Урок
Тема: ЕДИНИЦА ДЛИНЫ – Дециметр.
Соотношение дециметра и сантиметра
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с единицей измерения длины – дециметром; развития умения измерять и сравнивать длину отрезков; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов, знания состава чисел первого десятка, нумерации чисел от 11 до 20.
Планируемые результаты (предметные): знать единицу измерения длины – дециметр, состав чисел первого десятка, нумерации чисел от 11 до 20; уметь измерять и сравнивать длину отрезков; решать задачи и выражения изученных видов,
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку по контрольному листу.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую); переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами.
Личностные: имеют определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
11 11 11
12 12 12
II. Устный счёт.
– Составьте выражения и решите их по цепочке.
– Найдите и соедините линиями примеры с одинаковыми ответами.
– Какие суммы и разности связаны между собой?
– Дополните до 10 числа: 8, 7, 9, 6.
– Уменьшите на 1 числа: 12, 14, 17, 20.
– Увеличьте на 1 числа: 15, 10, 9, 19.
III. Решение выражений.
Выполняют самостоятельно задание 5 (с. 51 учебника) с последующей фронтальной или самопроверкой с контрольного листа.
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с единицей измерения длины – дециметром.
– Измерьте длины различных предметов.
– Какой единицей измерения длины пользовались? (Сантиметром.)
– Существует бóльшая единица измерения длины – дециметр. В математике слово «дециметр» принято писать сокращенно: дм. В одном дециметре содержится 10 сантиметров, кратко это можно записать так:
– Покажите 1 дм на ваших линейках.
2. Упражнение в измерении длины предметов.
Упражняются в измерении длины различных предметов с помощью новой меры длины – 1 дм. (На первые уроки по данной теме лучше заготовить мерки, равные 1 дм, чтобы ученикам было удобнее определять длину предметов.)
Выполняют задания 1, 2 (с. 51 учебника) и задания 1, 4 (с. 25 тетради), 7 (с. 23 тетради).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают самостоятельно задачи (задание 4, с. 51 учебника).
– Что увидели? Чем похожи задачи? Чем отличаются?
– Будет ли отличаться решение задач? (Да.) Почему? (Потому что в первой задаче говорится о том, что у Коли на 2 рыбки больше, а во второй – о том, что у Кати на 2 рыбки меньше.)
– Запишите решение обеих задач. Дайте ответ на вопрос каждой задачи. (5 + 2 = 7 (р.); 5 – 2 = = 3 (р.).)
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры, изображенные на полях учебника (с. 51). Что хотите сказать? (Данные фигуры – многоугольники: розовая – четырёхугольник, голубая – треугольник; внутри каждой фигуры проведены 2 отрезка.)
– Сколько всего на рисунке треугольников? (9.) Сколько четырёхугольников?(4.)
В заключении урока может быть предложено задание на смекалку.
На доске:
– Что увидели? (Высказывания детей.)
– Начертите такую фигуру, не отрывая карандаша от бумаги. Проводить каждую линию можно только 1 раз.
VII. Итог урока.
Вопросы: С какой единицей измерения познакомились? Понадобятся ли вам знания, полученные сегодня, в дальнейшем? Какое задание было для вас самым интересным?