Урок - путешествие по теме: поэма Гомера «Илиада»
5 класс
Цель: ознакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками.
Задачи:
Метапредметная: продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний;
Предметная: формирование универсальных учебных видов деятельности - развитие умений анализа исторической информации, работы с картой, умений систематизировать информацию, формирование способности применения понятийного аппарата.
Личностная: способствовать повышению интереса к изучению истории другого государства, воспитывать эстетическое отношение к миру. Воспитывать толерантность сознания и навыками сотрудничества со сверстниками и учителем. На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.
Ход урока
Начнем свое путешествие конечно с карты.
Работаем на уроке в парах.
1.Проверяем свои знания
Перед вами распечатанные листы с контурными картами. Как называли греки свою страну? Правильно Эллада. Сделайте надпись на контурной карте.
2.Теперь нам нужно проложить маршрут от берегов Греции к Трое. Для этого вспомните, где Троя расположена?
а) на Балканском полуострове, б) на Пиренейском полуострове, в) на полуострове Малая Азия.
3.Нанесите на карту этот полуостров. Найдите Трою и надпишите
4. Вспомним миф о Троянской войне. Почему началась эта война?
Перед вами изображения героев этого мифа ваша задача вспомнить, как их звали.
4.Совместите дары богинь и их имена
1)Афина
2)Афродита
3)Гера
А) любовь прекрасной женщины
Б) властитель Азии
В) Слава и подвиги
5. Елена Прекрасная была женой
а) Микенского царя Агамемнона; б) Спартанского царя Менелая; в) троянского царевича Гектора.
6.Богиня раздора, которая подбросила яблоко
а) Деметра, б) Афродита, в) Эрида, г) Гера.
7. Какая богиня получила от Париса яблоко
а) Афродита, б) Гера, в) Афина.
2. Работаем с документами.
На нашем корабле есть документы. Обратимся к тексту
НАУЧНЫЙ ТЕКСТ О ПРИЧИНЕ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ
Причина Троянской войны достаточно полно описана в работе историка А.М. Вачьянц: «Островная и материковая Древняя Греция с её гористой и прибрежной местностью имела всего одну небольшую плодородную равнину в районе Фессалии. Отсутствие плодородных земель заставило ахейцев освоить не только мореплавание и торговлю, но и взяться за колонизацию удаленных плодородных земель. И если первый главный продукт в пище ахейцев – вино – выращивали в Ахее, то второй главный продукт – хлеб – приходилось привозить из Египта и с северных берегов Эвксинского (Черного) моря. Поскольку в хлебе нуждалась вся Ахея, то его поставки были очень велики. К тому же постоянное наличие хлеба в Ахее было, как говорят в современности, вопросом политическим. Таким образом, Троянская война началась вовсе не из-за Елены Прекрасной, а из-за стремления овладеть плодородными землями Трои и её богатствами».
Вопросы к тексту: В чём автор видит основную причину войны?
Итак, пока мы плывем к Трое, мы вспомнили миф. Настало, время познакомится с автором этой удивительной поэмы. Перед вами текст об авторе этой поэмы.
Прочитайте и расскажите, какие интересные факты о Гомере мы узнаем?
Поставьте
+ что вас удивило
!-если особенно заинтересовало
–если уже знали информацию.
Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссеи».
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.
О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.
Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны.
Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.
Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.
Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870—80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14—13 вв. до н. э
Вот мы и приплыли к Трое.
3.Изучение нового материала
Как известно греческие боги активно принимали участие в жизни людей. Эта война не стала исключением.
https://www.youtube.com/watch?v=jptZ3DFzWA
Посмотрите видеоролик и выпишите ответы на вопросы
Сколько лет длилась война?
Кто главные герои?
Чем закончилась война?
4. Рассуждаем
Прочитайте в учебнике мифы о троянском коне.
Почему греки пошли на такую хитрость? Что произошло дальше? Какое значение сейчас носит выражение троянский конь?
Обсуждаем устно.
5. Закрепление изученного материала.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Один ученик был большим выдумщиком. Учитель дал задание написать сочинение о Троянской войне. Вот что написал этот ученик:
«Славный город Троя находился в Египте. В 8 веке до нашей эры на этот город напали греки. Греки хотели завоевать плодородные земли и несметные богатства великого города. Греки осаждали Трою долгие двадцать лет, и тут на помощь великому египетскому выступил вавилонский царь Хаммурапи, он привёл с собой сотни тысяч воинов. Благодаря Хаммурапи Троя выстояла и, более того, затем напала на Грецию и завоевала её на долгие пятьсот лет».
Учитель поставил ученику «двойку». Прав ли был учитель?
Найдите в тексте 6 исторических ошибок. Запишите их:
1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________6._________________________________________________________________
Заполните лист самооценки.
1.Я сегодня узнал(а), что ___________________
2.Мне (удалось, не вполне удалось, еще не удалось) __________
3)Мне было сложно выполнять задание ___________________
4)Я (справился(ась), не справился(ась) с заданием потому, что..
6. Домашнее задание.
П.26 пересказ, выполнить рисунок к поэме по желанию.
Расскажите, что за миф изображен на этой иллюстрации?
.