Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи
Практическая работа
по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»
на тему «Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему:
«Глагол»
Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна
Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна
Н. Новгород
2019
УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: Глагол
Тип урока – обобщения и систематизации знаний
Вид урока- комбинированный
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, раздаточный материал, интерактивная доска и презентация.
Форма организации обучения: коммуникация учащихся друг с другом и с учителем
Методы: словесные, наглядные, практические
Приёмы: устная беседа, выполнение упражнений, работа у доски и индивидуальная
Место урока в системе уроков по теме – если следовать рабочей программе по русскому языку для 5 класса, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), то на эту тему выделен один урок.
Внутрипредметные связи – Данный урок проходит после изучения всех тем в разделе «Глагол»
Межпредметные связи –
Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, введение игры в урок, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература:
https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-obobschenie-izuchennogo-po-teme-glagol-klassprezentaciya-3716393.html;
https://multiurok.ru/files/zadaniia-po-tiemie-glaghol-v-5-klassie.html;
Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
Ожидаемые результаты:
Предметные: умение различать глагол среди других самостоятельных частей речи; различать действия глаголов; правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка; обобщать материал о глаголе; обогащать свой словарный запас.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, свободно излагать мысль в устно и письменной формах.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока.
Организационный этап (1 мин.).
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите, какая сегодня замечательная погода. Как ваше настроение?
(Отвечают)
Я надеюсь, что вы хорошо отдохнули за выходные и готовы добросовестно трудиться. Хорошего вам настроения и успехов! Откройте ваши тетради запишите в них число и «Классная работа».
Постановка цели и задач.
Обучающая цель урока - обобщить знания по теме “Глагол”; научить ребят применять свои знания на практике.
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).
Воспитательная цель урока – воспитание патриотичесих, эстетических качеств.
Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.
Актуализация знаний (5 мин.).
Проверка домашнего задания.
Провожу параллель с ранее изученным материалом.
Что мы изучали на прошлых уроках?
Мотивация учебной деятельности (5 мин.).
Чтение стихотворения о глаголе
Обобщение и систематизация знаний (30 мин.).
Наклонение
- Каким бывает наклонение у глаголов?
- Как они отличаются?
Устный повтор со всем классом:
В гостях веди (повелит.) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъявит.), куда ему сесть. 3.Было бы (условн.) неприлично выходить из-за стола во время еды. Письменная работа на доске: составить предложения с глаголами разных наклонений (слова записаны на доске)
Полетел, полетел бы, лети.
Рассказал бы, рассказал, расскажи.
Спряжение
- Как мы определяем спряжения?
- Какие окончания у множественного числа 1 и 2 спряжения?
- Какие есть исключения?
Задание, которое дети выполняют у доски (2 человека):
Спрыгнешь, нарисует, сушишь, бросишь,
Напишем, спасает, фотографируешь, выполним
Работа по цепочке с детьми (устно):
Ты гонишь стадо, ты заботишься о семье, ты борешься с недостатками, она завяжет бант, он видит талант, мы стелим постель.
Время
- Какие времена есть у глаголов?
- Какие особенности у настоящего и будущего времени? (лицо и число)
- Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (род и число)
Устно отрабатываем глаголы:
Говорю, буду писать, мечтал, искал, буду петь, расскажу
–Ться и –тся
- Когда мы пишеи ТЬСЯ, а когда ТСЯ?
Устно отрабатываем 3 глагола:
Купаться, моется, улыбаться
Разбор глагола:
Спряжение;
Время;
Лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
Род и число (если глагол в прошедшем времени).
Три человека у доски:
Летает, устал, учится
Устно три слова по цепочке:
Понимает, любил, думали
6.
- Как пишется НЕ с глаголами?
- Что мы называем неопределённой формой глагола?
- Что такое вид глагола? Как мы его определяем?
- Что мы пишем у глаголов, стоящих во 2 лице, после шипящих?
Информация о домашнем задании (инструктаж - 2 мин.). Я уверена, что теперь вы успешно справитесь дома с творческой работой: сочинить лингвистическую сказку «Жил-был Глагол…», «Три брата» ( о наклонениях глагола) или на другие темы по вашему выбору. Подведение итогов занятия и рефлексия (2 мин.). -Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке. Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом. |