СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Определение степени с целым отрицательным показателем" (Алгебра, 8 класс)

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Определение степени с целым отрицательным показателем" (Алгебра, 8 класс)»

8 класс АЛГЕБРА Урок № ___

Тема: Определение степени с целым отрицательным показателем.

Тип: урок – изучения нового материала.

Цель: ввести понятие степени с целым отрицательным показателем.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Выявляются отсутсвующие

II. Cообщение темы и цели урока

III. Изучение нового материала

Окружающий нас мир очень разнообразен и качественно и количественно. Приведём из справочника по физике сведения о массах двух физических тел:

1) масса солнца равна 1,985 ∙ 10-28 г (для простоты ≈ 2 ∙ 1033 г);
2) масса электрона равна 9,108 ∙ 10-28 г (для простоты ≈ 10-27 г).

Обозначение 1033 соответствует произведению тридцати трёх множителей, каждый из которых равен 10. Давайте поймём смысл записи 10-27.

Последовательно запишем степени числа 10 с показателями 0, 1, 2,3, … . Получаем последовательность (ряд) чисел: 100, 101, 102, 103, … В этой записи каждое предыдущее число меньше последующего в 10 раз. Учитывая такую закономерность, распространим нашу запись влево. Перед числом 100 надо написать , перед числом запишем число и т.д. Тогда получим последовательность (ряд) чисел: …, , , , 100, 101, 102, 103, ….

Как было отмечено раннее , закономерность такой последовательности чисел: показатель степени каждого предыдущего числа на 1 меньше показатели степени последующего числа. Поэтому по аналогии с числами, стоящими справа от числа 100, числа, стоящие слева от числа 100, записывают в виде степени числа 10 с отрицательным показателем. Тогда вместо пишут 10-1, вместо пишут 10-2 и т.д.

Поэтому рассмотренную последовательность чисел: , , , 100, 101, 102, 103, … можно записать в виде: …, 10-3, 10-2, 10-1, 100, 101, 102, 103, … Итак 10-1 означает , 10-2 означает и т.д. Такая договорённость принята для степеней с любыми основаниями (кроме нуля). Поэтому получаем следующее определение.

Если а ≠ 0 и п – целое отрицательное число, то ап = .

Пример 1

По определению степени с целым отрицательным показателем найдём:

а) 2-4 = = ;

б) = = = 9;

в) а-3 = ;

г) а-2 b-3 = =

Отметим, что выражение 0n при целом отрицательном n и при n = 0 не имеет смысла. При натуральном n выражение 0n имеет смысл, и его значение равно нулю.

Вернёмся к началу нашего урока. Масса электрона составляет примерно 10-27 г = г = 0,000…01 г. Попутно подчеркнём разнообразие нашего мира: масса Солнца отличается
(26 нулей)
от массы электрона в = = = = 100 …60 нулей ...0 раз (представить такое различие невозможно).

Приведённое определение позволяет решать более сложные задачи.



Пример 2

Вычислим значение выражения 2 ∙ 3-3 + 5 ∙ 9-1 – 4 ∙ 3-2.
Используем определение степени с целым отрицательным показателем и получим:

2 ∙ 3-3 + 5 ∙ 9-1 – 4 ∙ 3-2 = 2 ∙ + 5 ∙ - 4 ∙ = + - = .



Пример 3

Упростим выражение (у-1 + х-1) ∙ + -1 .

Используя определение, получим: (у-1 + х-1) ∙ + -1 = ( + ( + )-1 =
∙ (х + у)-1 = = .



Пример 4

С учётом определения имеем:

IV. Решение упражнений

№ 964 – 969; 974; 976; 980.

V. Домашнее задание

  • Прочитайте 37 пункт

  • Решить № 970; 973; 977.



VI. Оценивание