Тема: Энергия активации
Актуализация:
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Какие механизмы реакции мы изучали (молекулярный, ионный, радикальный)? В чем особенности молекулярного механизма? Ионного? Радикального?
Посмотрим видеофрагмент. (Слайд 1) Какой механизм реализуется в этой реакции? По каким признакам вы догадались о подобном механизме? Какие эффекты реакции вы наблюдали?
Можно ли утверждать что в этой реакции выделилась энергия? В каком виде выделилась энергия?
Откуда эта энергия взялась? Где она была «спрятана»? Как рассчитать ее величину? – это ключевые вопросы нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2)
Любое тело обладает энергией. Какие виды энергии вы знаете? А какой энергией может обладать вещество? Из чего складывается внутренняя энергия?
Внутренняя энергия – это суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, входящих в вещество.
Можно ли учесть все частицы и их взаимодействие внутри вещества? Нет.
Мы не можем измерить энергию каждой частицы, но можем измерить общее изменение внутренней энергии вещества.
Чтобы понять изменение внутренней энергии вещества необходимо помнить, в чем суть химической реакции? (перегруппировка атомов)
Химические связи в исходных веществах разрушаются, и атомы соединяются по-новому. Что происходит при этом с энергией? Она понижается или повышается?
Давайте обратимся к энергетической диаграмме (слайд 3), которая отображает схематично процесс изменения внутренней энергии вещества в ходе реакции.
Исходные вещества находятся в устойчивом состоянии, они довольно активны, но чтобы произошел взрыв, пришлось водород поджечь, то есть сообщить дополнительную энергию. Почему?
Энергия, которую необходимо затратить, чтобы перевести вещество в активное состояние, называют энергией активации.
Затем при образовании связи внутренняя энергия вещества снижается, а избыток энергии выделяется в окружающую среду. Так мы наблюдаем действие закона сохранения энергии.
Обратимся к эксперименту. Как протекает реакция горения магния? Напишите на доске уравнение реакции. Наблюдаете ли вы внешние эффекты? Какие особенности реакции разложения малахита? Напишите на доске реакцию разложения малахита.
Вернемся к диаграммам. ( Слайд 4) на основании эксперимента давайте посмотрим, что происходило с внутренней энергией вещества. За счет чего возникло выделение энергии? – за счет разницы в энергии продуктов и исходных веществ.
Введем понятие «Тепловой эффект химической реакции» Экзо – и эндотермические реакции. Что запишем в тетрадь? Предложите, как можно записать термохимический процесс? (+/- Q)
Можно ли почувствовать, что в нашем организме тоже идут энергетические процессы? Давайте попробуем повысить нашу энергию. Физкультминутка.
Величину тепловой эффекта реакции можно рассчитать, если известны величины энергии активации и энергии образования новых химических связей. (Слайд 5) комментируем запись реакции горения магния
Рассмотрите в группе реакцию разложения малахита, прокомментируйте запись.
Давайте вспомним и обобщим, что нам удалось узнать, об изменении энергии. Мы смело можем отправляться в технологический тир. (слайд 6)
А теперь внимание – задание для самостоятельной работы. На экране демонстрация опытов (слайды 7,8): горение фосфора в хлоре и восстановление оксида меди водородом. На столах листы с диаграммами, на которые вам предстоит нанести данные об этих реакциях. Затем необходимо посчитать тепловые эффекты реакции и записать термохимические уравнения этих реакций. Все необходимые данные на листе- справочнике.
Проверим работу групп. Листы с диаграммами закрепляются на доске и сравниваются с диаграммами на слайдах 9 и 10.
Домашнее задание на доске: & 9 упр.3,4 после параграфа.