Конспект урока
(ФГОС, русский язык, 5 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: СЛОВА-ОМОНИМЫ
Место урока в системе урока по данной теме: первый
Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: 1. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык.
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.
3. http://rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
Оборудование, наглядность: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Сценарий урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Снова рада встрече с вами. Посмотрите, пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку? У меня замечательное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. Прекрасно, у всех хорошее настроение. Значит, пора за работу! | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Оценивают своё эмоциональное состояние. Включаются в деловой ритм. |
2 | Актуализация знаний 2. Формулировка проблемы. | Работа со слайдом № 2 «Однозначные м многозначные слова» Учащиеся читают по ролям рассказ Н. Сладкова « Овсянка». Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит: - А у меня дома овсянка. - Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка. -Люблю я овсянку!- добавила Надя. -И я люблю!- сказала Оля. - Она желтая, красивая такая! - И вкусная, особенно с молоком! - Как это вкусная? Как это с молоком? - Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела? - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать! Учитель: - Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся) - Вы знаете, как называются такие слова? (Учитель) Можно ли эти слова назвать многозначными? Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160). - Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов. | Дети читают рассказ, отвечают на заданные вопросы. Делают вывод и сравнивают с эталоном в учебнике. Учащиеся в группах составляют схему, сравнивают с предложенной схемой на слайде |
3 | Введение в тему Определение темы и целей урока. | Тема урока «ОМОНИМЫ» Цель урока: узнать, что такое омонимы, находить их в тексте, уметь отличать омонимы от многозначных слов. | Формулируют тему и цели урока. |
4. | Открытие нового знания | Прочитайте небольшие стихотворения Найдите омонимы, попробуйте их нарисовать. Наш Ванюша во бору Накосил косой траву. А своей косой Танюша Полюбилася Андрюше. Отрываясь от Земли На большой ракете, Взяли горсточку земли На память о планете (Что нового узнали? Чему мы научились? ) | Работа в группах. Дети рисуют омонимы, рассказывают об омонимах, используя рисунки. |
5. | Применение нового знания. Самостоятельная работа | Найдите омонимы. Определите, какая пара лишняя? Почему? горький лук – лук охотника; подземный ключ – ключ от входной двери; кисть рябины – кисть для рисования: шуба из норки – мышиные норки Разгадайте загадки, запишите ответы. Загадка 1 Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской. Загадка Я сборник карт; от ударения Зависит два моих значения; Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. Загадка 3 Я травянистое растение С цветком различного цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. | Самостоятельная работа. Проверка по эталону |
6. | Физкультминутка | Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь – богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце - руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. |
7. | Включение в систему знаний и повторения. | Работа со словарем. Как вы думаете, в каких словарях можно найти значения омонимов? | Обсуждают в группах виды словарей, называют их (толковый, словарь омонимов) определяют значение слов. Обращают внимание на различное строение словарных статей, посвященных омонимам и многозначным словам |
8. | Подведение итогов Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт». | Чтение текста (раздаточный материал) и его анализ при помощи помет. Работа по вопросам. 1. Какая информация была известна? 2. Что нового узнали? 3. Где появились вопросы? 5. Какие важные мысли отметили? | Учащиеся работают с текстом и делают пометы «V» - уже знал « + » - новое «?» - не понял, есть вопросы. |
9. | Домашнее задание | По выбору: Упр.356; Составить мини-стихи с омонимами; Найти в словаре омонимы, составить с ними предложения. | |
10. | Рефлексия | - Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь? - Что вызвало затруднение? - Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? | Сегодня я узнал… Сегодня я научился… Для меня стало новым… Для меня было трудно… |
Приложение
Следует различать многозначные слова и омонимы.
В многозначных словах лексические значения связаны между собой.
Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали, стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Вы говорите, что это моржиха,
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»
«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале
У ленинградцев очки отобрали».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой. Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.
Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.