СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Омонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен с учетом требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Омонимы"»

Конспект урока

(ФГОС, русский язык, 5 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: СЛОВА-ОМОНИМЫ

Место урока в системе урока по данной теме: первый

Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.

Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: 1. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации. 

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык. 

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.

3. http://rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка


Оборудование, наглядность: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.






Сценарий урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Снова рада встрече с вами. Посмотрите, пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку? У меня замечательное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Прекрасно, у всех хорошее настроение. Значит, пора за работу!

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Включаются в деловой ритм.

2

  1. Актуализация знаний



























2. Формулировка проблемы.



Работа со слайдом № 2 «Однозначные м многозначные слова»

Учащиеся читают по ролям рассказ Н. Сладкова « Овсянка».

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Учитель:

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

- Вы знаете, как называются такие слова?

(Учитель)

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).


- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.

Дети читают рассказ, отвечают на заданные вопросы. Делают вывод и сравнивают с эталоном в учебнике.


























Учащиеся в группах составляют схему, сравнивают с предложенной схемой на слайде

3

Введение в тему

Определение темы и целей урока.


Тема урока «ОМОНИМЫ»

Цель урока: узнать, что такое омонимы, находить их в тексте, уметь отличать омонимы от многозначных слов.


Формулируют тему и цели урока.


4.

Открытие нового знания

Прочитайте небольшие стихотворения

Найдите омонимы, попробуйте их нарисовать.

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

 Полюбилася Андрюше.

Отрываясь от Земли

На большой ракете,

 Взяли горсточку земли

 На память о планете (Что нового узнали? Чему мы научились? )

Работа в группах.

Дети рисуют омонимы, рассказывают об омонимах, используя рисунки.


5.

Применение нового знания. Самостоятельная работа

  1. Найдите омонимы. Определите, какая пара лишняя? Почему?

горький лук – лук охотника;

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки

  1. Разгадайте загадки, запишите ответы.

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

Загадка

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону

6.

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки

Зарядку проводит учитель.


7.

Включение в систему знаний и повторения.

Работа со словарем. Как вы думаете, в каких словарях можно найти значения омонимов?



Обсуждают в группах виды словарей, называют их (толковый, словарь омонимов) определяют значение слов.

Обращают внимание на различное строение словарных статей, посвященных омонимам и многозначным словам

8.

Подведение итогов

Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт».


Чтение текста (раздаточный материал) и его анализ при помощи помет.

Работа по вопросам.

1. Какая информация была известна?

2. Что нового узнали?

3. Где появились вопросы?

5. Какие важные мысли отметили?

Учащиеся работают с текстом и делают пометы

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.

9.

Домашнее задание

По выбору:

Упр.356;

Составить мини-стихи с омонимами;

Найти в словаре омонимы, составить с ними предложения.


10.

Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

Для меня стало новым…

Для меня было трудно…









Приложение

Сле­ду­ет раз­ли­чать мно­го­знач­ные слова и омо­ни­мы.

В мно­го­знач­ных сло­вах лек­си­че­ские зна­че­ния свя­за­ны между собой.

Омо­ни­мы – это раз­ные слова, в зна­че­ни­ях ко­то­рых нет ни­че­го об­ще­го. Не слу­чай­но омо­ни­мы со­чи­ни­ли о себе сле­ду­ю­щую хваст­ли­вую пе­сен­ку:

Оди­на­ко­во нас слы­шат,

Оди­на­ко­во нас пишут,

Сход­ным лицам во­пре­ки

Мы по смыс­лу да­ле­ки.

Най­ди­те мно­го­знач­ные слова и омо­ни­мы в сти­хо­тво­ре­нии «Мы и ино­стра­нец Билл»:

Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»

«Жаль – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».

Мно­го­знач­ные слова на­зы­ва­ют пред­ме­ты, в чем-то сход­ные между собой.  Мно­го­знач­ным в этом сти­хо­тво­ре­нии яв­ля­ет­ся слово морж – круп­ное се­вер­ное мор­ское жи­вот­ное и лю­би­тель зим­не­го ку­па­ния. Общая смыс­ло­вая часть, объ­еди­ня­ю­щая эти зна­че­ния, – уме­ние пла­вать в ле­дя­ной воде.

Ино­стра­нец по имени Билл не понял зна­че­ние слова очки. Он думал, что это пред­мет для улуч­ше­ния зре­ния, а в сти­хо­тво­ре­нии го­во­рит­ся о счете в спор­тив­ной игре. Между лек­си­че­ски­ми зна­че­ни­я­ми этих слов нет сход­ства. Перед нами омо­ни­мы.