Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ухоловская средняя школа Рязанской области
Конспект урока по теме:
«Милосердие и сострадание»
4 класс
Составила: Ермакова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
2020 год
Пояснительная записка к уроку.
Работа представлена в номинации «Лучшая методическая разработка по преподаванию основ православной культуры»
Учитель: Ермакова Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ухоловская средняя школа Рязанской области.
Тема урока №12 «Милосердие и сострадание»
Сценарий урока расчитан на учащихся 4 класса в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ).
В классе 26 человек. Девочек – 15. Мальчиков – 11. 25человек 2010года рождения. 1 ребёнок родился в 2009 году.
В полных семьях проживают 19 (73,7%) человек, в многодетных 7 (26,9%) человек.
Средний возраст родителей 35 лет.
Из общего числа родителей (45человек) имеют:
- высшее образование — 8(37,6%) человек;
- средне-специальное - 7 (26,8%)человек.
В бюджетной сфере работают 4 (15,3%) человека.
Материальное положение:
-выше прожиточного уровня — нет семей;
-ниже прожиточного уровня — 5 семей.
По данным анкетирования в 12 семьях имеются небольшие библиотеки, но книг на тему православия они не содержат . В 9 семьях есть книги по православию.
По уровню умственного и интеллектуального развития явной поляризации в классе нет.
Сформированность познавательных интересов:
-высокая — 4 (15,3%)человек;
-средняя — 18 (68,1%)человек.
Дети из группы риска:
-интеллектуально пассивные 4 (15,3%)человек;
-испытывающие трудности в обучении 7 (26,8%) человек.
Учащихся с ОВЗ — 4 (15,3%) человек.
Обучающихся на «4» и «5» - 15 человек. Отличников – 1.
Достоинства класса:
-навыки работы в парах, группах;
-умение вести диалог, умение слушать;
-работа с источниками информации;
-навыки проектной деятельности;
-управление своим поведением в учебной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений 4 — 5 классы. Основы религиозных культур и светской этики».
Данилюк А.Я. - М.^Просвещение, 2012.
Для реализации программы используется учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры», 3-е издание.М., Просвещение, 2014.
Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей - формирование личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер.
Количество часов в год – 34, в неделю -1час.
Формы организации учебной деятельности:
Технология: Интерактивная с использованием ИКТ.
Методы обучения: наглядно-образный, словесно-логический.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в группах, парах, выполнение творческой работы, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Реализация целей урока достигается через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.
Здоровьесберегающая среда организуется через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности и соблюдение гигиенических требований.
Тема: « Милосердие и сострадание».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
1. Дать понятие «милосердие».
2. Учить детей быть милосердными.
3. Воспитывать потребность любить, сострадать и делать добро.
Задачи урока.
1. Обучающая: учить работать с текстом, выделять главные мысли, ключевые слова; познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие».
2. Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему.
3. Воспитывающая: формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
Планируемые результаты:
предметные: осознание ценности понятий: «милосердие»,«сострадание», «ближний», «милостыня»;
метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Оборудование: Кураев А. В.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение,
2012г.
Мультимедийная установка, презентация, мультфильм, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Желаю вам успешной и творческой работы.
II. Актуализация знаний по теме урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Учитель:
-Послушайте четверостишие. (слайд)
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
А. Дементьев
Учитель:
-Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Дети:
-Будем говорить о сострадании.
Учитель:
-Откройте учебник на стр.42 и прочитайте как называется тема урока.
Дети:
-Милосердие и сострадание.
Учитель:
- Какую главную цель поставим на уроке?
Дети:
-Узнать, что такое сострадание.
Учитель:
-Что вы узнаете на уроке?
Дети:
-Чем милосердие отличается от дружбы.
-Кого называют ближним.
-Как христианин должен относиться к людям.
III. Работа над новой темой урока.
Учитель:
-Посмотрите на слайд. (слайд №2)
-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?
Дети:
- Жалость.
Учитель:
-Что захотелось сделать?
(Дети отвечают на вопрос, выдвигают свои мнения).
Учитель:
-Каким словом можно заменить слово жалость?
Дети:
-Сочувствие, сопереживание.
Учитель:
-Вслушайтесь в слова сопереживания, сочувствие, сострадание.
Что объединяет все эти слова?
Дети:
-Приставка –со
Учитель:
-Эта приставка -со означает общее участие в чём - то.
-Что означает слово сострадание?
Откройте словарик и посмотрите.
Дети:
-Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим- то несчастьем, горем.
Учитель: (слайд №3)
-Запишите это слово в словарик.
Учитель:
-Дети, прежде, чем продолжить работу по теме, давайте посмотрим добрый и полезный мультфильм «Просто так». (слайд №4).
Учитель:
-Какое настроение у вас появилось после просмотра мультфильма?
Дети:
-Весёлое.
Учитель:
-Почему?
(Дети отвечают)
Учитель:
-Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
-Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? Почему?
(Дети отвечают).
Учитель:
-К кому они проявили сострадание?
-В чём это заключалось?
(Дети отвечают).
Учитель:
-Что означает слово милый?
(Дети отвечают)
Учитель:
-А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»?
Дети:
-Маме. (слайд №5)
Учитель:
-Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой.
- Что вы чувствуете?
Дети:
-Нежность, желание прижаться, чтобы мама нас пожалела.
Учитель:
-Вы все любите своих мам. Давайте выполним физкультминутку про помощь маме.
IV. Физкультминутка.
«Дружно маме помогаем»
Учитель:
-Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души.
Учитель: (слайд №6)
-А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка.
-Какие чувства он вызывает в вашей душе?
Дети:
-Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.
Учитель:
-Когда мы оказываем кому-нибудь милость, проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните, чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
-Прочитайте в учебнике первый абзац.
(Дети читают).
Учитель:
-Какое новое слово вы узнали?
Дети:
-Милосердие.
Учитель:
-Что означает слово милосердие? (слайд №7)
(Дети отвечают на вопрос что такое милосердие, как понимают они).
Учитель:
-Найдите в словарике значение этого слова и зачитайте.
Дети:
-Милосердие – сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро.
Учитель:
-Запишите слово в словарик.
(Дети записывают).
Учитель: (слайд №8)
-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь и другая, когда человек плачет. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
-Если ты увидишь голодного человека, накорми его. (слайд №10).
Учитель:
-Найдите на стр.42 пятый абзац и прочитайте его.
-Почему нужно накормить голодного человека?
Дети:
-Потому что он голодный, а не потому что твой друг.
Учитель:
-Одно из дел милосердия – милостыня. (слайд №11)
Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».
-Что означает слово благотворение?
Дети:
-Благое дело или хорошее дело.
Учитель:
-Как вы понимаете смысл пословицы:
-Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается.
Дети:
-Нищим дают милостыню, а они за это молятся за здравие этого человека.
Учитель:
-Благие дела совершает и церковь.
Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям с ограниченными возможностями здоровья, тем, кто попал в беду.
- Есть такая заповедь: люби ближнего.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». (слайд №13)
И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
(слайд №14)
Учитель:
-Кто такой самарянин, вы узнаете из учебника.
V. Работа с учебником.
Стр.42-43
Учитель:
-Кто такой самарянин?
Дети:
-Чужак.
-Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?
Дети:
-Незнакомый приезжий смог усмотреть в нём своего ближнего.
Учитель:
-Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?
- Кого христиане называют своим ближним?
-Найдите и прочитайте как учебник даёт ответ на этот вопрос.
Дети:
-Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Учитель:
-Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи . Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
-Даже если человек тебя обидел, в минуту, когда он попал в беду, ты должен ему протянуть руку помощи.
Дети, очень много людей нуждается в нашей помощи. (слайд №15)
Учитель:
-Кого вы видите на слайде?
Дети:
-Это дети — инвалиды.
Учитель:
-Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
-Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли.
-Эти дети мученики.
- Много больных людей на Земле и среди них есть дети. Они ждут от нас помощи! Пожертвования люди делают в фонды милосердия.
-Чем вы можете им помочь?
(Дети отвечают).
Учитель:
-Милосердие подвигает нас на добродеяния. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
-Давайте разыграем ситуацию. (выбираю из детей маму, сына и дочь. Мама приходит из магазина и приносит игрушки для детей. Сыну даёт машину, а дочке куклу).
Учитель:
-Что вы почувствовали, когда мама дала вам игрушку?
Дети:
-Радость.
Учитель:
-Надолго ли у вас останется такая радость в сердце?
Дети:
- Нет, радость скоро пройдёт.
Учитель:
-Такая радость быстро проходит. А когда помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
Спешите делать добро другим людям!
-А как вам кажется, легко ли стать милосердным?
(Дети отвечают)
Учитель:
-Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия, например, ухаживать за больными или младшими, предлагать свою помощь пожилым людям, то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
-Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете?
Дети:
-Чтобы люди учились делиться друг с другом.
Учитель:
-Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так? Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие.
VI. Работа в группах.
Учитель:
-Сейчас я проверю как вы усвоили тему сегодняшнего урока.
Поработайте в группах и ответьте на вопросы.
1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие.
Учитель:
-Дети, послушаем ваши мнения.
(Дети отвечают).
Учитель:
-Перед вами карточки. Поработайте в парах.
Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Учитель:
- Проверим работу.
Зачитайте только то, что относится к милосердию.
Дети:
-Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; предупредить об опасности; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; одеть бедного; помочь немощному по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Учитель:
-Кто из вас проявлял милосердие к другому человеку, расскажите об этом.
(дети рассказывают случаи из своей жизни).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
-Какую цель вы ставили на уроке?
Дети:
-Узнать, что такое сострадание и милосердие.
Учитель:
-Всё ли вам было понятно на уроке?
-Давайте посадим с вами дерево добра.
Напишите на листочках, какое доброе дело вы смогли бы сделать и прикрепите к нашему дереву.
(Дети пишут и прикрепляют)
Учитель:
-Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних.
-Урок мне хотелось бы закончить строками стихотворения
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
VI. Задание на дом:
Учебник. С. 42-45 читать, отвечать на вопросы, нарисовать рисунок на тему «Добро в моей жизни».