Тема «Белогорская крепость в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Основное содержание урока: Петр Гринев в Белогорской крепости. Знакомство с обитателями крепости, с обычаями и порядками.
Основные виды деятельности: составление сравнительного анализа, участие в коллективном диалоге, устная характеристика героя.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства ответственности, долга перед своей Родиной, развитие морального сознания, нравственных чувств.
Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умение определять способ действий в рамках предложенных условий.
Предметные: развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Ход урока:
Вступительная беседа:
– О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Почему незнакомец подарил Гриневу заячий тулуп?
2. Введение в тему
- Посмотрите на изображения (приложение). Что изображено?
(на обеих картинках изображены крепости)
- Чем отличаются эти крепости?
- Как эти изображения связаны с героем романа?
- Как вы думаете, какой ожидает увидеть крепость герой ? Чем он будет заниматься в крепости??
- так ли будет на самом деле мы узнаем на сегодняшнем уроке.
- Назовите тему урока.
-Сформулируйте задачи урока.
3. Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы. Ответы зачитайте из текста.
- Каким представлял Гринев капитана Миронова?
- Какой представлял Гринев крепость?
- Чем оказалась в реальности Белогорская крепость?
4. Практическая работа.
Работа в группах. Обучающимся предлагаются вопросы. Они в группах находят на них ответы. Затем озвучивают и совместно заполняют таблицу.
Группа 1
Найти ответ на вопросы:
Образ Швабрина:
Как выглядел Швабрин?
За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость?
Кто был соседом Гринева в избе?
Группа 2
Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню эпизод?
Справедливы ли слова Василисы Егоровны: «Только слава, что солдат учишь: ни им службы не дается, ни ты в ней толку не знаешь»
Группа 3
Как вы себе представляете солдат? –как выглядят солдаты крепости?
Группа 4
Почему Гринев смотрел на Машу с предубеждением?
Что рассказывает о Маше ее мать? Почему Маша до сих пор не вышла замуж?
Заполните сравнительную таблицу
Состояние крепости | Ожидание | Реальность |
Начальник крепости | | |
Жители крепости | | |
Оружие | | |
5. Закрепление материала.
Тест (приложение).
6. Рефлексия
- Что вы узнали о жителях Белогорской крепости?
-Смогла ли такая крепость дать достойный отпор противнику?
- Хотели бы вы служить в такой крепости?
- Какие качества характера, личности развились в Гриневе , когда он
7. Д/з. Прочитать главы 4-6.
Приложение
Тест
Вопрос №1
Как в разговоре с генералом Гринев объяснил значение выражения " держать его на службе в ежовых рукавицах?"
A) Ни в чем не ущемлять, давать больше свободы
B) Строго за ним следить, не давать ему воли
Вопрос №2
Как описывается Белогорская крепость?
A) Это был высокий бастион, грозные башни высоко возвышались над крепостью, крепость окружена рвами с водой . Мост через ров был поднят
B) Это была деревушка, окруженная бревенчатым забором
Вопрос №3
Кто являлся фактическим командиром над людьми в крепости?
A) Капитан Миронов
B) Василиса Егоровна
C) Иван Игнатьич
Вопрос №4
Как сложились отношения Гринева и Швабрина в начале повествования ?
A) Они сдружились
B) Они испытывали друг к другу неприязнь
Вопрос №5
Какое впечатление на Гринева произвела Маша при первой встрече?
A) Она поразила его своей красотой и бойким характером
B) С первого взгляда она ему не очень понравилась
C) Гринев не обратил на нее никакого внимания