Ход урока
I.Организационный момент
Собрались мы ни ради шутки,
У нас нет свободной минутки,
Тот, кто хочет многое на уроке узнать,
Должен внимательно слушать и запоминать!
II. Мотивация к учебной деятельности.
Девизом нашего урока станут такие слова «В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности»
-Как понимаете слово безопасность? (Это система условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья человека, где бы он ни находился.)
-Где больше всего себя чувствуете в безопасности?
- Значительную часть своей жизни вы проводите в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
-А так ли это, безопасно дома?
-Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир».
- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь в 1 разделе нашего учебника? (О нашей безопасности) (появляется слово - Раздел «Наша безопасность»)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока. Послушайте их внимательно.
Отгадайте.
1. Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. ( огонь)(Появляется слово – «Огонь»)
2.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода) (появляется слово – «Вода»)
3. Голубой огонек нам обед сварить помог. (появляется слово - Газ)
- А теперь подумайте, как они связаны с уроком.
- Сформулируйте тему урока, над которой будем работать.
-Часто ли мы встречаемся в жизни с этими явлениями? Назовите.
-Всегда ли вода, огонь и газ безопасны для жизни или существует опасность? Когда?
-Что нужно соблюдать, при обращении с водой, огнём и газом?
-Давайте определим проблему урока. (Не соблюдение правил безопасности)
- Какую задачу поставим перед собой?
Узнаем: | чем опасны огонь, газ и вода. |
Научимся: | правильно обращаться с огнём, водой и газом. |
- Никто из нас не застрахован от опасности. Наше здоровье, наша жизнь будет зависеть от грамотных действий. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке и последующих уроках в разделе «Наша безопасность». Откройте раздел и прочитайте, чему мы будем учиться….
IV. Работа по теме урока.
1.Вводная беседа
- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.
а) Огонь и друг и враг.
- Что вы можете сказать про огонь? Когда может стать другом? А когда врагом?
Огонь- верно служит человеку.
С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.
- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего.
- Скажите, пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? (Возникают пожары)
«Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!» В. Маяковский
- Ребята, почему случаются пожары? Назовите причины.
- Молодцы! Проверим наши предположения и ещё раз перечислим причины пожаров которые не назвали.
«Причины пожара»
1) неисправность электрических приборов (Рисунок)
2) забывчивость (рисунок)
3) искра (печь, камин) – (рисунок)
4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)
5) спички (игры со спичками)
6) керосин, бензин, газ
- Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)
- Кто является главным виновником пожаров? (человек)
- Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. И незнание правил безопасности детьми.
б) Вода и друг и враг
Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности.
- Ребята, а что сильнее огня? (вода)
- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?
- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод? Когда вода может стать другом? А когда врагом?
в) Газ и друг и враг.
-А газ человеку друг или враг?
- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)
-Какие причины могут вызвать утечку газа?
1. Неисправность газового оборудования.
2. Закипающая жидкость залила огонь.
3. Сквозняк.
4. Не закрытый до конца кран газовой плиты.
V.Физкультминутка
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
VI. Продолжение работы по теме урока
-Какую первую задачу урока мы поставили? Можем сказать, что мы выполнили первую задачу?
-Назовите вторую задачу урока.
1.Работа в группах. Вам предстоит самостоятельно изучить материал по учебнику на стр.4-5-6
1группа-Огонь. Прочитайте текст на стр. 4-5 и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара.
- Какие меры нужно предпринять во время пожара? Запишите правила поведения при возникшей опасности.
2 группа –Вода. Прочитайте текст на стр. 5-6 и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время аварии водопровода.
- Какие меры нужно предпринять во время аварии водопровода? Запишите правила поведения при возникшей опасности.
3 группа –Газ. Прочитайте текст на стр. 6-7 и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время утечки газа.
- Какие меры нужно предпринять во время утечки газа? Запишите правила поведения при возникшей опасности.
2.Проверка работы в группах
-Расскажите, как надо действовать, если возник пожар?
-В какую службу можно обратиться за помощью?
Рассмотри рисунки на доске. Что показывают эти знаки?
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку. Но надо помнить, что горящие предметы под напряжением нельзя тушить водой, только накрывать тканью, одеялом, можно забросать их землёй из цветочного горшка или стиральным порошком, песком.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
-Расскажите, как надо действовать, при аварии водопровода?
-Поднимите руку те, кто знает, где находятся вентили горячей и холодной воды.
-Кто не знает, спросите у родителей и попросите научить вас перекрывать их.
-Рассмотрите рисунки. Что показывают эти знаки?
- Какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)
- Давайте уточним и запомним что такое вентиль и кто такой диспетчер.
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, который осуществляет приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях.
Расскажите, как надо действовать, при утечке газа?
-Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для взрыва газа достаточно даже крошечной искры в телефонном аппарате).
- Чего нельзя делать ни в коем случае, если почувствуете в квартире запах газа?
- Что может случиться иногда с газом, наполнившим квартиру?
. - Что нужно делать, если в квартире на исчезает запах газа?
- Рассмотри рисунки-знаки на доске. Что они показывают?
-В какую службу можно обратиться за помощью?
-Почему лучше звонить от соседей?
При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.
Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.
Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.
Назовите, какие ещё существуют службы экстренной помощи, назовите их номер телефона.
- А ещё, ребята, запомните: если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
Единая диспетчерская служба «112» доступна по сотовому телефону.
Правила вызова пожарных
-А как же правильно позвонить в пожарную часть?
-сообщить кратко что случилось,
-назвать адрес,
-сообщить номер телефона,
-на каком этаже горит,
Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.
VII.Физкультминутка
1.Играли дети со спичками. Загорелся палас на полу. Берём одеяло и тушим.
2.Набираем номер пожарной службы- 01.
3.Произошла утечка газа. Открываем окно и проветриваем.
4. Набираем номер пожарной службы- 04.
5.Прорвал водопровод. Нашли вентиль горячей воды закрываем, теперь вентиль холодной воды закрываем.
VIII.Закрепление изученного материала
1.Работа в группах
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столах лежат конверты с заданиями. Откройте их. Прочитайте задание. Посовещайтесь. Постарайтесь найти правильное решение.
1 группа – на столе телефон. Вызвать пожарную службу.
2 группа – играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия?
3 группа –пожар в кухне. Задымление. Что делать?
1 группа – Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.
2 группа – Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать?
3 группа – В квартире запах газа. Ваши действия.
2.Контроль знаний. (Взаимопроверка. Дети самостоятельно оценивают работу соседа по парте.)
Тест по теме: Огонь, вода и газ
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать, прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей - это дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
в) выйти из квартиры.
5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
а) открыть окно;
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04;
в) зажечь спичку.
3.Групповая работа. Создать плакат «Что нельзя делать дома при обнаружении утечки газа»
IХ. Рефлексия
Самооценка «Дерево успеха класса»
- Достаньте из ваших конвертиков успеха листочки и покажите мне листочек, которого оказалось больше, чем остальные. Каких листочков больше? Молодцы. Что показывает нам этот цвет? А сейчас мы эти листочки прикрепим на дерево успеха класса. 1 ряд приклеивает свои листочки, 2 ряд…, 3 ряд.
- Вот и распустилось наше дерево благодаря вашим знаниям. Каких листочков на нём больше? О чём это говорит? Какую оценку мы можем себе сегодня поставить за урок? Вы все большие молодцы! Но я хочу выделить работу………. и поставить им «5» за урок
- Попробуйте оценить ваши знания по данной теме. Как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом.
Зеленый листок - знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту
Желтый листок – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.
Красный листок - я не уверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных ситуациях
- Выберите соответствующий листок и положите его в конвертик успеха
Оцените работу групп стикерами.
1. Знаю какую опасность несут в себе огонь, вода и газ.
2.Могу справиться с чрезвычайной ситуацией.
- Нужно ли это изучать и знать детям?
- Я надеюсь, что с вами не случится никакая беда, но все, же я вам раздам памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой.
Вручение памяток «Как вести себя в чрезвычайной ситуации!»
МЫ ответили на все вопросы наших друзей? Теперь мы сможем правильно вести себя при ЧС
Х. Подведение итогов урока
- Какая была учебная задача? Решили ли мы её?
- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают. На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.
ХI. Домашнее задание
Прочитать тексты на стр. 4- 7 учебника, выполнить в РТ задания 1,2,5 стр.3, 5.
*Придумайте новый знак безопасности. (Например, «Не суши бельё над газом» или «Береги воду».)