СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рекомендован для работы в 5 классах

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Древнейшие люди"»

Конспект урока по истории в 5 классе «Древнейшие люди»

Цель урока: сформировать у учащихся понимание того, что человек формировался именно благодаря трудовой деятельности.


Задачи:

– Проконтролировать знания учащихся по теме «Источники знаний по истории Древнего мира»;

– Сформировать понятие первобытный человек;

– Сформировать представление о предках человека разумного, особенностях их строения и среды обитания;

– Сформировать представление об образе жизни и орудиях труда древнейших людей.

– рассмотреть отличия древнего и современного человека и причины формирования этих отличий.


Ход урока


Фронтальный письменный опрос. Работа с карточками.

вопрос

Ответ

Какие источники исторических знаний вы

знаете?


На каких материалах люди писали в древности?


Какие вещественные источники исторических знаний находят археологи?

Приведите примеры.




Работа с учебником.

Ответ на вопрос: каких людей называют первобытными?

Учащиеся отмечают основные черты понятия «первобытный человек»:

– Время жизни до появления на Земле письменности

– Время жизни до появления на Земле первых государств и городов




Объяснение учителя с демонстрацией слайдов и наводящими вопросами

учащимся по ходу изучения нового материала

Активизирующий внимание вопрос:

Откуда взялся первобытный человек, где и когда он появился?


Демонстрация слайда: «Австралопитек»

Австралопитек – еще не человек. (австрало – южный; питек – обезьяна). Возможный обезьяноподобный предок человека. Главные отличительные черты: передвигался на двух конечностях, использовал подручные средства в качестве орудий.


Демонстрация слайда: «Человек умелый».

Более 2 млн. лет назад появился человек умелый. Само название предка современного человека говорит о том, что он уже считается человеком. Отличительные черты: больший объем мозга по сравнению с австралопитеком. Изготовление простейших орудий труда.

Ученики рассматривают в Атласе истории 5 класса простейшее орудие труда чоппер. Обращают внимание на отличие его от обычного камня, вследствие простейшей обработки.

Демонстрация слайда: «Олдовайское ущелье» места появления первых древнейших людей.


Совместно с учителем учащиеся делают вывод, что главное отличие человека от животного – умение изготавливать орудия труда.


Демонстрация слайда: «Человек прямоходящий»

Следующая ступень эволюции человека – человек прямоходящий. Появился примерно 1,7 млн. лет назад и расселился по теплым районам Азии.

Отличительные черты: больший по сравнению с человеком умелым объем мозга, более современные орудия труда, одежда.

Ученики рассматривают в Атласе истории 5 класса орудия труда человека прямоходящего: рубило(каменное орудие, подвергшееся в отличие от чоппера интенсивной обработке), дубину, палку-копалку, древнее копье. Определяют по карте места расселения человека прямоходящего.

Занятия человека прямоходящего: охота, в первую очередь на больных, старых, мелких животных, собирательство. Человек прямоходящий овладевает огнем. У него появляется зачаточная речь.


Учащиеся сравнивают изображения человека умелого и человека прямоходящего.

Совместно с учителем отмечают их сходства и их различия.

Учащиеся при помощи учителя делают вывод: с человеком происходят изменения, связанные с трудовой деятельностью:

– вследствие необходимости пользоваться конечностями и осматриваться в целях без- опасности в степной зоне, походка постепенно выравнивается;

– вследствие необходимости мыслить, в том числе во время изготовления орудий труда, коллективной охоты, увеличивается мозговая часть черепа;

– вследствие овладения огнем и употребления в пищу продуктов приготовленных на огне уменьшается лицевая часть черепа;

– вследствие необходимости общаться, в том числе на коллективной охоте и в другой совместной трудовой деятельности, начинает появляться подбородочный выступ, к которому крепятся мышцы, ответственные за речь.


Совместно с учителем учащиеся делают вывод: человек эволюционирует именно благодаря трудовой деятельности.


Обобщение материала, подведение итогов урока

Устный опрос учащихся.

– Кого мы называем первобытными людьми?

– Как называли возможного обезьяноподобного предка человека, и чем он был похож на человека?

– Когда и где появился первый человек, как его назвали ученые?

– В чем главное отличие человека от животного?

– Как связаны трудовая деятельность человека и изменения его внешнего облика?