Конспект урока по истории в 5 классе «Древнейшие люди»
Цель урока: сформировать у учащихся понимание того, что человек формировался именно благодаря трудовой деятельности.
Задачи:
– Проконтролировать знания учащихся по теме «Источники знаний по истории Древнего мира»;
– Сформировать понятие первобытный человек;
– Сформировать представление о предках человека разумного, особенностях их строения и среды обитания;
– Сформировать представление об образе жизни и орудиях труда древнейших людей.
– рассмотреть отличия древнего и современного человека и причины формирования этих отличий.
Ход урока
Фронтальный письменный опрос. Работа с карточками.
вопрос | Ответ |
Какие источники исторических знаний вы знаете? | |
На каких материалах люди писали в древности? | |
Какие вещественные источники исторических знаний находят археологи? Приведите примеры. | |
Работа с учебником.
Ответ на вопрос: каких людей называют первобытными?
Учащиеся отмечают основные черты понятия «первобытный человек»:
– Время жизни до появления на Земле письменности
– Время жизни до появления на Земле первых государств и городов
Объяснение учителя с демонстрацией слайдов и наводящими вопросами
учащимся по ходу изучения нового материала
Активизирующий внимание вопрос:
Откуда взялся первобытный человек, где и когда он появился?
Демонстрация слайда: «Австралопитек»
Австралопитек – еще не человек. (австрало – южный; питек – обезьяна). Возможный обезьяноподобный предок человека. Главные отличительные черты: передвигался на двух конечностях, использовал подручные средства в качестве орудий.
Демонстрация слайда: «Человек умелый».
Более 2 млн. лет назад появился человек умелый. Само название предка современного человека говорит о том, что он уже считается человеком. Отличительные черты: больший объем мозга по сравнению с австралопитеком. Изготовление простейших орудий труда.
Ученики рассматривают в Атласе истории 5 класса простейшее орудие труда –чоппер. Обращают внимание на отличие его от обычного камня, вследствие простейшей обработки.
Демонстрация слайда: «Олдовайское ущелье» – места появления первых древнейших людей.
Совместно с учителем учащиеся делают вывод, что главное отличие человека от животного – умение изготавливать орудия труда.
Демонстрация слайда: «Человек прямоходящий»
Следующая ступень эволюции человека – человек прямоходящий. Появился примерно 1,7 млн. лет назад и расселился по теплым районам Азии.
Отличительные черты: больший по сравнению с человеком умелым объем мозга, более современные орудия труда, одежда.
Ученики рассматривают в Атласе истории 5 класса орудия труда человека прямоходящего: рубило(каменное орудие, подвергшееся в отличие от чоппера интенсивной обработке), дубину, палку-копалку, древнее копье. Определяют по карте места расселения человека прямоходящего.
Занятия человека прямоходящего: охота, в первую очередь на больных, старых, мелких животных, собирательство. Человек прямоходящий овладевает огнем. У него появляется зачаточная речь.
Учащиеся сравнивают изображения человека умелого и человека прямоходящего.
Совместно с учителем отмечают их сходства и их различия.
Учащиеся при помощи учителя делают вывод: с человеком происходят изменения, связанные с трудовой деятельностью:
– вследствие необходимости пользоваться конечностями и осматриваться в целях без- опасности в степной зоне, походка постепенно выравнивается;
– вследствие необходимости мыслить, в том числе во время изготовления орудий труда, коллективной охоты, увеличивается мозговая часть черепа;
– вследствие овладения огнем и употребления в пищу продуктов приготовленных на огне уменьшается лицевая часть черепа;
– вследствие необходимости общаться, в том числе на коллективной охоте и в другой совместной трудовой деятельности, начинает появляться подбородочный выступ, к которому крепятся мышцы, ответственные за речь.
Совместно с учителем учащиеся делают вывод: человек эволюционирует именно благодаря трудовой деятельности.
Обобщение материала, подведение итогов урока
Устный опрос учащихся.
– Кого мы называем первобытными людьми?
– Как называли возможного обезьяноподобного предка человека, и чем он был похож на человека?
– Когда и где появился первый человек, как его назвали ученые?
– В чем главное отличие человека от животного?
– Как связаны трудовая деятельность человека и изменения его внешнего облика?