СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Энергия активации"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Энергия активации

 

Актуализация:

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Какие механизмы реакции мы изучали (молекулярный, ионный, радикальный)? В чем особенности молекулярного механизма? Ионного? Радикального?

Посмотрим видеофрагмент. (Слайд 1) Какой механизм реализуется в этой реакции? По каким признакам вы догадались о подобном механизме? Какие эффекты реакции вы наблюдали?

Можно ли утверждать что в этой реакции выделилась энергия? В каком виде выделилась энергия?

 

Откуда эта энергия взялась? Где она была «спрятана»? Как рассчитать ее величину? – это ключевые вопросы нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2)

 

Любое тело обладает энергией. Какие виды энергии вы знаете? А какой энергией может обладать вещество? Из чего складывается внутренняя энергия? 

Внутренняя энергия – это суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, входящих в вещество.

Можно ли учесть все частицы и их взаимодействие внутри вещества? Нет.

Мы не можем измерить энергию каждой частицы, но можем измерить общее изменение внутренней энергии вещества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Энергия активации"»

Тема: Энергия активации


Актуализация:

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Какие механизмы реакции мы изучали (молекулярный, ионный, радикальный)? В чем особенности молекулярного механизма? Ионного? Радикального?

Посмотрим видеофрагмент. (Слайд 1) Какой механизм реализуется в этой реакции? По каким признакам вы догадались о подобном механизме? Какие эффекты реакции вы наблюдали?

Можно ли утверждать что в этой реакции выделилась энергия? В каком виде выделилась энергия?

 

Откуда эта энергия взялась? Где она была «спрятана»? Как рассчитать ее величину? – это ключевые вопросы нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2)

 

Любое тело обладает энергией. Какие виды энергии вы знаете? А какой энергией может обладать вещество? Из чего складывается внутренняя энергия? 

Внутренняя энергия – это суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, входящих в вещество.

Можно ли учесть все частицы и их взаимодействие внутри вещества? Нет.

Мы не можем измерить энергию каждой частицы, но можем измерить общее изменение внутренней энергии вещества.

 

Чтобы понять изменение внутренней энергии вещества необходимо помнить, в чем суть химической реакции? (перегруппировка атомов)

Химические связи в исходных веществах разрушаются, и атомы соединяются по-новому. Что происходит при этом с энергией? Она понижается или повышается?

           

Давайте обратимся к энергетической диаграмме (слайд 3), которая отображает схематично процесс изменения внутренней энергии вещества в ходе реакции.

Исходные вещества находятся в устойчивом состоянии, они довольно активны, но чтобы произошел взрыв, пришлось водород поджечь, то есть сообщить дополнительную энергию. Почему?

Энергия, которую необходимо затратить, чтобы перевести вещество в активное состояние, называют энергией активации.

Затем при образовании связи внутренняя энергия вещества  снижается, а избыток энергии выделяется в окружающую среду. Так мы наблюдаем действие закона сохранения  энергии.

 

Обратимся к эксперименту.  Как протекает реакция горения магния? Напишите на доске уравнение реакции.  Наблюдаете ли вы внешние эффекты? Какие особенности реакции разложения малахита? Напишите на доске реакцию разложения малахита.

 

Вернемся к диаграммам. ( Слайд 4) на основании эксперимента давайте посмотрим, что происходило с внутренней энергией вещества. За счет чего возникло выделение энергии? – за счет разницы в энергии продуктов и исходных веществ.

 

Введем понятие «Тепловой эффект химической реакции» Экзо – и эндотермические реакции.  Что запишем в тетрадь? Предложите, как можно записать термохимический процесс? (+/- Q)

 

Можно ли почувствовать, что в нашем организме тоже идут энергетические процессы? Давайте попробуем повысить нашу энергию. Физкультминутка.


Величину тепловой эффекта реакции можно рассчитать, если известны  величины энергии активации и энергии образования новых химических связей.  (Слайд 5) комментируем  запись реакции горения магния

Рассмотрите в группе реакцию разложения малахита, прокомментируйте запись.

 

Давайте вспомним и обобщим, что нам удалось узнать, об изменении энергии. Мы смело можем отправляться в технологический тир.  (слайд 6)

 

А теперь внимание – задание для самостоятельной работы. На экране демонстрация опытов (слайды 7,8): горение фосфора в хлоре и восстановление оксида меди водородом. На столах  листы с диаграммами,  на которые вам предстоит нанести данные об этих реакциях. Затем необходимо посчитать тепловые эффекты реакции и записать термохимические уравнения этих реакций. Все необходимые данные на листе- справочнике.

Проверим работу групп. Листы с диаграммами закрепляются на доске и сравниваются с диаграммами на слайдах 9 и 10.

Домашнее  задание на доске: & 9 упр.3,4 после параграфа.