СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Милосердие и сострадание"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока по теме "Милосердие и сострадание"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Милосердие и сострадание"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ухоловская средняя школа Рязанской области


















Конспект урока по теме:

«Милосердие и сострадание»

4 класс









Составила: Ермакова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов











2020 год


Пояснительная записка к уроку.

Работа представлена в номинации «Лучшая методическая разработка по преподаванию основ православной культуры»

Учитель: Ермакова Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ухоловская средняя школа Рязанской области.

Тема урока №12 «Милосердие и сострадание»

Сценарий урока расчитан на учащихся 4 класса в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ).

В классе 26 человек. Девочек – 15. Мальчиков – 11. 25человек 2010года рождения. 1 ребёнок родился в 2009 году.

В полных семьях проживают 19 (73,7%) человек, в многодетных 7 (26,9%) человек.

Средний возраст родителей 35 лет.

Из общего числа родителей (45человек) имеют:

- высшее образование — 8(37,6%) человек;

- средне-специальное - 7 (26,8%)человек.

В бюджетной сфере работают 4 (15,3%) человека.

Материальное положение:

-выше прожиточного уровня — нет семей;

-ниже прожиточного уровня — 5 семей.

По данным анкетирования в 12 семьях имеются небольшие библиотеки, но книг на тему православия они не содержат . В 9 семьях есть книги по православию.

По уровню умственного и интеллектуального развития явной поляризации в классе нет.

Сформированность познавательных интересов:

-высокая — 4 (15,3%)человек;

-средняя — 18 (68,1%)человек.

Дети из группы риска:

-интеллектуально пассивные 4 (15,3%)человек;

-испытывающие трудности в обучении 7 (26,8%) человек.

Учащихся с ОВЗ — 4 (15,3%) человек.

Обучающихся на «4» и «5» - 15 человек. Отличников – 1.

Достоинства класса:

-навыки работы в парах, группах;

-умение вести диалог, умение слушать;

-работа с источниками информации;

-навыки проектной деятельности;

-управление своим поведением в учебной и внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений 4 — 5 классы. Основы религиозных культур и светской этики».

Данилюк А.Я. - М.^Просвещение, 2012.

Для реализации программы используется учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры», 3-е издание.М., Просвещение, 2014.

Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей - формирование личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Количество часов в год – 34, в неделю -1час.

Формы организации учебной деятельности:

Технология: Интерактивная с использованием ИКТ.

Методы обучения: наглядно-образный, словесно-логический.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в группах, парах, выполнение творческой работы, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

Реализация целей урока достигается через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.

Здоровьесберегающая среда организуется через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности и соблюдение гигиенических требований.

 











Тема: « Милосердие и сострадание».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

1. Дать понятие «милосердие».

2. Учить детей быть милосердными.

3. Воспитывать потребность любить, сострадать и делать добро.

Задачи урока.

1. Обучающая: учить работать с текстом, выделять главные мысли, ключевые слова; познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие».

2. Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему.

3. Воспитывающая: формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.

Планируемые результаты:

  • предметные: осознание ценности понятий: «милосердие»,«сострадание», «ближний», «милостыня»;

  • метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Оборудование: Кураев А. В.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение,
2012г.
Мультимедийная установка, презентация, мультфильм, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Желаю вам успешной и творческой работы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Учитель:

-Послушайте четверостишие. (слайд)

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

Учитель:

-Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Дети:

-Будем говорить о сострадании.

Учитель:

-Откройте учебник на стр.42 и прочитайте как называется тема урока.

Дети:

-Милосердие и сострадание.

Учитель:

- Какую главную цель поставим на уроке?

Дети:

-Узнать, что такое сострадание.

Учитель:

-Что вы узнаете на уроке?

Дети:

-Чем милосердие отличается от дружбы.

-Кого называют ближним.

-Как христианин должен относиться к людям.

III. Работа над новой темой урока.

Учитель:

-Посмотрите на слайд. (слайд №2)

 -Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?

Дети:

- Жалость.

Учитель:

-Что захотелось сделать?

(Дети отвечают на вопрос, выдвигают свои мнения).

Учитель:

-Каким словом можно заменить слово жалость?

Дети:

-Сочувствие, сопереживание.

Учитель:

-Вслушайтесь в слова сопереживания, сочувствие, сострадание.

Что объединяет все эти слова?

Дети:

-Приставка –со

Учитель:

-Эта приставка -со означает общее участие в чём - то.

-Что означает слово сострадание?

Откройте словарик и посмотрите.

Дети: 

-Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим- то несчастьем, горем.

Учитель: (слайд №3)

-Запишите это слово в словарик.

Учитель:

-Дети, прежде, чем продолжить работу по теме, давайте  посмотрим добрый и полезный мультфильм «Просто так». (слайд №4).

Учитель:

-Какое настроение у вас появилось после просмотра мультфильма?

Дети:

-Весёлое.

Учитель:

-Почему?

(Дети отвечают)

Учитель:

-Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

-Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? Почему?

(Дети отвечают).

Учитель:

-К кому они проявили сострадание?

-В чём это заключалось?

(Дети отвечают).

Учитель:

-Что означает слово милый?

(Дети отвечают)

Учитель:

-А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»?

Дети:

-Маме. (слайд №5)

Учитель:

-Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой. 

- Что вы чувствуете?

Дети:

-Нежность, желание прижаться, чтобы мама нас пожалела.

Учитель:

-Вы все любите своих мам. Давайте выполним физкультминутку про помощь маме.

IV. Физкультминутка.

«Дружно маме помогаем»

Учитель:

-Мы говорим, что мама милует нас.  В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.   Миловать – значит дарить приятное для души.

Учитель: (слайд №6)

-А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка.

-Какие чувства он вызывает в вашей душе?

Дети:

-Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.

Учитель:

-Когда мы оказываем кому-нибудь милость, проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните, чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

-Прочитайте в учебнике первый абзац.

(Дети читают).

Учитель:

-Какое новое слово вы узнали?

Дети:

-Милосердие.

Учитель:

-Что означает слово милосердие? (слайд №7)

(Дети отвечают на вопрос что такое милосердие, как понимают они).

Учитель:

-Найдите в словарике значение этого слова и зачитайте.

Дети:

-Милосердие – сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро.

Учитель:

-Запишите слово в словарик.

(Дети записывают).

Учитель: (слайд №8)

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь и другая, когда человек плачет. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

-Если ты увидишь голодного человека, накорми его. (слайд №10).

Учитель:

-Найдите на стр.42 пятый абзац и прочитайте его.

-Почему нужно накормить голодного человека?

Дети:

-Потому что он голодный, а не потому что твой друг.

Учитель:

-Одно из дел милосердия – милостыня. (слайд №11)

Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе.

Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».

Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».

-Что означает слово благотворение?

Дети:

-Благое дело или хорошее дело.

Учитель:

-Как вы понимаете смысл пословицы:

-Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается.

Дети:

-Нищим дают милостыню, а они за это молятся за здравие этого человека.

Учитель:

-Благие дела совершает и церковь.

Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям с ограниченными возможностями здоровья, тем, кто попал в беду.

- Есть такая заповедь: люби ближнего.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». (слайд №13)

 И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

(слайд №14)

Учитель:

-Кто такой самарянин, вы узнаете из учебника.

V. Работа с учебником.

Стр.42-43

Учитель:

-Кто такой самарянин?

Дети:

-Чужак.

-Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?

Дети:

-Незнакомый приезжий смог усмотреть в нём своего ближнего.

Учитель:

-Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?

- Кого христиане называют своим ближним?

-Найдите и прочитайте как учебник даёт ответ на этот вопрос.

Дети:

-Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Учитель:

-Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи . Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

-Даже если человек тебя обидел, в минуту, когда он попал в беду, ты должен ему протянуть руку помощи.

Дети, очень много людей нуждается в нашей помощи. (слайд №15)

Учитель:

-Кого вы видите на слайде?

Дети:

-Это дети — инвалиды.

Учитель:

-Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

-Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли.

-Эти дети мученики.
- Много больных людей на Земле и среди них есть дети. Они ждут от нас помощи! Пожертвования люди делают в фонды милосердия.

-Чем вы можете им помочь?

(Дети отвечают).

Учитель: 

-Милосердие подвигает нас на добродеяния. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

-Давайте разыграем ситуацию. (выбираю из детей маму, сына и дочь. Мама приходит из магазина и приносит игрушки для детей. Сыну даёт машину, а дочке куклу).

Учитель:

-Что вы почувствовали, когда мама дала вам игрушку?

Дети:

-Радость.

Учитель:

-Надолго ли у вас останется такая радость в сердце?

Дети:

- Нет, радость скоро пройдёт.

Учитель:

-Такая радость быстро проходит. А когда помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Спешите делать добро другим людям!

-А как вам кажется, легко ли стать милосердным?

(Дети отвечают)

Учитель:

-Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия, например, ухаживать за больными или младшими, предлагать свою помощь пожилым людям, то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

-Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете?

Дети:

-Чтобы люди учились делиться друг с другом.

Учитель:

-Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так?  Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие.

VI. Работа в группах.

Учитель:

-Сейчас я проверю как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Поработайте в группах и ответьте на вопросы.

1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие.

Учитель:

-Дети, послушаем ваши мнения.

(Дети отвечают).

Учитель:

-Перед вами карточки. Поработайте в парах.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Учитель:

- Проверим работу.

Зачитайте только то, что относится к милосердию.

Дети:

-Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; предупредить об опасности; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; одеть бедного; помочь немощному  по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Учитель:

-Кто из вас проявлял милосердие к другому человеку, расскажите об этом.

(дети рассказывают случаи из своей жизни).

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

-Какую цель вы ставили на уроке?

Дети:

-Узнать, что такое сострадание и милосердие.

Учитель:

-Всё ли вам было понятно на уроке?

-Давайте посадим с вами дерево добра.

Напишите на листочках, какое доброе дело вы смогли бы сделать и прикрепите к нашему дереву.

(Дети пишут и прикрепляют)

Учитель:

-Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы  относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних.

-Урок мне хотелось бы закончить строками стихотворения

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

VI. Задание на дом:

Учебник. С. 42-45 читать, отвечать на вопросы, нарисовать рисунок на тему «Добро в моей жизни».