СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «И. А. Крылов – великий баснописец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «И. А. Крылов – великий баснописец»  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «И. А. Крылов – великий баснописец»»












Конспект урока по теме:
«И. А. Крылов – великий баснописец»
Литературное чтение
Раздел: «Великие русские писатели»
3 класс
УМК-«Школа России»












Тема: И.А. Крылов- великий баснописец.

УМК: «Школа России»

Перспективная цель: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературных произведений.


Актуальная цель: формирование представлений у учащихся о баснях И. А. Крылова как жанре литературы в процессе работы с учебником.


Задачи:

Обучающая: познакомить обучающихся с басней как новым литературным жанром; ввести литературоведческое понятие «басня»; познакомить с особенностью басен И.А. Крылова в процессе работы с учебником;

Развивающая: развивать культуру речи, навыки выразительного чтения в процессе работы с произведениями;

Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству в процессе работы с презентацией.



Планируемые образовательные результаты:


Предметные: знать особенности и структуру басни как литературного жанра; уметь определять главную мысль басни, её нравственный смысл; понимать сущность персонажей басни; формулировать выводы по прочитанному; умение соотносить портрет писателя с его именем; умение слушать и читать произведения, умение находить и понимать главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.


Личностные: воспитывать уважительное отношение к товарищам; умение выделять поступок как проявление характера героя; эмоциональное отношение к поступкам героев: неприятие пороков персонажей басни; воспитывать любовь к чтению.


Метапредметные УУД :


Регулятивные: регулируют свою работу на уроке; принимать учебную задачу, сохранять ее на протяжении урока, отбирать способы ее решения; выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; произвольно строить устное высказывание.


Познавательные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать; знать отличия басни от стихотворения.


Коммуникативные: уважать мнение окружающих; вступать в диалог, принимать активное участие в деятельности со сверстниками; участвовать в выразительном чтении по ролям.


Продукт деятельности: таблица «Главный герой»


Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация; раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: проблемно-диалогический.

Принципы: научности, доступности.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Приемы: беседа, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстрацией

Литература: учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л.Ф., Голованова М.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.



Конспект урока


Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты


1.Организационно - мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

-Прозвенел веселый звонок.
Он зовет вас на урок.
Вы у парты подровняйтесь,
За занятье принимайтесь.
Встаньте красиво, проверьте готовность к уроку. Что должно быть на парте у каждого ученика? Посмотрите на слайд, пожалуйста. У кого все готово, могут присесть. Если вы не готовы, то приготовьте все сейчас. Присаживайтесь на свои места.

Доброжелательный настрой на урок

Приветствуют учителя.








Метапредметные:

Коммуникативные: вступают в диалог, учатся слышать и слушать друг друга.

Регулятивные: регулируют свою готовность к уроку.


Личностные: воспитывают уважительное отношение к окружающим.



2.Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала
-Ребята, с каким произведением мы с вами познакомились?

-Отлично, скажите пожалуйста, какое у вас было домашнее задание?

-Хорошо, кто готов приступить к рассказу?

-Молодцы.

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ

-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Нам нужно было выучить отрывок из данной сказки

(Учащиеся рассказывают выбранный отрывок из сказки наизусть)


Метапредметные:

Коммуникативные: вступают в диалог, слушают высказывания друг друга.

Регулятивные: регулируют свою работу на уроке.

Личностные: воспитывают уважительное отношение к окружающим, любовь к русской литературе.


3. Целеполагание. Планирование деятельности.

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением –Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд и скажите с какими писателями мы с вами уже

знакомы ?

-Соедините пожалуйста иллюстрацию писателя с его Именем, Фамилией и Отчеством.

(На слайде находятся иллюстрации писателей Пушкин А.С., Тютчев Ф. И., Фет А.А., Крылов И. А. задача детей соединить писателей с их именами)

-Все верно мы всех писателей с вами вспомнили и у нас остался еще один.

-Откройте пожалуйста страницу в учебнике с. 131

- Как вы считаете какая сегодня цель на уроке?

А как тема урока ?

-Отлично

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением



Учащиеся смотрят на слайд, делают вывод, что знакомы они с Пушкин А.С., Тютчев Ф. И., Фет А.А.


Работают устно, коллективно







- Мы познакомимся с новым писателем

Тема: Басни И.А. Крылова.

Предметные:

умение соотносить портрет писателя с его именем; умение находить и понимать главную мысль произведения.


Метапредметные:

Коммуникативные: вступают в диалог с учителем и друг другом, слушают ответы одноклассников.

Регулятивные: ставят цель урока.

Личностные: воспитывают уважительное отношение к окружающим.


4. Выявление первичного восприятия

Задача: создание условий для понимания уровня первичного восприятия текста

Организация работы по выявлению первичного восприятия

К доске выходит заранее подготовленные ученики и рассказывают о писателе.

(на слайде иллюстрация И.А. Крылова.)

-Спасибо Михаил и София
















-Ребята, возможно кто-то уже знаком с данным писателем ?

Что писал И.А. Крылов?

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

Учащиеся слушают рассказ о писателе.

- Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. 

Иван Андреевич был очень старательным и любознательным человеком. Он без помощи учителей овладел русским языком, математикой и выучил французский и итальянский язык. Крылов отлично знал литературы переводил стихи и прозу. А так же Иван Андреевич интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке.

Учащиеся, приводят примеры о том, где они встречались с произведениями И.А. Крылова


Предметные:

умение слушать и читать произведения, умение находить и понимать главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Метапредметные:

Коммуникативные: вступают в диалог, делают комментарии, обсуждают ответы на вопросы.

Регулятивные: сохраняют учебную задачу.


Личностные: воспитывают уважительное отношение к товарищам, имеют свою точку зрения о поведении и характере персонажа.

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме


-Ребята, знаем ли мы с вами, что такое сказки?

-С какими сказками вы знакомы ?



-А кто знает творчество И. А. Крылова, что же он писал?

-

-И. А Крылов написал огромное количество басен. Его творчество любят и взрослые и дети.

Иван Андреевич очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей а их пороки: жадность, глупость и т.д.

Крылов хотел очень хорошо и интересно читал свои басни. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, теплоты и добра при рассказывании.

Я предлагаю и вам попробовать так же прочитать и всех нас удивить басней.

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах

-да

С Русскими народными сказками, с авторскими сказками.

-Да

-Затрудняются ответить

Внимательно слушаю учителя.

Метапредметные:

Коммуникативные: вступают в диалог, принимают активное участие в работе.

Регулятивные: сохраняют учебную задачу на протяжении всего урока.


Личностные: уважают мнение одноклассников, воспитывают любовь к чтению.

6.Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся

- Откройте страниц 134

Басня «Мартышка и Очки»

Читаем по рядам.

(чтение с пометками)

Берем в руки карандашик и отмечаем рядом со словом или с предложением

+ мне понравилось

- мне не понравилось

? хочу узнать

Чтение басни

-В басне вы увидели не знакомые слова, предлагаю нам с ними познакомится

ПОЛДЮЖИНЫ,

Дюжина это 12, а здесь полдюжины , значит 6

НАНИЖЕТ- Прокалывая, протыкая насквозь, надевать, насаживать что-либо.










-Ребята, как вы считаете, почему Мартышка решила, что ее люди обманули?

-Как вы считаете, какая главная мысль в басне ?

-Верно


-Ребята, я вам предлагаю еще познакомиться с одной басне, но мы ее читать не будем

(показывает отрывок из мультфильма с этой басней, тем самым заинтересовывает учащихся) «Зеркало и обезьяна»

Интересно ?

-Что вас заинтересовало больше всего?

-Сейчас м немного отдохнем

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Для того, чтобы узнать, что было дальше, вы должны почесть ее дома.

-Сейчас я вам предлагаю поработать с басней «Зеркало и Обезьяна»

-Ребята, сейчас вы будете работать в группе, объединяемся по рядам

Работа с дидактическим материалом.

Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания

Учащиеся читаю басню и проводят, чтение с пометками.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.







Если не знать прок в вещи она кажется не нужной и плохой. Мартышка- обезьяна, не разобравшись не решит проблему и тд)









Смотрят отрывок



-К чему были сказаны слова мартышки?

-Почему мартышка так решила ?



Проведение физкультминутки

-да



Ребята работают коллективно

Заполнение таблицы о главных героях


Предметные: учатся выразительному чтению по ролям, анализируют героев басни, работают с текстом произведения, находя цитаты, для ответов на вопросы.

Метапредметные:

Коммуникативные: принимают активное участие в работе на уроке, вступают в обсуждение.
Регулятивные:
сохраняют учебную задачу на протяжении всего урока, регулирую свою деятельность на уроке.



Личностные: воспитывать уважительное отношение к товарищам; умение выделять поступок как проявление характера героя; эмоциональное отношение к поступкам героев: неприятие пороков персонажей басни; воспитывать любовь к чтению.

7. Обобщение.

Итог урока

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

-С каким Автором мы познакомились ?

Кто это ?

Что пишет этот автор?

-Все верно ребята, мы ответили с в вами на проблемный вопрос

Иван Андреевич Крылов – это великий русский баснописец.

-Берем наши замечательные шляпы

*Шляпа информации

*Шляпа эмоции

*Шляпа критики

*Шляпа оптимиста


-Уважаемы ребята приступаем к заполнению листа самооценки.

Синтез.

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.


-И. А. Крылов

-Великий баснописец

- Басни



-Учащиеся одевают определенную шляпу и проговаривают, что им сегодня больше всего запомнилось на уроке.


Заполнение листа самооценки.

Метапредметные:

Коммуникативные: работаю в парах, обсуждают, приходят к общему решению; вступают в диалог.

Регулятивные: регулируют свою деятельность на уроке, сохраняют учебную задачу на протяжение всего урока.



Личностные: делают выбор положительных качеств для коллектива; воспитывают уважительное отношение к окружающим.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа


-Открываем дневники, записываем домашнее задание. На странице 136 басня « Зеркало и обезьяна». Ее необходимо выучить наизусть.

-Спасибо огромное за урок!









Осмысление домашнего задания

Метапредметные:

Регулятивные: записывают домашнее задание, регулируют свою деятельность на уроке, делают вывод, обобщают материал.

Коммуникативные: задают вопросы, если возникает необходимость.

Личностные: воспитывать уважительное отношение к товарищам; эмоциональное отношение к поступкам героев; воспитывать любовь к чтению.













Работа в группе (по рядам) . Опиши героя. После заполнения представляет один человек из группы.

Басня «Зеркало и обезьяна»


ГЕРОЙ

Положительные Черты

Отрицательные черты

Твое мнение






























Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой


5 кружки


4


3


2


1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь


5


4


3


2


1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы


5


4


3


2


1










*Шляпа информации






*Шляпа

эмоции







*Шляпа

критики






*Шляпа

оптимиста