СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Как на месте Российской Империи образовался Советский Союз»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Как на месте Российской Империи образовался Советский Союз»»

Конспект урока по теме «Как на месте Российской Империи

образовался Советский Союз»

Учитель: Деревянченко В.А


Цель:

Формирование представлений учащихся о событиях, произошедших в России в 1917 году, Первой мировой войне и Гражданской войне; о причинах образования СССР

Задачи:

Предметные:

Называть важные факты истории России первой четверти ХХ века: Первая мировая война, Гражданская война, Октябрьская и Февральские революции; соотносить года и события; устанавливать хронологическую последовательность событий

Метапредметные:

Сформировать умения давать рецензию на ответ товарища, умение давать характеристику личности, закрепить хронологические умения, пространственное мышление, умения опираться на памятку

Личностные:

Способствовать формированию гражданской позиции, развивать чувство патриотизма



Оборудование (ТСО):

  • Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть

  • Презентация по теме «Как на месте Российской Империи образовался Советский союз»

  • Документальный фильм о Первой мировой войне

  • Карта Российской империи, политическая карта мира в начале ХХ века

  • Портрет Николая II

  • Портрет Сталина И.В.


Ход урока:

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


  1. Актуализация опорных знаний

(Слайд 1)

-В начале ХХ века в России проживало около 150 миллионов человек. Наша страна была одной из самых сильных держав мира. Но России пришлось пережить несколько революционных войн, изменивших ход истории. Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам соотнести государства, которые были за всю историю страны, и их столицы. (слайд2)

  1. Целеполагание


Так какая же тема сегодняшнего урока, какое государство было после Российской империи?? (СССР) Верно, тема нашего урока- Как на месте Российской Империи возник Советский Союз. А какую цель мы для себя поставим? А для чего нам нужно это знать?

  1. Изучение нового материала

-Николай II был последний российским императором. Подробнее о нем нам расскажет… (сообщение ученика, работа с портретом Николая II) (слайд3)

-Как мы уже сказали, Российская Империя активно развивалась, но Первая мировая война нарушила этот темп. Сейчас мы просмотрим документальный фильм про Первую мировую войну и ответим на вопросы (слайд 4):

  1. Когда была объявлена война? (28 июля 1914 г.)

  2. Между какими союзами велась война? (Антанты и Тройственного союза)

  3. Какие страны входили в эти два союза? (В Антанту входили Россия, Франция, Великобритания; в Тройственный союз-Германская империя, Австро-Венгерская империя и Италия)

  4. В каком году была война окончена? (1918г.)

-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. А к каким последствиям привела эта война?(ответы детей)

Давайте рассмотрим на карте каковы же были границы Российской Империи


Во время войны все больше становилось недовольных в стране. Все понимали, что нужно прекращать войну, иначе она приведет к разрушениям. Так произошла Февральская революция . 17 февраля 1917 года Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, в которое, как вы думаете, кто вошел? Правильно, в него вошли представители дворянства и промышленности. Россия стала называться республикой. Как вы думаете, что означает это слово? (ответы)
Молодцы, прочитайте на слайде 5,что такое республика.

Республика - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определенный срок

-После революции создаются Советы. Давайте разберем это слово по составу. Какой будет корень в этом слове? (совет). Как вы думаете, каково значение слова Совет? (совещание, сбор). А что делали на Совете?(решали важные политические вопросы). Давайте подумаем, входило в Совет все население? (нет) А кто входил? (отдельные лица от крестьян, дворян и рабочих)

-25 октября 1917 года вооруженные отряды рабочих и солдат арестовали Временное правительство. Власть перешла к большевикам во главе с Владимиром Ильичом Ульяновым (Лениным). На слайде 6 представлена репродукция картины В. Серова. «В.И.Ленин провозглашает Советскую власть.» 1962 года. Что на ней изображено. Как нарисован Владимир Ильич Ленин? Как вы думаете, к чему он призывает? Как отреагировали большевики на его призыв?

Они собирались прекратить войну, передать власть Советам рабочих и крестьян, а земли раздать крестьянам, заводы - рабочим. Многие поверили и пошли за большевиками. Так произошла Октябрьская революция.

Почему в России началась Гражданская война


Для того, чтобы ответить на вопрос - Почему же началась Гражданская война - , откройте и прочитайте учебник на странице 91. (Прочтение пункта параграфа). Теперь расскажите, какие события произошли после революции, как изменилась жизнь людей после Гражданской войны. (слайд7)

Остальные, внимательно слушайте, запоминайте и дайте рецензию на ответ товарища, используя памятку:

  • Внимательно выслушайте ответ товарища

  • Отметь положительные стороны ответа

  • Какие ошибки были допущены при ответе

  • Дополни ответ товарища

  • Оцени

  • Аргументируй


-Чтобы ответить на наш главный вопрос, поставленный в начале урока, вспомним все, что мы сегодня изучили (вопросы после пунктов параграфа):

  1. Какие главные события произошли в начале ХХ века в Российской империи?

  2. Почему в России произошла революция, причины?

  3. Какие последствия были после Февральской и Октябрьской революции?

  4. Что такое Гражданская война? К каким последствиям она привела?

Как образовался Советский Союз

После окончания Гражданской войны образовалось несколько советских республик: Российская, Украинская, Белорусская, Закавказская. Самой крупной была - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика-РСФСР.

В 1922 году четыре советские республики объединились добровольно в единое государство - Советский Союз (Союз Советский Социалистических республик, СССР). Столицей стала Москва.

-Так в каком же году появился СССР? (1922) А какой это век, напишите его римскими цифрами (ХХв). Покажите этот век на ленте времени.

Всего в состав СССР входило 15 республик. Перечислите их (слайд8):

  • РСФСР

  • Украинская ССР

  • Белорусская ССР

  • Узбекская ССР

  • Казахская ССР

  • Грузинская ССР

  • Азербайджанская ССР

  • Литовская ССР

  • Молдавская ССР

  • Латвийская ССР

  • Киргизская ССР

  • Таджикская ССР

  • Армянская ССР

  • Туркменская ССР

  • Эстонская ССР

Покажите на карте все эти республики и их столицы, входящие в состав СССР. Политическая карта мира - это географическая карта, отражающая страны мира и их форму правления.

Географическая карта-это особенности земли каждой страны. Так какая же это карта? (политическая) Границы государства мы показывает по линии границы с обязательными комментариями. Города – точкой.

В соответствии с Конституцией СССР власть была в руках Коммунистической партии, которую до 1953 года возглавлял Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (работа с его портретом)(слайд9)





  1. Закрепление


-Итак, давайте подведем итоги. Начало ХХ века стало переломным моментом в истории Российской империи, вскоре ставшей Советским Союзом. Так хорошо развитая страна, готовая к новым совершенствованиям, из-за двух революций(Октябрьской и Декабрьской), одной Гражданской и Мировой войны перестроила власть и устрой жизни общества полностью. Император сменился сначала на Временное правительство, а затем и на Председателя Совета Народных Комиссаров.


  1. Рефлексия

Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным



  1. Домашнее задание:

В словарик выпишите все новые слова, прочитать еще раз параграф и ответить на вопросы в конце параграфа. Узнайте у родителей, какую роль сыграла Гражданская и Первая мировая война в жизни вашей семье. Напишите об этом мини-сочинение(слайд10)