Тема урока: «Ноосфера»
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «ноосфера», «природные ресурсы», «охрана природы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1 вариант.
1.Дать определение: биосфера, атмосфера.
2. Перечислить и охарактеризовать вещества, которые включает в себя биосфера. Привести примеры.
3. Что такое МБК? (примеры)
2 вариант.
1. Дать определение:гидросфера, литосфера.
2. Перечислить и охарактеризовать функции биосферы.
3.Что такое ЭК? (примеры)
Сообщение темы и цели урока.
-Послушайте (прочитайте) высказывание. Как вы его понимаете?
Человечество, взятое в целом, становится мощной
геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.
В.И. Вернадский
Сегодня на уроке вы узнаете о том, как развитие человеческого общества влияет на эволюцию биосферы.
Как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов и отдельных видов организмов, в них входящих.
Разберем, как биосфера переходит в ноосферу.
Изучение нового материала
Термин «ноосфера» был предложен в 1927г. французским математиком и философом Э. Леруа. Noos- древнегреческое название человеческого разума. Следовательно, ноосфера- сфера человеческого разума.
1. Воздействие человека на природу в процессе становления общества
Палеолит (каменный век).
Ранние стадии эволюции человечества характеризуются добычей пищи посредствам охоты и собирательства.
Неолит (новый каменный век).
В дальнейшем все большее значение приобретает процесс производства пищи, сопровождающийся глубоким воздействием на природу.
-Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
-К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?
-Кто впервые ввел в науку термин «ноосфера»?
2.Природные ресурсы и их использование
Биологические, в том числе пищевые, ресурсы планеты обуславливают возможности жизни человека на Земле, а минеральные и энергетические служат основой материального производства человеческого общества.
среди природных богатств планеты различают неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.
Природные ресурсы-это природные объекты и явления, используемые или потенциально пригодные для прямого потребления человеком.
2.1. Неисчерпаемые природные ресурсы.
космические-энергия солнечной радиации.
климатические-энергия ветра (атмосферный воздух)
водные- вода.
2.2. Исчерпаемые ресурсы.
возобновляемые (растительный и животный мир).
невозобновляемые ( полезные ископаемые)
Большинство природных ресурсов являются в большей или меньшей степени исчерпаемыми либо за счет конечности запасов, либо в следствие преобладания скорости использования над временем воспроизводства.
3. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
3.1. Загрязнение воздуха
-Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
3.2. Загрязнение пресных вод
-Каковы причины возможного возникновения «водного голода» в ряде районов мира?
3.3. Загрязнение Мирового океана
-К чему приводит загрязнение вод Мирового океана?
3.4. Антропогенные изменения почвы
-Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы?
3.5. Влияние человека на растительный и животный мир
-Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир?
3.6.Радиоактивное загрязнение биосферы.
4. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
Охрана природы- комплексная дисциплина, разрабатывающая общие принципы и методы сохранения и восстановления природных ресурсов.
Мероприятия по охране природы должны носить не благотворительный, а обязательный характер, так как от состояния окружающей среды зависит само существование жизни на Земле.
Природоохранительные мероприятия могут быть эффективными только в том случае, если они основываются на глубоких биологических знаниях.
-В чем значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира?
Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная, все растущая геологическая сила, роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда».
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В. И. Вернадский пришел к следующим выводам:
Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.
Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
А так как среда жизни - биосфера - есть организованная оболочка планеты, то вхождение в нее в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.
Статья В. И. Вернадского «Несколько слов о ноосфере» появилась в 1944 году и оказалась последней прижизненной публикацией ученого.
В. Е. Соколов справедливо отмечает: «Пока наши представления о биосфере не будут закреплены в виде незыблемых моральных норм, мы вряд ли сумеем полностью побороть в себе безответственного потребителя. Значит, экологическая мораль нужна и нужно, чтобы она была сформулирована». Одним из первых предшественников ноосферной концепции был самобытный русский философ Николай Федорович Федоров (1828-1903). Тезис Н. Ф. Федорова «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою» определяет важную проблему управления («регуляции») природы человеком: «Повиноваться природе для разумного существа значит управлять ею, неразумною силою, ибо природа в разумных существах приобрела себе.
Закрепление изученного материала.
1.В чем заключается феномен В. И. Вернадского?
2.Как вы понимаете высказывание В. И. Вернадского о необходимости любое природное явление «наложить на Вселенную»?
3.В чем суть перехода биосферы в ноосферу?
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.