Конспект урока по технологии 5 класс по теме:
«Овощи в питании человека. Технология механической кулинарной обработки овощей». (2 часа)
Тип урока: комбинированный
Цель: обобщить знания об овощных растениях; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.
Задачи:
- актуализировать знания о пищевой ценности овощей; значении для здоровья человека; способах их кулинарного использования овощей; о первичной обработке овощей, способах нарезки овощей, способах украшения блюд из овощей;
- познакомиться с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами
- сформировать навыки по определению качества овощей, навыки простой нарезки овощей;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, посещаемости. Приветственное слово.
ΙΙ. Актуализация
Устный опрос по изученной ранее теме:
- Объясните понятие «рацион» и «режим питания».
- Какие вы знаете правила санитарии и гигиены на кухне?
- Кулинария, питание, белки, жиры, углеводы, витамины, правильное питание, кратность приема пищи.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
ΙΙΙ. Мотивация, сообщение темы урока.
Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.
Проблемный вопрос: А что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным?
Совершенно верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них. Записываем тему урока.
ΙѴ. Изучение нового материала
Овощи – это основной поставщик витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки.
-Вспомним все известные нам витамины.
(Дети перечисляют и поясняют для чего они нужны нашему организму)
-А какие овощи вам известны?
Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте посмотрим на таблицу и начертим ее в тетради. А затем будем заполнять.
ГРУППА | ОВОЩИ |
КОРНЕПЛОДЫ | |
КЛУБНЕПЛОДЫ | |
КАПУСТА | |
ТЫКВЕННЫЕ | |
БОБОВЫЕ | |
ПАСЛЕНОВЫЕ | |
ЛИСТОВЫЕ | |
ЛУКОВИЧНЫЕ | |
ПРЯНОСТИ | |
Дети называют овощ и группу, к которой он может относиться.
- Например, свекла – Что из свеклы мы употребляем в пищу листву или сам корень? Конечно, корень, следовательно свекла относиться к группе – корнеплоды.
И так заполняется вся таблица.
ГРУППА | ОВОЩИ |
КОРНЕПЛОДЫ | Свекла, репа, морковь |
КЛУБНЕПЛОДЫ | Картофель, батат |
КАПУСТА | Бело, краснокочанная капуста, кольраби |
ТЫКВЕННЫЕ | Тыква, огурец, кабачок |
БОБОВЫЕ | Фасоль, горох, соя |
ПАСЛЕНОВЫЕ | Томаты, перец, баклажан |
ЛИСТОВЫЕ | Салат |
ЛУКОВИЧНЫЕ | Лук, чеснок |
ПРЯНОСТИ | Тмин, укроп, корица, гвоздика |
Физкультминутка.
Солнце спит, солнце спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало
Всем лучи свои послало.
Вдруг какой-то ветерок
Небо тучей заволок.
И деревья раскачал.
Дождь по крыше застучал.
Барабанит дождь по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
Учащиеся выполняют упражнения.
Ѵ. Закрепление полученных знаний.
-Я буду показывать вам овощ, а вы говорить его название и группу.
Задание: выберите из предложенных условий те, при которых овощи нужно хранить. (Учащиеся выдвигают предположения и обосновывают свой ответ.)
Правильный вариант записывают в тетрадь.
ѴΙ. Изучение нового материала (часть2)
- Правильно выбранные условия позволяют сохранить овощи в надлежащем состоянии. Что нужно сделать с овощами, чтобы приготовить салат? А чтобы к примеру, отварить картофель, что предварительно нужно с ним сделать?
Все что вы назвали называется – первичная обработка. Давайте рассмотрим ее последовательность. Запишем к себе в тетрадь.
СОРТИРОВКА МОЙКА
ОЧИСТКА
ДОЧИСТКА
МОЙКА
НАРЕЗКА
Сортировка – по сорту, по состоянию (гниль удалить).
Мойка - в проточной воде с содой.
Очистка – удаление кожуры, плодоножки.
Дочистка – удаление глазков, остатков кожуры.
Мойка - в проточной воде.
Нарезка – ножом или специальным инструментом.
(Учащиеся фиксируют все в тетрадь.)
Задание: Определите последовательность обработки овощей.
Нарезка
Очищение
Сортировка
Промывание
Мытье
Инструменты для ручной обработки овощей : кухонный нож, желобковый нож, нож для чистки овощей, друшлаг, терка.
Задание: Выделите жёлтым цветом инструменты для нарезки овощей, синим цветом – приспособления.
Кастрюля Тёрка Ложка Дуршлаг Кухонный нож Овощечистка Шумовка
На нарезке остановимся подробно и рассмотрим два ее вида.
Нарезка может быть фигурной и простой.
Примеры простой нарезки: кубики, кружочки, брусочки.
Задание: зарисовать их в тетради с названием.
То же самое задание выполняют дети с фигурной нарезкой.
ѴΙ. Практическая работа. « Простая нарезка овощей»
Инструктаж по ТБ перед началом работы.
При выполнению кулинарных работ возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных факторов:
• порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;
• травмирование пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;
• ожоги горячей жидкостью или паром;
Следовательно нужно :
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку (колпак).
Правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.
Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки продуктов
Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить учителю
Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
Переходим к практической работе. .Записываем этапы ее выполнения в тетради. Надеваем рабочую одежду и соблюдая правила ТБ переходим к выполнению.
Во время выполнения работы учитель осуществляет консультации, контроль.
ѴΙΙ. Подведение итогов урока.
Ответы учащихся.
Выставление оценок с аргументацией.