СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Общая характеристика неметаллов» с использованием технологии критического мышления

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

-На основе сравнения с металлами (антитезы) проанализировать положение неметаллов в Периодической системе и особенности их атомного строения.

-Повторить понятия аллотропии и кристаллического строения неметаллов, определяя связь с их физическими свойствами.

-Формировать умение учащихся создавать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы и находить пути решения.

-Развивать навыки критического мышления через работу с текстом, анализ данных и постановку вопросов.

-Прояснить различия и взаимосвязь между понятиями «неметаллы — элементы» и «неметаллы — вещества».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Общая характеристика неметаллов» с использованием технологии критического мышления»

Конспект урока по теме: «Общая характеристика неметаллов»

с использованием технологии критического мышления

Цели урока:

-На основе сравнения с металлами (антитезы) проанализировать положение неметаллов в Периодической системе и особенности их атомного строения.

-Повторить понятия аллотропии и кристаллического строения неметаллов, определяя связь с их физическими свойствами.

-Формировать умение учащихся создавать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы и находить пути решения.

-Развивать навыки критического мышления через работу с текстом, анализ данных и постановку вопросов.

-Прояснить различия и взаимосвязь между понятиями «неметаллы — элементы» и «неметаллы — вещества».

Оборудование:

• Образцы неметаллов и их простых веществ: сера (S), йод (I2), бром (Br2 в ампулах), активированный уголь, пьезозажигалка.

• Тексты для работы учащихся:

• Вопросы для этапа «Знаю» (Приложение №1).

• Текст для критического чтения (Приложение №2).

• Текст для этапа «Узнал» (Приложение №3).

• Мультимедийный комплекс для демонстрации аллотропий кислорода и углерода.

Ход урока по технологии критического мышления:

I. Стадия вызова (Активация знаний и постановка проблем)

Задание для учащихся:

Записать тему урока в тетрадях: «Общая характеристика неметаллов».

Разделить лист на три колонки с заголовками: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал».

Внимательно прочитать вопросы из Приложения №1 (их читают вслух вместе с учителем или самостоятельно).

В колонку «Знаю» вписать свои ответы, а в «Хочу знать» – сформулировать вопросы или возникшие затруднения.

II. Стадия «Осмысление»

1. Демонстрация фрагментов №1 и №2. «Аллотропии кислорода» и «Аллотропия углерода»

2. Чтение текста с маркировкой: «Знаю» \/, «Узнал» +, «Удивило» ? (Приложение № 2)

III. Этап «Рефлексия»

1. Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонки «Хочу узнать»

2. Учащиеся читают текст и вписывают в текст: «Элемент», «Вещество» Заполнить пропуски в тексте «Кислород в природе»

... кислород – самый распространённый на Земле. Окружающий нас воздух – атмосфера содержит 23 % ... кислорода по массе. Ещё больше ... кислорода содержится в земной коре – 47% по массе. Так в чрезвычайно распространённом продукте выветривания многих горных пород – глине – Al₂O₃·2SiO₂·2H₃O содержится ... кислорода 62%. В гидросфере – водах океанов, морей ... кислорода содержится 89%. В состав живых организмов входит до 65% ... кислорода. В лаборатории ... кислород получают при разложении сложных кислородосодержащих веществ; например: 2H₃O → 2H₃O + O₂. В промышленности ... кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов; основные компоненты в нём ... азот – 78% по объёму, ... кислород – 21% по объёму. Основной источник поступления ... кислорода в атмосферу – процесс фотосинтеза. Аллотропными видоизменениями ... кислорода являются ... кислород и ... озон. В отличие от бесцветного ... кислорода, не имеющего запаха, озон – это светло-синий газ с сильным запахом. Примесь озона в воздухе, появляющаяся после грозы, даёт ощущение приятной свежести, содержится озон и в воздухе сосновых лесов и морского побережья. ... озон имеет большое значение для сохранения всего живого на нашей планете. Озоновый пояс Земли, расположенный на высоте 20-25 км, задерживает губительные ультрафиолетовые лучи

ДЗ индивидуальное.



Приложение 1. Вопросы

Что такое химический элемент?

Химический элемент имеет три формы существования. Какие?

Какие характеристики вы бы отнесли к понятию атом ?

Перечислите характеристики атомов металлов.

Перечислите характеристики веществ металлов.

Что такое антитеза?

Перечислите характеристики атомов неметаллов.

Перечислите характеристики веществ неметаллов.

Каких элементов в Периодической системе больше: элементов неметаллов или элементов металлов?

Почему простых веществ больше, чем химических элементов, которые их образуют?

(Приложение № 2)

Приложение 2

НЕМЕТАЛЛЫ: атомы и простые вещества.

Само слово “неметаллы” указывает, что свойства неметаллических элементов и соответствующих им простых веществ противоположны свойствам металлов.

Если для металлов характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число на внешнем уровне (1e-3e), то атомам неметаллов, наоборот, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем уровне от 4 до 8.

Отсюда и строение атомов металлов к отдачи внешних электронов, т.е. восстановительные свойств, а для атомов неметаллов – стремление к приёму недостающих до заветной восьмёрки электронов, т.е. окислительные свойства.

Среди 119 известных сегодня химических элементов (из них 88 элементов найдено в природе) к неметаллам относят 22 элемента. Металлы в периодической системе расположены под диагональю В-Аt , а неметаллы – по этой диагонали и над ней.

Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием, хотя по сравнению с металлами неметаллов гораздо меньше, для них трудно выделить общие характерные признаки.

Судите сами: водород Н2, кислород О2 и озон О3, фтор F2, азот N2 – газы при обычных условиях, бром – жидкость, бор, углерод (алмаз, графит), кремний, фосфор (красный, белый), селен, йод I 2 – твердые вещества.

Температура плавления неметаллов также лежат в очень широком интервале: от 38000 С, у графита до 2100С. Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, белый – у брона, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора.

Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими два типов кристаллических решеток: молекулярной (О2, N2, галогены, белый фосфор) и атомной (алмаз, графит, кремний, бор) Разные строения кристаллических решёток, объясняется явлением аллотропии (вспомните что это такое).

Например, элемент фосфора образует простое вещество с молекулярной решеткой – белый фосфор Р4 , и простые вещества с атомной кристаллической решеткой – красный фосфор Р и чёрный фосфор Р.

Вторая причина аллотропии связана с разным числом атомов в молекулах простых веществ. Типичный пример – простые вещества, образуемые элементом кислорода: обычный кислород О2 и озон О3.

3. Демонстрация опыта с пьезозажигалкой вблизи влажной йодкрахмальной бумаги.