СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме « Государство на берегах Нила».

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме « Государство на берегах Нила».»

6


« Государство на берегах Нила».

Цели: - познакомить учащихся с местоположение и природные условия Древнего Египта;

- обеспечить усвоение учащимися понятий - цивилизация, Египет, папирус, дельта, фараон.;

- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками.


Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная установка, проектор, карточки для работы


Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Подведение учащихся к теме урока.

( сл. 1) – Посмотрите на слайд. Что там изображено?

- почему эти картинки помещены на слайд?

- О какой стране мы будем говорить?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать одну из древнейших цивилизаций – Египет. Вы узнаете много нового и интересного. Мы совершим виртуальное путешествие в эту страну и попытаемся выяснить, прав ли был Геродот, утверждая, что « Египет – дар Нила». Сегодня мы поговорим о том, какую роль сыграла река в истории одного из древнейших государств.

- территории Северо-Восточной Африки, Передней Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находили на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

( сл. 2) – записать тему урока


- Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.


- Давайте прочитаем материал на стр. 34

( сл. 3) План урока:

  1. Страна Египет.

  2. Разливы Нила.

  3. Объединение Египта.

( сл. 4) – задание на урок

Можно ли назвать Египет «Даром Нила»? Почему?


4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- ( сл. 5) В северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил.

- ( сл. 6) По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него делали похожий на бумагу писчий материал, который назывался папирус.

- ( сл. 7) Богаты воды Нила рыбой и животными. ПО берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей.

- ( сл. 8) Течение реки встречало на своём пути каменные преграды- пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север

( сл. 9) Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту.

- ( сл. 10) Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

- итак, Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

Сделайте вывод, чем могли заниматься египтяне? (благодаря реке Нил, египтяне могли заниматься земледелием).


- климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать.


- Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: « Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: « далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни»



В апреле-мае в Египте начинается засуха. Это страшное бедствие, которое приходит из Ливийской пустыни. В течение пятидесяти дней с запада с невероятной силой дует жгучий ветер, поднимая в воздух пыль и песок. Египет превращается в выжженную солнцем пустыню: растения увядают, трескается земля. Вот что рассказывает древний путешественник о Египте в эту пору: «К этому времени уровень воды в Ниле понижается до такой степени, что уходит глубоко вниз в свои узкие берега. Его мутные ленивые воды кажутся утратившими всякое движение. Оба берега реки в это время представляют или песчаные отмели, или крутые черные скопления грязи, до последней степени пересохшие и потрескавшиеся на солнце. За ними нет ничего, кроме песка и голого бесплодия пустыни».

В конце июня жара ослабевает и в реке начинает подниматься вода. Постепенно уровень воды поднимается все выше, и Нил выходит из своих берегов, затапливая всю долину.

Как можно объяснить это явление?

Сейчас мы знаем, что это происходит из-за того, что в центральной Африке, откуда берет свое начало Нил, начинается период тропических дождей. В озерах резко возрастает количество воды, и она вытекает в Нил. В тоже время в горах, откуда берут начало притоки Нила, тает снег. Бурные потоки воды стекают в реку, неся с собой размытые горные породы.

Разлившийся Нил несет из озер массу водяных растений, от этого вода в реке становится ярко-зеленой и имеет отвратительный запах. Через несколько дней вода в реке становится красного цвета. Это частицы горных пород придают реке такую окраску.

К середине осени вода в Ниле достигает своего максимума. Перегнившие растения и частицы горных пород оседают в виде ила на залитых водой берегах. 

В середине ноября река возвращается в свои берега и вода в ней снова становится прозрачно-голубой. После разлива на почве, насыщенной влагой, оседает толстый слой плодородного ила. В некоторых местах его толщина достигает десяти метров.

2) Работа со схемой.

Перед вами схема

- На сколько сезонов делился год? (на три сезона)

-Когда происходил посев и созревание хлеба? (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

-Что происходило с марта по июнь? ( засуха)

-Когда происходил разлив Нила? (с июля по октябрь)

(запись в тетрадь)


Древнегреческий историк Геродот справедливо называл Древний Египет даром Нила. Древние египтяне называли Нил «Хапи» и пели ему хвалу:

Слава тебе, Хапи!

Работа с учебником стр.

-Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь? (ответы учащихся)

Однако разливы Нила неравномерно орошали всю долину. На возвышенные места вода не доходила, в низинах же вода застаивалась. Египтяне отвоевывали земли для посева у болот и пустыни. Земледельцы вырубали кустарники, в низинах строили дамбы – насыпи из глины и рубленого тростника. В дамбах делали маленькие ворота. Во время разлива Нила их открывали и пропускали воду, а затем закрывали, чтобы сохранить воду для засушливого времени в водохранилище.

Египтяне рыли каналы, подводившие воду к участкам, до которых не доходил разлив. Со временем египтяне научились строить специальные подъемные устройствашадуфы – это водоподъемные сооружения типа колодезных журавлей. С их помощью воду подавали на возвышенности и орошали поля во время засухи.

Так в Древнем Египте возникло орошаемое земледелие.

Труд земледельцев был очень тяжелым. Ветер из пустыни заносил каналы песком, и их нужно было постоянно расчищать; разлив размывал дамбы, но крестьяне их восстанавливали. Труд людей преображал долину Нила. Орошаемое земледелие требовало огромных коллективных усилий, что стало важной предпосылкой создания государства в Древнем Египте. Оно координировало и объединяло усилия людей по созданию системы оросительных и осушительных каналов. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины — отдельные ее участки.

( сл. 11) 4) работа по учебнику: Стр. 35-36

5) самостоятельная работа

- Сейчас вы самостоятельно прочитаете об объединении Египта и заполните карточку.





Карточка №1.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: _______________________________________________________, а выше по течению _____________________________________________________________________

Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.


( сл. 12) - Проверим: 1. 40 2. воевали 3. Северный Египет 4. Южный Египет. 5. белого 6. шлем. 7. красного 8. возвышение. 9. северный Египет. 10 двойную корону 11. фараонами 12. Мемфис.


6) работа в тетрадях на печатной основе. Задание 22 на стр. 18

5. Подведение итога урока.


6. Домашнее задание: параграф 6, вопросы, задание « Подумайте» на стр. 37 – письменно






























Карточка №1.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: _______________________________________________________, а выше по течению _____________________________________________________________________

Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.



Карточка №1.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: _______________________________________________________, а выше по течению _____________________________________________________________________

Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.




Карточка №1.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: _______________________________________________________, а выше по течению _____________________________________________________________________

Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.