СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии "Химические волокна" 7 класс.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии "Химические волокна" 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии "Химические волокна" 7 класс.»

Конспект урока по технологии «Химические волокна» 7 класс



Цель урока:

Обобщение, закрепление и систематизация знаний по теме "Элементы материаловедения" и применение их на практике.



Задачи:

Коррекционно-развивающие: формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать мыслительные, информационные навыки в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Образовательные: развивать и закреплять понятия по теме, познакомить со свойствами химических волокон.

Воспитательные: развивать любознательность и формировать самостоятельность в познавательной деятельности. Воспитывать  практичность.

Обучающие: повторить классификацию текстильных волокон и дополнить знания учащихся  по теме « Классификация волокон».

Ознакомить учащихся с  процессом получения химических волокон и их свойствами.  

Развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивающие: развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать и выделять главное, практические умения, способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитывающие: воспитывать уважение к труду старших поколений, любовь и бережное отношение к природе, внимательность и аккуратность в работе.

Здоровьесберегающие: использовать на уроке  здоровьесберегающие  элементы.



Ход урока:



  1. Организационный момент.  

- приветствие

- проверка  явки учащихся;

- проверка готовности учащихся уроков;

- настрой учащихся на работу;

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 


Сообщение темы и целей урока. Запишите тему сегодняшнего урока



2.Повторение пройденного материала.

Зачем вам все это нужно знать? 

Чтобы научиться разбираться в тканях, необходимо знать их свойства, тогда вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.

В 5-м и 6-м классе вы познакомились с тканями растительного и животного -происхождения.

Давайте вспомним: На какие два вида делятся текстильные волокна?

текстильные волокна бывают  натуральные и химические.

-Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.

-Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в лабораториях.

Какие волокна относятся к натуральным волокнам? - растительные, животные, минеральные.

Использование демонстрационного пособия : «натуральные волокна»

Что это за растение, как называется волокно и как называется ткань, которую получают из этого волокна? - растение  лен, и  волокно  называется лен, а ткань льняная..

Что это за растение, как называется волокно и как называется ткань, которую получают из этого волокна? - растение хлопчатник, волокно называется хлопок, а ткань – хлопчатобумажная.

Как называется волокно, которое дает это животное и ткань, которую изготавливают из этих волокон? - волокно называется  шерсть и ткань – шерсть..

Как называются эти гусеницы и чем они нам интересны? - это гусеницы тутового шелкопряда. Она питается листьями тутового дерева, а из коконов получают тонкие нити, которые называются натуральным шелком и ткань, которую получают из этого волокна, называется -  шелк.

3.Практическая работа 1. Я предлагаю вам образцы тканей, которые вы определите к каким видам они относятся, и  приклеить их в тетрадь.

4.Изложение  нового  материала: тема нашего урока « Химические волокна»  

  Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те или иные волокна, которые давала природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий  хорошее, прочное волокно. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоемкий и дорогостоящий процесс. Люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом и менее трудоемко получить ткань теплую как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок. Успехи химии  позволили создать химическое волокно  из природных материалов

Химические волокна– это волокна, созданные искусственным путём с помощью физических и химических процессов

помощью физических и химических процессов.

Волокна  делятся на  искусственные и синтетические

(ученики записывают определения в тетрадь)

Учитель: мы уже  знаем, как получают натуральные волокна и вам интересно узнать, как получают химические волокна?

Учитель:  моя цель, как учителя помощь вам разобраться в этом 

Вы уже знакомы с материалами из натуральных волокон: хлопка, льна, шелка, шерсти.

В современном мире все больше и больше тканей производят из искусственного волокна. Уже в XVII в. англичанин физик Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна были получены в конце XIX века, хотя попытки их получения были намного раньше. Например, стеклянные нити вырабатывали в Древнем Египте, их использовали для украшений, а в середине XVII Iв. М.В. Ломоносов пытался найти способы их промышленного  производства.  В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 году в Подмосковье (г. Мытищи) 

Классификация химических волокон. Таблица /см. приложение 2/

Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья. По этому признаку они делятся на  искусственные и синтетические ,

Сырье для химических волокон:

Сырьем для производства искусственных волокон служат древесная целлюлоза, отходы хлопка, стекло, металлы и др. Исходным продуктом для получения сырья при производстве синтетических волокон являются газы и продукты переработки каменного угля и нефти  

Приложение 1. Работа в рабочих тетерадях.

Технология  производство химических волокон делится на три этапа 
I этап: Получение вязкого прядильного раствора.

 Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы. 
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ. 
II этап: Формирование волокна. 
Пропуск раствора через фильеры. 
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч. 
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. 
III этап: Отделка волокна. 
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температур

(ученики записывают  три этапа производства химических волокон), 

Дети зачитывают в тетрадь.

Детям было (4 чел) было дано задание на опережение, найти сведения об искусственных тканях. Заслушивание этих сведений.

Учитель: мы с вами долго шли  и устали, давайте сделаем привал, проведем физкультминутку.

5. Физкультминутка         

 Раз  - подняться, потянуться,

  Два - согнуться, разогнуться,

  Три - в ладоши три хлопка,

  Головою три кивка

  На четыре - руки шире,

  Пять – руками помахать,
 Шесть – на место тихо сесть.


6.Практическая работа 2 .

Учитель: Теперь обладая  знаниями  о химических волокнах, мы можем продолжить работу с образцами тканей и приклеить

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель: для закрепления пройденного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  • О каких новых волокнах вы узнали на уроке?

  • Что является сырьем   для  производства искусственных

  • волокон?

  • Что является сырьем для производства  синтетических волокон?

  • Назовите основные этапы процесса производства волокон?

  • Зачем людям потребовались новые виды волокон?

 

Выводы:  

При выборе ткани  важно  не только  обратить внимание на эстетический  вид, но и на свойства ткани. В нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон.

Тест.

1. Большая осыпаемость нитей в тканях:

А) хлопчатобумажные
Б) шерстяные
В) синтетические

2. Теплозащитные свойства выше у:

А) льна
Б) шёлка
В) нитрона

3. Какие ткани обладают большой гигроскопичностью и воздухопроницаемостью?

А) натуральные
Б) искусственные

 4. Какие ткани теряют прочность в мокром состоянии?

А) натуральные
Б) синтетические



VII. Выставление отметок и аргументация.  

VIII. Домашнее   задания 

IХ. Рефлексия 

       Урок сегодня был удачный, 
       Не прошёл для вас он зря. 
       Вы все очень постарались. 
       Вам понравилось, друзья?














Приложение 1.



Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк.

   

Положительные свойства

 Отрицательные  свойства

Имеют красивый  внешний вид

Подвержены электризации

Хорошо драпируются

Не пропускают воздух

Мало сминаются

Во влажном состоянии теряют прочность

Прочные








Приложение 2.