Тема: «Анализ 7 главы 1 части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (сцена убийства)».
Конспект урока по литературе
Класс: 10
Цель урока: определить роль эпизода в идейном содержании романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи:
Предметные: анализ образа литературного героя, определение причины конфликта героя с миром бесправия и жестокости, введение учащихся в мир духовных исканий Родиона Раскольникова.
Метапредметные: формирование умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; умение принимать и сохранять учебную задачу, умение работать в команде, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, развитие монологической речи учащихся.
Личностные: воспитание гуманистического отношения к людям, сострадания, сочувствия, сопереживания.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оборудование: текст романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, презентация, фрагмент кинофильма Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» 1969 г., иллюстрации Михаила Шемякина к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ход урока:
I.Организационный этап.
Учитель: здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня нам предстоит серьезный и важный разговор о романе Ф. М. Достоевского. Проверьте, все ли необходимое к уроку у вас есть на партах.
II. Этап проверки домашнего задания.
Устный монологический ответ «Петербург Достоевского»,
оценивание.
Учитель: откроем тетради, запишем дату.
III. Этап актуализации знаний.
Проблемный вопрос: возможно ли страшное преступление, в таком городе, как его описывает Достоевский? Почему?
(на экране – презентация «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»).
IV. Создание проблемной ситуации. Определение цели и задач урока. Беседа с учащимися.
1.Как вы понимаете слово преступление? (ответы учащихся)
2.Как вы думаете, легко ли совершать преступления? (ответы учащихся)
3. А те, кто совершает преступление, - это сильные или слабые люди? (ответы учащихся).
Слово учителя: рассмотрим, что такое преступление с точки зрения правоведения. Преступление – это деяние, виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания. (УК РФ, ст. 14). (Определение - на доске).
Мы не случайно начали нашу работу с беседы об определении слова преступление. Догадываетесь ли вы, что будет дальше предметом нашего разговора на уроке?
Сформулируйте, пожалуйста, тему и проблему урока, а также способы работы над ней.
(Учащиеся: дальше на уроке мы будем говорить (разбирать, анализировать) сцену подготовки и совершения героем романа его преступления, зачитывать фрагменты из текста)
Учитель: итак, тема урока: «Анализ 7 главы 1 части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»(сцена убийства).Проблема урока: “Как состояние одиночества приводит Родиона Раскольникова к преступлению?” (Учащиеся должны самостоятельно сформулировать тему и проблему урока, определить цель и задачи урока).
V.Этап усвоения новых знаний.
На предыдущих уроках вы начали изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой, Родион Раскольников, тоже совершает преступление. Для анализа сцены подготовки и совершения преступления вы будете работать с таблицей, текстом романа.
Часть таблицы уже заполнена теми выводами, которые вы сделали ранее.
Сегодня на уроке нас интересует психологический портрет героя в момент подготовки и совершения преступления.
1.Беседа, пересказ эпизодов, комментирование и анализ, работа с таблицей.
(Выводы по каждому пункту таблицы записываются в таблицу).
Учитель: какие умозаключения Раскольникова приводят его к оправданию «крови по совести»?
Вывод: на прошлом уроке вы пришли к выводу, что сознание Раскольникова поработила идея. Убийство старухи-процентщицы задумано как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе. К тому же Раскольников очень одинок, ему не с кем искренне поделиться своими противоречиями. Роман “Преступление и наказание” построен так, что страдания человеческие показаны через восприятие Раскольникова, сочувствие им сливаются с состраданием самого Ф. М. Достоевского.
Обратите внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во всё это время…» (ч.1, гл.6). И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя.
(учащиеся записывают в таблицу)
2. Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательно» решение? (ч.1, гл. 6).
(Учащиеся находят: «Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без воображений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать» (ч.1, гл. 6).
Учащиеся делают вывод: видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший контроль над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлечённые теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю (запись в таблице).
3. Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг? (ч.1, гл.6).
VI. Работа в группах.
Задание 1 группе: обратите внимание на то, как были сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи (сколько их насчитал герой,), изучены жильцы-соседи (кто, где жил, какие квартиры пустовали). Почему это было важно для него?
Задание 2 группе: как была сделана «проба», во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Обратите внимание на глаголы, с помощью которых описаны действия героя. Как они характеризуют его душевное состояние?
Задание 3 группе: обратите внимание на то, что все шаги к преступлению, которое готовил герой, приводят его к конкретной мысли: он прав, отступать нельзя. Обобщите сказанное предыдущими группами и сделайте вывод, что, по мнению героя, его мысль о справедливости убийства логически неопровержима (запись в таблице).
Задание 4 группе: можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно (ч.1, гл.7)? Для ответа на вопрос из сцены совершения убийства старухи-процентщицы выпишите цепочку словосочетаний, описывающих это действие.
Общий вывод: Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («расстегнул пальто и высвободил топор, но не вынул совсем…руки были слабы…ему слышалось, как они …немели и деревенели…он боялся…вдруг голова как бы закружилась…вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом»).
VII. Учитель включает фрагмент совершения Раскольниковым преступления из кинофильма Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» 1969 г.
После просмотра учащиеся сопоставляют фрагмент фильма с текстом романа.
Учитель: какое чувство постоянно сопровождает Раскольникова от момента «пробы» до совершения убийства (ч.1, гл.7)?
(Учащиеся: состояние страха и ужаса, которые ощущает герой, закономерны. Само действие убийства человеком человека уже противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил ошибку. Ряд ошибок подчеркивает стихийность действий, растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем – на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение герою захотелось всё бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелёк; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе»).
Учитель: итак, старуха убита. Вроде всё, что хотел герой, сделано. Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложные «арифметически» (запись в таблице)).
VIII. Работа с иллюстрациями.
Учитель: психология преступления, описанная Достоевским в романе, интересовала не только композиторов, но и художников. Посмотрите иллюстрации современного художника-авангардиста Михаила Шемякина. Какой приём выразительности использует автор этих работ в изображении героя и его преступления? В чем это проявилось?
IX. Обобщение и выводы по анализу и комментированию эпизодов.
Учитель: обобщим, каковы причины преступления Раскольникова?
(учащиеся делают вывод по таблице)
Общий вывод по таблице (записывается в тетрадь):
Причины преступления Раскольникова:
Индивидуальная. Проявление в герое доброго начала. Но от природы в Раскольникове много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом.
Психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".
Социальная. "Он был задавлен бедностью".
Философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".
Выводы по проблеме урока:
1. Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.
2. Отчужденность, одиночество приводят Родиона Раскольникова к тому, что он всюду видит подтверждение своей теории
X. Рефлексия.
1.Какие вывод для себя вы сделали по уроку?
2.Что нужно и чего нельзя делать, чтобы не оказаться в положении героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова?
3.Опишите, ваши чувства, которые вы испытывали во время чтения эпизода.
XI. Домашнее задание (по выбору).
Написать мини-сочинение “Безобразная мечта Раскольникова” или “Самообман Раскольникова”, составить устный монологический ответ «Иллюстрация Михаила Шемякина к роману « Преступление и наказание» Достоевского, о которой мне хочется рассказать.