СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии 8 класс. Рынок труда. Трудовые ресурсы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии 8 класс. Рынок труда. Трудовые ресурсы»

Конспект урока по технологии 8 класс

Урок №3

Тема урока: Рынок труда. Трудовые ресурсы.

Цели:

  • Знать требования к современному работнику в условиях рынка.

  • Иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии.

  • Представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Задачи урока:

общеобразовательные:

активизировать познавательную активность

дать представление о рынке труда

углубить знание о профессиях

воспитательные:

вовлечь в активную деятельность

совершенствовать навыки общения

развивающие:

выделять главное

развивать коммуникативные навыки

развить пространственное воображение, творческие способности, вкус

коррекционные:


Планируемые образовательные результаты:

предметные:

Проводить исследования. Знать понятие рынка труда. Определять связь рынка, труда и технологии.

личностные:

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности

планирование образовательной и профессиональной карьеры

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

метапредметные:

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда

самостоятельная организация и выполнение различных творческих заданий

проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе исследования рынка труда

Межпредметные связи:

Основы экономики

Экология

История

Технологии:

Педагогика сотрудничества.

Ресурсы:

раздаточный материал

программное обеспечение

Используемый УМК: презентация «Все работы хороши», схемы ,тест по профориентации, листы бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Диалог с учениками о значимости рынка труда в их повседневной жизни.

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

Вопросы:

  1. Что такое труд?

Труд это целесообразная , осознанная деятельность людей , применяемая в производстве товаров и услуг.

Экономический труд реализуется в рабочей силе- способности человека к труду. (запись в тетрадь)

1

  1. Что такое рынок труда?

А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложений рабочей силы. (запись в тетрадь)

Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь).

Давайте поставим цель нашего урока

Проводить исследования, знать понятие рынка труда, определять связь рынка, труда и технологии.(помещаем на доске)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»



В России проживает по последней переписи, как вам уже известно, около 145 млн. человек. Всё население нашей страны можно разделить на три группы:

А к какой категории вы отнесёте себя?

Но есть ещё одно понятие – это трудовые ресурсы.

Кто, по вашему мнению, может из этих трёх групп относится к ним? (ответы учеников)

Итак, трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве (запись определения в тетради).

Здесь приведена схема населения России по переписи 1998 года. Всё население страны тогда было равно 147 млн. человек. И как по нашей схеме, оно делилось на три группы – население моложе трудоспособного возраста (моложе 16 лет) – 32 млн. человек; население трудоспособного возраста – 84 млн. человек и население старше трудоспособного возраста – 31 млн. человек.

Нас в данном случае интересует трудоспособное население, из числа которого вычленяется нетрудоспособное население – это инвалиды (их около 3 млн.), а оставшаяся часть способна трудиться.

Но так как к трудовым ресурсам ещё причисляются дети и пенсионеры, способные работать в народном хозяйстве, общее количество трудоспособных увеличивается до 84 млн. Но из этого количества нужно убрать женщин, ухаживающих за маленькими детьми, т.е. находящихся в декретном отпуске; студентов, которые только обучаются своим профессиям и работают непостоянно; а так же людей, занимающихся домашним и личным подсобным хозяйством. В итоге получается, что настоящее экономически активное население страны – это 72 млн. Но человеку всегда было свойственно желание искать лучшее место для себя, и некоторая часть людей из этого количества считает себя безработными, ища «…лучшее место под солнцем…» в 1998 году по статистике безработных было около 9 млн., а 63 млн. – занято в экономике.

А как вы считаете, количество безработных сейчас увеличилось, ли уменьшилось?

Сейчас каждый восьмой житель нашей страны трудоспособного возраста считается безработным (но не все они зарегистрированы официально). Эта часть экономически активного населения не может найти себе работу, т.к. соотношение спроса на рабочую силу и её предложение не всегда совпадают. А ведь именно это соотношение и считается рынком труда (запись определения в тетради) – это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения.

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, не говоря уже о нас, сельской местности, трудно найти подходящую работу. Наше правительство официально признало существующую в стране безработицу.

В чём же причина? Давайте попробуем разобраться.

Перед вами две современные ситуации, которые приводят к увеличению числа ищущих работу, т.е. к безработице. Попробуйте собрать эту схему.

Два варианта:

  1. Низкая оплата труда – работодатель может набрать побольше дешёвых работников, работники не имеют большого желания работать за низкую оплату своего труда. Следовательно, рабочих мест много, существует спрос на рабочую силу, а желающих работать мало, поэтому спрос превышает предложение и возникает дефицит работников.

  2. Высокая оплата труда – работодателю нужно обходиться как можно меньшим количеством работников, а работникам очень хочется получить высокооплачиваемую работу, следовательно, рабочих мест мало, существует низкий спрос на рабочую силу, но зато высокое её предложение, т.е. предложение больше спроса, и в результате – безработица.

Существует такое предположение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом для изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения на этот счёт.

Как вы считаете, можно ли сейчас прожить на пособие по безработице?

А какой же тогда выход?

А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?

Да, верно, нужно постараться выбрать престижную профессию.

А какие профессии в современное время можно считать престижными? Перечислите их по ранжиру – от самой престижной в количестве 10 штук.

Работа по группам (два человека), а затем выслушиваем.

Об обстановке на рынке труда у нас в районе и о спросе на профессии нам расскажет приглашённый к нам на урок ведущий специалист комитета по молодёжной политике.

А какую профессию вы бы хотели получить? И какие качества для этого необходимы?

Индивидуальная работа – 2 профессии по 3-5 качеств.

Затем выслушиваем.

Для того, чтобы определить, насколько ваш выбор совпадает с вашими качествами, проведём небольшое исследование.

Вам предлагается несложный тест: на листках перед вами представлены различные профессии (виды занятий). В каждой паре выберите одну профессию наиболее предпочтительную вами и обведите букву в скобках. Закончив работу, подсчитайте количество выборов и определите свой профессиональный тип личности. Приложение 2.

Включить материал презентации «Рынок труда». Приложение 1. (дополнительно читаются характеристики типов).

За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.

Я вам сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуёте найти пути выхода из них.

Ситуация 1. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.

  1. вы – молодой специалист, который желает устроиться на работу в престижное учреждение. Ваши действия.

  2. вы – руководитель престижного учреждения, который желает принять на работу естественно хорошего работника и не ошибиться.

Ситуация 2. 3 человека обыгрывают данную ситуацию.

  1. вы – подчинённый, которому доверили выполнить определённую работу, но по каким-то причинам вы это не сделали. Ваши действия по оправданию себя.

  2. вы – лицо, которому подчиняется человек, не выполнивший своё поручение. Как вы поступите по отношению к этому работнику.

  3. вы – руководитель предприятия, где произошла данная ситуация, и в присутствии вас происходит её разбор. За вами последнее слово. Ваше решение.

Ситуация 3. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.

  1. вы – работник, в очередной раз опоздавший на работу. Как вы сможете оправдать себя перед начальником?

  2. вы – начальник, который должен обязательно принять меры по поводу систематических опозданий своего работника. Ваши действия.

Рефлексия.

Вам понравился урок?

Достигли ли мы поставленной цели?

III. Домашнее задание:

, записи в тетрадях.