Конспект урока по теме: «Общая характеристика неметаллов»
с использованием технологии критического мышления
Цели урока:
-На основе сравнения с металлами (антитезы) проанализировать положение неметаллов в Периодической системе и особенности их атомного строения.
-Повторить понятия аллотропии и кристаллического строения неметаллов, определяя связь с их физическими свойствами.
-Формировать умение учащихся создавать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы и находить пути решения.
-Развивать навыки критического мышления через работу с текстом, анализ данных и постановку вопросов.
-Прояснить различия и взаимосвязь между понятиями «неметаллы — элементы» и «неметаллы — вещества».
Оборудование:
• Образцы неметаллов и их простых веществ: сера (S), йод (I2), бром (Br2 в ампулах), активированный уголь, пьезозажигалка.
• Тексты для работы учащихся:
• Вопросы для этапа «Знаю» (Приложение №1).
• Текст для критического чтения (Приложение №2).
• Текст для этапа «Узнал» (Приложение №3).
• Мультимедийный комплекс для демонстрации аллотропий кислорода и углерода.
Ход урока по технологии критического мышления:
I. Стадия вызова (Активация знаний и постановка проблем)
Задание для учащихся:
Записать тему урока в тетрадях: «Общая характеристика неметаллов».
Разделить лист на три колонки с заголовками: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал».
Внимательно прочитать вопросы из Приложения №1 (их читают вслух вместе с учителем или самостоятельно).
В колонку «Знаю» вписать свои ответы, а в «Хочу знать» – сформулировать вопросы или возникшие затруднения.
II. Стадия «Осмысление»
1. Демонстрация фрагментов №1 и №2. «Аллотропии кислорода» и «Аллотропия углерода»
2. Чтение текста с маркировкой: «Знаю» \/, «Узнал» +, «Удивило» ? (Приложение № 2)
III. Этап «Рефлексия»
1. Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонки «Хочу узнать»
2. Учащиеся читают текст и вписывают в текст: «Элемент», «Вещество» Заполнить пропуски в тексте «Кислород в природе»
... кислород – самый распространённый на Земле. Окружающий нас воздух – атмосфера содержит 23 % ... кислорода по массе. Ещё больше ... кислорода содержится в земной коре – 47% по массе. Так в чрезвычайно распространённом продукте выветривания многих горных пород – глине – Al₂O₃·2SiO₂·2H₃O содержится ... кислорода 62%. В гидросфере – водах океанов, морей ... кислорода содержится 89%. В состав живых организмов входит до 65% ... кислорода. В лаборатории ... кислород получают при разложении сложных кислородосодержащих веществ; например: 2H₃O → 2H₃O + O₂. В промышленности ... кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов; основные компоненты в нём ... азот – 78% по объёму, ... кислород – 21% по объёму. Основной источник поступления ... кислорода в атмосферу – процесс фотосинтеза. Аллотропными видоизменениями ... кислорода являются ... кислород и ... озон. В отличие от бесцветного ... кислорода, не имеющего запаха, озон – это светло-синий газ с сильным запахом. Примесь озона в воздухе, появляющаяся после грозы, даёт ощущение приятной свежести, содержится озон и в воздухе сосновых лесов и морского побережья. ... озон имеет большое значение для сохранения всего живого на нашей планете. Озоновый пояс Земли, расположенный на высоте 20-25 км, задерживает губительные ультрафиолетовые лучи
ДЗ индивидуальное.
Приложение 1. Вопросы
Что такое химический элемент?
Химический элемент имеет три формы существования. Какие?
Какие характеристики вы бы отнесли к понятию атом ?
Перечислите характеристики атомов металлов.
Перечислите характеристики веществ металлов.
Что такое антитеза?
Перечислите характеристики атомов неметаллов.
Перечислите характеристики веществ неметаллов.
Каких элементов в Периодической системе больше: элементов неметаллов или элементов металлов?
Почему простых веществ больше, чем химических элементов, которые их образуют?
(Приложение № 2)
Приложение 2
НЕМЕТАЛЛЫ: атомы и простые вещества.
Само слово “неметаллы” указывает, что свойства неметаллических элементов и соответствующих им простых веществ противоположны свойствам металлов.
Если для металлов характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число на внешнем уровне (1e-3e), то атомам неметаллов, наоборот, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем уровне от 4 до 8.
Отсюда и строение атомов металлов к отдачи внешних электронов, т.е. восстановительные свойств, а для атомов неметаллов – стремление к приёму недостающих до заветной восьмёрки электронов, т.е. окислительные свойства.
Среди 119 известных сегодня химических элементов (из них 88 элементов найдено в природе) к неметаллам относят 22 элемента. Металлы в периодической системе расположены под диагональю В-Аt , а неметаллы – по этой диагонали и над ней.
Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием, хотя по сравнению с металлами неметаллов гораздо меньше, для них трудно выделить общие характерные признаки.
Судите сами: водород Н2, кислород О2 и озон О3, фтор F2, азот N2 – газы при обычных условиях, бром – жидкость, бор, углерод (алмаз, графит), кремний, фосфор (красный, белый), селен, йод I 2 – твердые вещества.
Температура плавления неметаллов также лежат в очень широком интервале: от 38000 С, у графита до 2100С. Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, белый – у брона, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора.
Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими два типов кристаллических решеток: молекулярной (О2, N2, галогены, белый фосфор) и атомной (алмаз, графит, кремний, бор) Разные строения кристаллических решёток, объясняется явлением аллотропии (вспомните что это такое).
Например, элемент фосфора образует простое вещество с молекулярной решеткой – белый фосфор Р4 , и простые вещества с атомной кристаллической решеткой – красный фосфор Р и чёрный фосфор Р.
Вторая причина аллотропии связана с разным числом атомов в молекулах простых веществ. Типичный пример – простые вещества, образуемые элементом кислорода: обычный кислород О2 и озон О3.
3. Демонстрация опыта с пьезозажигалкой вблизи влажной йодкрахмальной бумаги.