Конспект урока окружающего мира 3 класса
Тема урока: «Семейный бюджет»
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилам ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
формировать представление о структуре семейного бюджета и повторить изученные экономические понятья;
развивать познавательные способности учащихся, устную речь, умение делать оптимальный выбор;
формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои, традиции;
Формировать умение работать в группах; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ход урока
Организационный момент
Начнем с игры «Добрый день!»
Я буду говорить слова «добрый день!» и, если вы услышите, что я обращаюсь к вам, помашите мне рукой.
Добрый день, девчонки!
Добрый день, мальчишки!
Добрый день всем, кто рад этому солнечному весеннему дню!
Добрый день тем, кто любит помогать своим друзьям!
Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, любознательным, сообразительным!
Актуализация знаний.
Внимание, блиц-опрос. У вас на столах лежат карточки, я читаю определение, а вы должны понять, о чем идет речь. Поднимаете руку, отвечаете, прикрепляете карточку обратной стороной на доску.
Вы готовы? Итак, начинаем.
Как называется вещь для ношения и хранения денег? (кошелек)
Купля-продажа – это обмен, в котором участвуют? (деньги)
Деньги, поступающие в казну государства – это (доходы)
Как называются платежи, установленные государством для граждан и организаций (налоги)
Деньги, которые тратятся из казны государства, называются? (расходы)
Один из важных государственных расходов, участниками которого мы являемся? (образование)
Какое слово получилось?
С каким бюджетом вы уже знакомы?
Что такое государственный бюджет?
Зачем государству нужен государственный бюджет?
Как вы думаете может ли быть другой бюджет, не государственный?
Постановка проблемы. Определение темы урока.
Ребята, а теперь представьте, что мы оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.
Маму в магазин провожает сын,
Три рубля он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Может ли мама купить все о чем просит сын? (нет)
- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (Что на три рубля всего этого не купишь.)
- А почему он делает маме такой заказ? (Он маленький и не знает цену деньгам)
- У вас были такие ситуации, когда родители не покупали вам то, что вы просили? (да)
- Когда? Расскажите о них. (ответы детей)
- А вы знаете, почему ваши родители так поступают? (У них нет денег. Нужно купить в семье более важные покупки.…….)
- Ваши родители работают? (да) Деньги получают? (да)
- А для чего они получают деньги? (чтобы что-то купить)
Что же получается: родители работают, получают деньги, а с другой стороны, не всегда они покупают вам то, что вы хотите.
Какой возникает вопрос?
Почему родители не всегда покупают вам то, что вы хотите?
Итак, цель нашего урока? (узнать почему родители не всегда покупают нам то, что мы хотим)
Работа по теме.
Традиционно, когда мы говорим о деньгах, мы говорим, что мы зарабатываем деньги для того, чтобы грамотно их тратить на те или иные вещи, которые приближают нас к достижению наших целей.
Давайте же разберемся - откуда к нам обычно приходят деньги? (ответы детей)
- Какой основной источник доходов в ваших семьях? (заработная плата родителей)
- Если с вами живут бабушки и дедушки, какие еще доходы могут поступать в семью? (пенсии)
- Если один из членов семьи студент, он учится на 4 и 5, какой доход есть у него? (стипендия)
- Ваша мама находится в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком, что ей выплачивается? (пособие по уходу)
Выделяется 4 основные категории доходов:
● Собственный заработок - заработная плата, доходы от бизнеса, самозанятость.
● Пособия (по безработице, пенсии, по уходу за ребенком)
● Доходы от собственности (сдача квартиры, инвестиции)
● Прочие доходы (подарки, премии и т.д.)
Ну что, с доходами мы с вами более-менее разобрались, переходим к расходам.
Вспомните, на что ваша семья тратит деньги? (ответы детей, на доску приклеиваем карточки.
Все наши расходы можно разделить на категории, например:
● Питание
● ЖКХ
● Бытовые расходы
● Одежда
● Транспорт
● Дополнительное образование
● Сотовая связь, интернет
● Отдых и развлечения
● Подарки
Наша семья постоянно тратит деньги на эти и многие другие категории расходов. Однако, зная только категории, нам будет крайне сложно оценить - где мы потратил деньги грамотно, а где - вредно. Для того, чтобы решить эту проблему, нам необходимо разделить все наши расходы на 3 группы:
● Обязательные
● Желательные
● Вредные
Обязательные расходы - это траты без которых мы никак не сможем обойтись. Как вы думаете, какие из перечисленных категорий расходов относятся к обязательным?
Слушаем ответы учеников, комментируем их, распределяем категории по кластеру
Желательные расходы - это траты без которых мы можем обойтись, но наша жизнь в этом случае будет очень скучной. Как вы думаете, какие категории расходов относятся к этой группе?
Слушаем ответы участников, комментируем их.
Какие расходы можно отнести к категории вредные? (слушаем ответы детей, комментируя их)
Ну что, с расходами мы тоже разобрались. Таким образом мы с вами разобрали обе составляющие нашего бюджета: и доходы и расходы. Самое время поговорить о том, что такое бюджет и зачем он вообще нужен.
Зачем нужен семейный бюджет?
Личный или семейный бюджет - это в первую очередь документ, который позволяет нам спланировать наши расходы на будущий месяц.
Бюджет -план на следующий месяц. Его главная задача - дать нам возможность сравнить наш изначальный план с тем, что получилось в итоге и понять в чем была причина тех или иных финансовых затруднений. В результате мы имеем возможность месяц за месяцем улучшать наше финансовое положение, работая с личным бюджетом.
На мой взгляд, лучший способ научиться составлять бюджет - попробовать. Именно поэтому мы с вами сейчас поиграем в увлекательную деловую игру. Но перед тем как мы начнем - остались ли у вас какие-нибудь вопросы по тому материалу, который мы с вами сейчас разобрали?
Слушаем вопросы участников, отвечаем на них.
Практическая работа
На уроке у нас 5 групп, каждая группа одна семья. Чтобы всем членам семьи было хорошо и уютно, какой должна быть семья? (дружная, все должны помогать друг другу, поддерживать, быть внимательными, уметь выслушивать друг друга)
Капитаны команд выберут фамилию вашей семьи. ( )
Первое задание
Придумайте фамилию своей семьи.
Запишите источник дохода вашей семьи в таблицу.
На это задание 2 минуты.
Приложение: Карточка на группу – семья 1
Член семьи | Источник дохода (впишите, ориентируясь на возраст) | Доход в рублях |
Мама, 45 лет | | |
Папа, 49 лет | | |
Бабушка, 69 лет | | |
Дочь, 19 лет | | |
Сын, 8 лет | | |
Итого | |
Приложение: Карточка на группу-семья 2
Член семьи | Источник дохода (впишите, ориентируясь на возраст) | Доход в рублях |
Мама, 35 лет | | |
Дедушка, 62 лет | | |
Бабушка, 60 лет | | |
Дочь, 10 лет | | |
Сын, 7 лет | | |
Итого | |
Приложение: Карточка на группу-семья 3
Член семьи | Источник дохода (впишите, ориентируясь на возраст) | Доход в рублях |
Мама, 46 лет | | |
Папа, 48 лет | | |
Сын, 20 лет | | |
Дочь, 15 лет | | |
Сын, 10 лет | | |
Итого | |
Приложение: Карточка на группу-семья 4
| | | |
| Член семьи | Источник дохода (впишите, ориентируясь на возраст) | Доход в рублях |
| Мама, 39 лет | | |
| Папа, 40 лет | | |
| Бабушка, 70 лет | | |
| Сын, 20 лет | | |
| Дочь, 11 лет | | |
| Итого | |
Карточка семьи 5
Член семьи | Вид дохода | Доход в рублях |
Мама, 35 лет | | |
Папа, 37 лет | | |
Бабушка, 67 лет | | |
Дедушка, 72 года | | |
Сын, 10 лет | | |
Дочь, 5 лет | | |
Дочь, 4 года | | |
Итого | |
В соответствии с таблицей запишите в рублях доход каждого члена семьи и посчитайте весь доход семьи. На это задание 2 минуты
Член семьи | Вид дохода | Доход в рублях |
Папа | Заработная плата | 40000 рублей |
Мама | Заработная плата | 30000 рублей |
Дедушка | Пенсия | 20000 рублей |
Бабушка | Пенсия | 18000 рублей |
Сын, дочь старше 18 лет | Стипендия | 3000 рублей |
Сын, дочь младше 18 лет | ______ | |
Представление команды. Вывешивают на доску источник дохода. Сверяем расчет доходов. (5 минут)
Второе задание У вас, у каждой семьи, в файле лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберете из них только 5 обязательных видов расходов, на что вы готовы потратить месячный доход вашей семьи и 2 желаемых. То, что вы выбираете, должны приклеить на лист А3. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. На это задание 3 минуты
Продукты питания |
Сладости |
Бытовая химия |
Одежда/обувь |
ЖКХ |
Покупка велосипеда |
Мебель |
Оплата за телефон |
Бензин/автозапчасти |
Лекарства |
Путешествия |
Развлечения (кино, боулинг, игровой центр) |
Покупка сотового телефона |
Через 2 -3 минуты один из членов семьи встает и рассказывает нам, на что планируете потратить свои доходы.
Третье задание Слайд 5
Вот денежные суммы, которые вы должны потратить на выбранные вами товары и услуги, с помощью калькулятора найдите общую сумму расходов и запишите ее на лист. Время – 4 минуты
Список возможных расходов | Сумма расходов |
Продукты питания | 2.000 на одного человека |
Сладости | 2000 |
Бытовая химия | 1500 |
Одежда/обувь | 5000 |
Кварплата | 10000 |
Покупка велосипеда | 12.000 |
Мебель | 20.000 |
Оплата за телефон | 500 на одного человека |
Бензин/автозапчасти | 5000 |
Лекарства | 1000 |
Путешествия | 50.000 |
Развлечения ( кино, боулинг, игровой центр) | 5000 |
Покупка сотового телефона | 15.000 |
Через 3-4 минуты. У кого какие затраты получились? (дети говорят в каждой группе по одному)
А теперь сравните доходы своей семьи и расходы, запишите формулой
-Сумели ли вы, вложится в сумму доходов?(ответы детей)
-Кто не уложился в семейный бюджет? (ответы детей)
В каких семьях доход больше расходов?
Итак, в каких семьях расход больше доходов?
А как, по-вашему, может ли быть так, расход равен доходу? (Да)
Какая формула будет наилучшей для семьи? (Чтобы доходы превышали расходы.)
Ребята, какой совет вы можете дать семье ……? ( надо экономить, или что-то убрать)
- На чем можно сэкономить? ( ответы детей)
Рассмотрите различные ситуации в семьях и дайте нам совет
Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупачупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне можем обойтись, если на них нет денег.
Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.
Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
Что можно сделать с оставшимися деньгами?
В каждом месяце бюджет одинаковый? Почему?
Что надо учитывать при планировании бюджета?
- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”.
Физкультминутка (2)
Проведем физкультминутку, Если я вам даю совет дельный, то вы должны поднять правую руку, если совет …… то левую.
Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.
Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
Бережно относись к своим вещам.
Чаще пользуйся услугами такси.
Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.
Чтобы дома экономились продукты, чаще надо питаться в гостях
Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
Итог урока
Какой вопрос мы поставили с вами в начале урока? (Почему….)
Как мы на него ответим сейчас? ( для этого нужно правильно составлять семейный бюджет)
Научились вы сегодня составлять бюджет семьи? Эти знания пригодятся вам в жизни?
Что такое семейный бюджет. Напишите синквейн
Бюджет
Планируемый, реальный
Копить, тратить, экономить
Бюджет семьи – план доходов и расходов на месяц
Цель
Домашнее задание (запись на доске)
Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.
1.Пересказать материал учебника с.76-77
2. Выполнить задания в рабочей тетради с.50-51
3. Попробовать распланировать бюджет своей семьи на месяц.
Оценка работы в группах
В каждой группе есть оценочный лист. Оцените работу каждого.
Прошу вас, заполняя его, оценивать своих товарищей корректно, вежливо, правдиво
Через 3-4 минуты спрашиваю
Кому поставили 5 – МОЛОДЦЫ!
У кого 4 -? Тоже хорошо
А кто получил 3 , но вы еще раз прочитаете дома текст, и на следующем уроке покажите свои знания
Я хочу закончить урок словами:
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело
расходовать – искусство».
СЛАЙД 11 Спасибо за урок!
Прибыль - получает работник от работы фирмы
или своего частного хозяйства
Гонорар –это вознаграждение, которое получает писатель за свои
книги или артист за свои выступления
Рента–это доход за собственность, отданную на временное
пользование другому лицу за регулярную выплату
(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)