куда красивей, лучше,

Чем кукла глупая моя!.. (сердится на куклу и тащит ее за руку)

переводВ. Величко.

5 слайд

1-ый ученик. Когда ему исполнилось 14 лет, он разбил свою глиняную копилку, достал из нее ничтожную сумму в 30 талеров и на эти деньги поехал в Копенгаген искать счастья.6 слайд

2-ой ученик. Он много учился и хотел стать актером, но актер из него не получился. Свою биографию Андерсен назвал «Сказки моей жизни». Жизнь самого писателя была сказкой. Любое существо, любой предмет или явление рассказывали ему свою историю, а он пересказывал её своим читателям.

1-ый ребенок. Он стал писателем, лучшим сказочником в мире. И в этом помогли ему труд, настойчивость, знания, сила характера.

2-ой ребенок. А еще – доброе сердце и любовь к людям!7 слайд

Выключить экран

Учитель. Да, очень трудно сложилась жизнь Андерсена, но он умел радоваться всему прекрасному и удивительному в жизни и рассказывал об этом в своих сказках.

Сочинять сказки Андерсен любил еще в детстве, но напечатал их уже после того, как стал известным писателем. Именно сказки принесли ему мировую известность и славу. Они поражают читателя своей простотой. И в то же время они очень необычны: в них трудно отделить сказку от правды, от самой жизни. Андерсен часто любил повторять: «Нет сказок лучше тех, что создает сама жизнь». И действительно, сказки жили повсюду: в обычной крестьянской избе, на лесной поляне, в заброшенном колодце, на аллее в саду, на берегу моря…

                               И сегодня сказки Андерсена и его герои здесь, с нами. Итак, слушайте и смотрите.

(музыка)

Художественное рассказывание

по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

(Рассказчики встают около стола, на котором стоит замок из картона, танцовщица, 25 солдатиков и другие игрушки.)

 

Мальчик. Крибле-крабле-бумс!

Девочка. Ой, куда это я попала?

Мальчик. Чш! Вы в царстве Ганса Христиана Андерсена…

                Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от старой оловянной ложки, а значит приходились друг другу родными братьями. Красавцами они были писаные! Мундир синий с красным, ружьё на плече, взгляд устремлен вперед.

Девочка. «Оловянные солдатики!» – вот первое, что услышали братья, когда открыли коробку, в которой они лежали. Это закричал маленький мальчик. Солдатиков подарили ему в день его рожденья, и он тотчас же стал расставлять их на столе (расставляет солдатиков).

Мальчик. ( помогает ей расставлять солдатиков). Все они походили друг на друга, как две капли воды. И лишь один отличался от всех (показывает). У него была только одна нога. Его отливали последним, и олова на него не хватило. Но вы знаете, на одной ноге он стоял не хуже, чем другие на 2-х. И вот с ним-то и произошла удивительная история.

Девочка. Итак, мальчик расставил солдатиков на столе…Там было много игрушек, но всего красивей был чудесный замок из картона! (показывает). Ой! В его маленькие окна можно было заглянуть и увидеть маленькие комнатки. Перед замком лежало маленькое зеркальце, совсем как настоящее озеро, по нему плавали восковые лебеди и любовались своим отражением. Все это радовало глаз. Но… Но прелестнее всего была молоденькая девушка, стоявшая у дверей, на пороге замка. На ней была юбочка из кисеи, узкая голубая ленточка спускалась от плеча к поясу. Она была прикреплена сверкающей блесткой, такой большой, что она могла бы закрыть все личико девушки.

Мальчик. Красавица эта была танцовщица. Она стояла на одной ножке, вытянув руки вперед, а другую ножку  подняв так высоко, что солдатик сразу ее и не заметил и подумал, что она однонога, как и он сам. «Вот бы мне такую жену, - подумал солдатик, - но она, наверное, знатного рода   и живет во дворце, а я живу в коробке, и ей там не место, да и нас там целых 25… Но познакомиться с ней все же не мешает.» И он спрятался за табакерку, стоявшую на столе.

Девочка. Вечером всех солдатиков уложили в коробку, и люди легли спать. И вот тогда игрушки сами стали играть сначала в гости, потом в войну, а потом они устроили бал! (звучит вальс). Все стали танцевать!(мальчик и девочка танцуют). Только солдатик и танцовщица не двинулись с места и смотрели друг на друга. Вот

пробило 12 часов, и вдруг: щелк! Щелк! Это открылась табакерка. Табаку в ней давным-давно не было, в ней сидел маленький черный тролль. «Эй ты, оловянный солдат! Не смей пучить глаза на то, что не про твою честь!»

Мальчик. Оловянный солдатик отвернулся и сделал вид, что не слышит.

Девочка. « Ну, погоди, вот придет утро, увидишь!»

Мальчик. Утром дети проснулись, переставили солдатиков на подоконник, и вот тут-то то ли по вине сквозняка, то ли по вине тролля окно распахнулось, и одноногий солдатик полетел вниз с 3-его этажа. Ой! Ох, и страшно же было! Он застрял каской среди булыжников и так и остался стоять, задрав ногу кверху.

Девочка. Служанка и младший из мальчиков сейчас же выбежали на улицу и стали искать его. Искали, искали, чуть даже не наступили на него, но так и не нашли.

Мальчик. Крикни солдатик: «Я тут!»- и они сразу нашли бы его. Но он считал неприличным кричать на улице, да ещё будучи в мундире.

Девочка. Но вот прошел дождь и…

Вдвоем. И!..

Беседа с учащимися.

  • Что же случилось дальше?

  • Чем заканчивается сказка?

Посмотрите, как все просто в этой сказке: оловянные солдатики, картонный замок, игрушки, танцовщица. Все они  обычные игрушки, что в них, кажется, сказочного? Но надо было быть Андерсеном, чтобы в повседневном и обыденном увидеть сказку.

  • Как Андерсен относится к солдатику и танцовщице? (сочувствует им, переживает за них, гордится ими)

  • К чему призывает Андерсен читателей в этой сказке? (В этом - ее основная мысль.В жизни нужно быть таким же стойким и мужественным, как оловянный солдатик, не бояться никаких трудностей, не склоняться перед ними)

Поучительная сказка, не правда ли?

А следующая история очень грустная, и произошла она на птичьем дворе, где важно расхаживали индюки, крякали утки, кудахтали куры. Именно здесь началась печальная история вот этого малыша (показываю иллюстрацию выжженную на дереве «Гадкий утенок») Все вы хорошо знаете эту сказку. Она называется…? Давайте послушаем отрывок из сказки Андерсена «Гадкий утенок» (музыка)

 

Выразительное чтение наизусть.

(со слов «Грустно было бы вспоминать о всех злоключениях утенка в эту суровую зиму»…до слов «Да, не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца…»

  1. Какой была жизнь утенка?

  2. Что ему пришлось пережить?

  3. Что напоминает нам его жизнь, полная лишений и страданий? (детство самого писателя).

Учитель. Продолжаем нашу встречу с героями Андерсена. Следующая героиня пусть сама расскажет о себе.

Штопальная игла (музыка)

Сказка Андерсена «Штопальная игла»

Здравствуйте, господа! Надеюсь, я попала в приличное общество и здесь меня оценят по достоинству! Правда, я не одна, со мной целая свита ( тянет из корзинки за ниточки разноцветные клубки ниток). Чудесная свита, не правда ли? А сама я, господа, очень знатного рода, наверное, родилась я от солнечного луча. Видите, какая я тоненькая, стройная, изящная. Но мне страшно не повезло в жизни: хозяйкой моей была простая кухарка и держала меня в маленькой коробке. У кухарки на руке было 5 пальцев и все ужасные зазнайки! Они совершенно ничего

не делали,  только вынимали меня из коробки и клали туда обратно. А меня они заставляли делать самую черную работу: штопать одежду, чинить башмаки. А я слишком тонка для такой работы! Я кричала от возмущения: «Осторожней! Я не выдержу! Я могу сломаться!» Но никто не слушал меня, и я сломалась. А ведь я могла бы быть такой роскошной брошкой  и занять высокое положение. Помогите мне, господа, умоляю вас!

Учитель. Кто же просил у вас помощи, ребята?

Из какой она сказки? Сказка рассказывает про обычную штопальную иглу. Какие из них вы можете назвать? «Старый уличный фонарь», «Свинья-копилка», «Ромашка», «Ель» и др. Порой они совсем невелики по объему, но в каждой из них своя история, своей характер, поведение, речь. У штопальной иглы, как видите, тоже своя история, свой характер.

Какова же она, штопальная игла? (гордячка, зазнайка, белоручка, презирает окружающих, ценит лишь себя.Поделом ей, что жизнь свою она закончила в грязи на мостовой).


А вот и новые герои из сказки Андерсена, встречайте! (музыка)

Сценка из сказки

Андерсена «Новое платье короля»

(Выходят ткачи – два мальчика).

1 ткач. Мы вам хотим представиться,

позвольте сообщить:

Король ткачей искусных

Изволил пригласить.

2 ткач. И вот мы здесь. Я – Клумпэ.

1 ткач. А я – Думпэ.

2 ткач. Мы делаем такую замечательную ткань, которую свет не видывал.

1 ткач. Да, редкую ткань.

2 ткач. Платье, сшитое из нашей ткани, обладает удивительным свойством.

1 ткач. Его не сможет увидеть человек, который не справляется со своими служебными обязанностями.

2 ткач. А также тот, кто совершенно глуп, как пробка!

1 ткач. Давно ли сельские грачи

Делили с нами ужин?

Теперь мы – важные ткачи,

Наш труд престолу нужен!

2 ткач. Мы шьем наряд для короля

Совсем в особом роде.

О новом платье короля

Заговорят в народе!

1 ткач. Пускай наш знатный дуралей

Побольше денег платит

2 ткач. На нашу долю королей

Еще, пожалуй, хватит!

1 ткач. Да здравствует король!

Вместе. Виват! Виват!

Учитель.

1.Из какой сказки эти герои? Какие поступки они совершили? Как эти поступки характеризуют их? (мошенники, плуты)

2.Как Андерсен относится к ним?

3.А как он относится к королю? (смеется над ним, высмеивает его за любовь к нарядам, за глупость, за то, что не занимается вопросами государства).


Вед.:Своих детей у Андерсена не было. Ведь он так и не женился. Но как же он любил детей, раз сочинял такие интересные сказки. События в сказках происходят и на дне морском. (музыка)

Инсценировка сказки «Русалочка»

Ведьма колдует ,входит Русалочка.

Ведьма: Знаю, знаю зачем ты пришла. Глупости ты затеваешь. Ну да, я помогу тебе на твою же беду красавица. Ты хочешь отделаться от своего рыбьего хвоста? И получить вместо него две подпорки, чтобы ходить как люди? Хочешь, чтобы принц полюбил тебя? Ну ладно, ты пришла вовремя. Приди ты завтра по утру, было-бы поздно. Я изготовлю тебе питье и до восхода солнца выпей его до капли. Тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных ножек. Но тебе будет так больно (пугает), что ступать ты будешь как по острым ножам. Твои ноги будут кровоточить. Вытерпишь все это? Тогда я помогу тебе!

Русалочка: Да!

Ведьма:(кричит) Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер своих! А если принц не полюбит тебя и не сделает своей женой, ты погибнешь с первой-же зарей! Твое сердце разорвется на части и ты станешь пеной морской!

Русалочка: Пусть!

Ведьма:(вкрадчиво) А еще ты должна заплатить мне за помощь, и я не дешево возьму. У тебя чудесный голосок, ты должна отдать этот голос мне! Русалочка: Если ты возьмешь мой голос, что же останется мне?

Ведьма: Твое прелестное личико, твоя плавная походка, твои горящие глаза! Русалочка: Хорошо!

Ведьма: Чистота- лучшая красота! Пей! (подает напиток).


1. Какое самое главное желание Русалочки? (быть среди людей)

2. Какова основная мысль сказки? (нет ничего в жизни выше и прекраснее любви, возвышающей и облагораживающей человека)

3. Какие еще сказки вы можете назвать, в которых любовь побеждает все преграды, побеждает зло? ( «Снежная королева», «Дикие лебеди»).

Конечно, сказка известна во всём мире «Снежная королева»


И сегодня она пришла к нам в гости!

Песня Снежной королевы из мюзикла А.Морсина «Снежная королева»

Визит Снежной Королевы (музыка)

Снежная Королева(поет)

 

 

Друзья(говорят)

 

Снежная Королева(поет)

 

 

 

 


















Герда(говорит)

Кай (говорит)


Снежная Королева(поет)


Кай (поет)

Снежная Королева(поет)

Кай (говорит)

Снежная Королева(поет)





(говорит)



Герда

Кай (говорит)



Снежная Королева(говорит)

Школа и свечи,
Какой у вас веселый вечер


Ах школа и свечи
Да 1 2 3 1.


Но замечаю
Меня по-царски не встречают,


Ах нет не встречают
Да 1 2 3 1.


Пусть для вас не будет тайной,
Что к вам пришла я не случайно.


Кто это, кто она?

Лицо как под маской.

И как от нее веет холодом.


Странно, что все же
Меня узнать никто не может,


Ах странно, престранно
Да 1 2 3 1 1


Нынче детишки
И вовсе не читают книжки,
Ах нынче детишки ну просто кошмар.

Хоть лицо мое не вспомнится,
Эта встреча вам запомнится.
Кто здесь духа безмятежного,
Не боится царства снежного,
Не страшится льда холодного,
И ветров студеных струй
Дать мне руку не откажется,
Станцевать со мной отважится,
В эту полночь новогоднюю
Мой получит поцелуй.
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха...

Свечи сияют
И дивный праздник обещает
Ну что ж вы стоите 1 2 3 1

Вас не обижу,
Но смельчака я здесь не вижу
Ах право не вижу 1 2 3 1
Кто же с робостью расстанется,
Пригласит меня на танец - а?


Кай, я ее боюсь, не танцуй с ней.

Да что ты Герда, это же праздник.

Каждый наряжается, как хочет.
Я Вас приглашаю, вот моя рука.


Ты еще не узнал меня Кай? 
Но я не сержусь на тебя.


Неужели Вы правда? 
Вы и есть? 
Не может быть!


Глупенький Кай. Ну поехали со мной! Ха-ха-ха!...

Кто главные герои этой сказки! Что символизирует Снежная королева? Кто побеждает в этой сказке?


Учитель. - Сейчас мы с вами станем зрителями ещё одной сказки великого сказочника. Посмотрите внимательно на действия, которые будут происходить, а потом назовите имена героев сказки. (музыка)

          - Утром принцесса просыпается, садится на горе перин и тюфяков, потирая бока.

Входит принц, кланяется, подаёт ей руку, помогает встать с постели и спрашивает у принцессы:

 - Как вам спалось?

 - Ах, ужасно плохо! – отвечает принцесса. – Я всю ночь не сомкнула глаз! Бог знает, что у меня было в постели!  Я лежала на чём-то твёрдом, и теперь у меня всё тело в синяках! Это просто ужас что такое!

Принц достаёт из постели принцессы горошину и говорит:

 - Наконец-то я встретил настоящую принцессу! (Ребята под фонограмму, используя жестовое пение, исполняют дуэт принца и принцессы, то есть разыгрывают маленький музыкальный спектакль)



Ученик.  - Принц взял принцессу в жёны: теперь-то он знал, что берёт за себя настоящую принцессу. Горошина попала в музей, где её можно видеть и сейчас. (Достаёт горошину из хрустальной шкатулки и показывает зрителям)  - Знайте, что это правдивая история.Включить презентацию

Игра «Добрый- злой» (хлопок вверху, приседаем, закрываем руками глаза)

Дюймовочка, русалочка, тролль, Оле-Луйкое, снежная королева, Оловянный солдатик, ведьма, крыса,Элиза.

Слайд 8

Оле-Лукойе. А в 1956 году была учреждена международная премия имени Г.Х. Андерсена, которую часто называют «Малой нобелевской премией».Присуждается она раз в два года.Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают ещё и лучшему художнику-иллюстратору.

Слайд 9-10

Ведущий. Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом. За прошедшие годы лауреатами премии Андерсена стали 23 писателя и 17 художников-иллюстраторов детской книги –

представители 20 стран мира.


Оле-Лукойе. Хотите знать, кто удостаивался премии и медали имени Г.Х.Андерсена?

Это писатели:Астрид Линдгрен (Швеция),Туве Янсон (Финляндия),ДжаниРодари (Италия).Художники:Татьяна Маврина (Россия) и другие.

Викторина

Учитель Сейчас мы проведём викторину и выявим знатока сказок Андерсена!

Кто ответит первым , правильно на вопрос тот получит монету. По результатам кол-ва собранных монет мы и выявим знатока.



1).Как начинаются русские народные сказки? Ну, конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ...»

У Андерсена все иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку...» («Огниво»)

2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист»)

3. «Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь!..» («Снежная королева»)

4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...» («Дикие лебеди»)



2) конкурс (кот в мешке) « Из каких сказок эти вещи? »

Дети достают из мешка предметы и называют героя сказки Андерсена.

  • Зонтик («Оле-Лукойе»).

  • Горошина («Принцесса на горошине»).

  • Санки («Снежная королева»).

  • Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»).

  • Крапива или спицы ("Дикие лебеди”).

  • Зеркало («Снежная королева»).

  • Спички («Огниво», «Девочка со спичками»).

  • Скорлупка ореха («Дюймовочка»).

  • Бусы из ракушек («Русалочка»).

  • Иголки, нитки («Новый наряд для короля»).

  • Скорлупа яйца («Гадкий утенок»).

3) видео викторина «Назови сказку»

4)Карточки.

На столах у вас разложены карточки, на обороте которых напечатаны отрывки из разных сказок Г.Х.Андерсена. От каждой команды приглашается по 2 участника. Их задача разложить карточки по порядку, опередив своих соперников.


5). «Музей восковых фигур»

Приняв позы, замереть на несколько секунд.

1-я команда - Стойкий оловянный солдатик и танцовщица.

2-я команда - Король и слуги, несущие мантию.

Какие вы молодцы! А теперь подсчитайте ваши монеты. Медаль им.Г Х.Андерсена присуждается.


3. Заключительное слово Оле-Лукойе:

Закончились сказки, рассвет настает.

Пора просыпаться, работа всех ждет.

Я каждую звездочку с неба сниму,

Почищу и снова на место верну.

Весь мир разукрашу

К воскресному дню.

А вечером снова

Со снами приду.


Уходит

Ведущий. Прощаемся с Оле-Луйкое

слайд

X . Подарки сказочнику.

В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. Вы хотели бы побывать в этом городе? Давайте совершим виртуальную экскурсию и побываем ….

Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по Андерсовским местам и посмотрим, где помнят великого писателя?

Видео «Андерсен и его персонажи»

Выключить экран

Учитель: Наша встреча подошла к концу, но ведь вы помните, что скоро будет день рождения писателя, а на день рождения с пустыми руками не приходят. Чтобы вы хотели подарить писателю? (Ответы детей)

Учитель: Я предлагаю вам составить пятистишие, которое так и будет называться: «Андерсен» (составление пятистишия). Составляют синквейн

  • 1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.

  • 2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.

  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Сказочник 
загадочный .гениальный
сочинял ,размышлял ,творил 
своими сказками украсил мир 
Мудрец .

В центральном парке столицы – напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

У меня сегодня тоже есть белая роза...

Ребята, давайте представим себе, что у нас появилась уникальная возможность поблагодарить великого датского сказочника за его прекрасные произведения.

За что сегодня каждый их нас мог бы сказать «спасибо» Гансу Христиану Андерсену. Давайте сейчас, вместе с этой белой розой, передадим свою любовь, тепло своих рук и сердец Г.К.Андерсену... Роза вместе со словами благодарности переходит из рук в руки...


Вот и подошла к концу наша встреча. Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы все слышим живой голос писателя. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские «истории», люди станут добрее и мудрее.

Учитель: Конечно, лучшим подарком для писателя будут прочитанные вами книги. Скорее снимите с домашней книжной полки книгу  Ганса Христиана Андерсена. Если дома такой книги не оказалось – не огорчайтесь. В книжном магазине наверняка есть разные издания этого известного на весь мир автора.  Если же  рядом нет книжного магазина – скорее в библиотеку. Тут наверняка вы отыщите нужную книгу. Внимательно читайте. Читайте с удовольствием. Читайте столько, сколько получится (конечно, чем больше, тем приятнее будет автору, день рождения которого мы собираемся отметить).

Ученик:

  ...Сказками увенчан, как цветами.

     Строк его вкушаем благодать.

     Наши папы, бабушки и мамы

     Брали сказки в детскую кровать.

     Открываю том его прекрасный

     В поле, в доме, в школе и в лесу...

     Сказок его радужные краски

    Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!

Учитель: Читайте Андерсена, дети!

Так увлекают сказки эти.

И, может быть, ответ найдете сами:

Где в сказке ложь, на что намек

И "добрым молодцам урок"







































































Приложения.

Задание на карточках.



«Утёнок опустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, поплыли к нему. Убейте меня! Сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде…»

« …он увидел собственное отражение. Но теперь он уже был не гадким темно-серым утёнком, а белым лебедем».

«Ну, чего выставилась, смотри, глаза протаращишь! - сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник, а когда увидел, сколько в сундуке серебра, вытряхнул медяки и набил оба кармана и ранец серебром…»


«…Ну, теперь в третью комнату. Вот так страшилище! Сидит там собака, глаза и впрямь как Круглая башня и ворочаются ровно колеса».


«Видишь, у меня в руках крапива? Такая крапива растет здесь возле пещеры, и только она, да еще та крапива, что растет на кладбищах, может тебе пригодиться; заметь же ее!»

«…Ты нарвешь этой крапивы, хотя твои руки покроются волдырями от ожогов; потом разомнешь ее ногами, ссучишь из полученного волокна длинные нити, затем сплетешь из них одиннадцать рубашек панцирей с длинными рукавами и набросишь их на лебедей; тогда колдовство исчезнет»





19