Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»
Урок по предмету технология
Класс: 1 - А
Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Подготовила:
учитель начальных классов
Малышева Т. А.
г. Феодосия
2019
Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Цель. Учить составлять орнаменты из деталей разных геометрических форм, совершенствовать приемы разметки деталей по шаблону, резания ножницами.
Универсальные учебные действия
Р.- организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль приготовленных деталей, соблюдать последовательность действий.
П.- наблюдать и сравнивать образцы орнаментов, выполненных в разных техниках, из разных материалов; осваивать умение работать по готовому плану.
К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационные образцы
орнаментов.
Материалы: лист с изображением змейки, геометрические фигуры для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук.
Ход урока
Организационный момент. (слайд 1)
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
- Как вы понимаете эти слова?
- Что значит сердце в работу вложи?
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.
- Посмотрите повнимательнее на предметы. Что общего в этих предметах?
- Как называется повторяющийся рисунок или узор?
- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.
- Как называется повторяющийся рисунок или узор?
-
Расставьте цифры по порядку от маленькой к большой и вы сможете прочитать тему урока.
3 | 6 | 1 | 8 | 2 | 5 | 7 | 4 |
н | е | о | т | р | м | н | а |
- Чему мы сегодня должны с вами научится? (слайд 2)
III. Работа по теме урока
А) Рассказ учителя.
(слайд 3)
Орнамент — это особый вид художественного творчества, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — обратные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали людей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия.
- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».
- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.
Б) Работа с иллюстрациями.
- Орнамент бывает нескольких видов:
Геометрический, состоящий из различных геометрических элементов (слайд 4)
Растительный, составленный из рисунков цветов, плодов, листьев, веток
Антропоморфный, составленный из фигурок людей. (слайд 5)
Зооморфный, животные, птицы, насекомые.
- Орнамент может быть размещен в круге, квадрате, полосе.
- Ребята, а как вы думаете, где может быть использован орнамент?
- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.
Без рук, без ног –
Ползает на брюхе.
Нет у неё слуха,
Не жуёт – глотает,
Смотрит – не моргает.
- Отгадали? Кто? (Змея) (слайд 6)
- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.
- Что вы знаете о змеях?
Змеи - одни из немногих пресмыкающихся, которые обитают на территории всей планеты Земля, за исключением суровой Антарктиды. Основную массу составляют неядовитые змеи, которые охотятся ради собственного пропитания, одни просто заглатывают добычу целиком, другие же убивают, путем удавления перед трапезой.
Не смотря на отсутствие ног, передвигаются змеи довольно быстро, благодаря сильно развитым мускулам длинного тела и многочисленным рёбрам, сокращаясь и выпрямляясь, легко перемещаясь по горизонтальным и вертикальным поверхностям. От своих родственников, ящериц, змеи отличаются тем, что спят с открытыми глазами, так как веко, защищающее глаз, попросту отсутствует.
Р
азмеры змей варьируются от десятка сантиметров до десяти, метров, как например сетчатый питон.
I˅. Анализ образца изделия (слайд 7)
— Что особенного в них вы заметили?
(Орнамент из геометрических фигур.)
— Из каких материалов изготовлены змейки? (Цветная бумага, картон.)
— Можно ли использовать другие материалы?
— Назовите детали орнамента, посчитайте количество деталей каждой формы.
— Какими способами можно изготовить детали орнамента? (Разметить по шаблонам, нарисовать и вырезать.)
— Какой способ будет самым точным? (Разметка по шаблонам.)
— Вспомните и назовите правила или особенности разметки по шаблонам. (Разметка выполняется на изнаночной стороне бумажного листа, шаблон кладут ближе к краю, прижимают одной рукой и обводят по краю-контуру, не сдвигая его с места.)
— Как детали орнамента соединены с основой? (Наклеены.)
— Знаете ли вы, как аккуратно наклеить бумажную деталь, чтобы клей не вылезал из-под неё и не пачкал изделие?
Планирование
— Составим план работы. С чего начнём, что будем делать дальше?
1) Изготовить детали (разметить по шаблонам и вырезать).
2) Составить орнамент.
З) Наклеить большие детали.
4) Наклеить мелкие детали.
˅. Самостоятельная работа.
Выполняется с опорой на план и рисунки последовательности изготовления закладки.
Оценивание работы учащихся
˅I. Рефлексия. Итог урока. (слайд 8)
- Какой бывает орнамент?
- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?
- Доставило ли вам эта работа удовольствие, радость?
- Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши.
- Где можно найти практическое применение полученных знаний?