Конспект урока по теме: «Ковалентная химическая связь»
с использованием Технологии развития критического мышления (ТКМ)
Цель использования КМ:
— Активизировать самостоятельный поиск и критическую оценку информации, формировать умение аргументировать и делать обоснованные выводы.
Цели урока:
Показать универсальный характер гибридизации орбиталей через анализ и моделирование.
Продемонстрировать связь между типом гибридизации и пространственным строением молекул с применением научных рассуждений.
Выявить влияние геометрии молекул на физические свойства через исследовательскую деятельность.
Оборудование и материалы:
• Модели гибридных облаков (магнитные и шаростержневые)
• Тексты и схемы с вопросами для критического чтения и обсуждения
• Мультимедийные фрагменты о химической связи
• Таблицы с электронными конфигурациями элементов
• Инструкции по групповым дискуссиям и работе с материалом
Этапы урока с применением технологий критического мышления
1. Мотивация и постановка проблемы (5-7 минут)
• Учитель показывает изображения молекул (например, H2, O2, H2O, CO2) и задаёт вопрос:
«Почему атомы соединяются друг с другом? Какими способами они это делают?»
• Ученики высказывают гипотезы, предположения.
• Учитель фиксирует проблемный вопрос на доске: «Как и почему образуется ковалентная связь?»
• Цель: вызвать интерес, активировать базовые знания, поставить проблему
2. Стадия «Вызова» (Активизация знаний и постановка вопросов)
Метод: Метод «Знаю—Хочу узнать—Узнал»
Ученики разделяют лист на 3 колонки: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».
В группе учащиеся читают предложенные вопросы (Приложение I).
Задание:
• Вместо просто выписки в колонку «Знаю» — сформулировать свои определения или объяснения по вопросам с опорой на собственный опыт.
• В колонке «Хочу узнать» составить 1-2 дополнительных вопроса к теме, которые им интересны или вызывают сомнения (развить навык постановки вопросов).
Ваше утверждение требует уточнения контекста, в котором сравниваются SO₂ и CO₂. Пожалуйста, уточните, что именно вы имеете в виду под «лучше»: например, с точки зрения химических свойств, влияния на окружающую среду, использования в промышленности, токсичности или другого критерия?
Вот краткое сравнение основных свойств этих газов:
Химические свойства:
• SO₂ (диоксид серы) — газ с резким запахом, обладает выраженными восстановительными и кислородсодержащими свойствами. Он легче окисляется до SO₃, который участвует в образовании кислотных дождей.
• CO₂ (диоксид углерода) — бесцветный, без запаха газ, является конечным продуктом горения углеродсодержащих веществ, не токсичен в умеренных концентрациях.
Экологическое воздействие:
• SO₂ — значительно более токсичен для живых организмов, вызывает раздражение дыхательных путей, является одним из основных факторов кислотных дождей, пагубно влияет на растительность и здания.
• CO₂ — не токсичен непосредственно, но основной парниковый газ, способствующий глобальному потеплению.
Промышленное применение:
• SO₂ используется для отбеливания, как консервант, в производстве серной кислоты.
• CO₂ применяется в пищевой промышленности (газирование напитков), в пожаротушении, в производстве сухого льда и др.
3. Рефлексия
Дз https://resh.edu.ru/subject/lesson/2048/train/#194293