Тема урока: Повторение и закрепление по теме «Письменное и устное сложение и вычитание чисел от 1 до 1000. Что узнали. Чему научились."
Тип урока: комбинированный
Цели:
1. Повторять и закреплять, усовершенствовать знания по изученной теме «Числа от 1 до 1000. Письменное и устное сложение и вычитание трехзначных чисел», учить анализировать свою работу. Упражнять в письменном сложении и вычитании, в устных вычислениях, в решении задач на сравнение. Обучать приемам накопления, сопоставления, сравнения фактов. Расширить знания детей по теме «Космонавтика».
2. Создать условия для реализации ранее изученного, взаимооценки и самооценки, развития творческих способностей при составлении задач; развивать умения работать в паре; развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать.
3. Содействовать воспитанию гражданственности; вызвать познавательный интерес и творческий подход, стремление расширять свои знания.
Оборудование: проектор, доска, компьютер, презентация по теме урока.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся. Психологический настрой
(слайд 1)
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
( дети встают у своих рабочих мест)
Учитель: Всем добрый день!
(слайд 2) (Звучит музыка «Одинокий пастух»)
Сегодня у нас необычный урок математики - у нас открытый урок, на уроке много гостей. Ребята, повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними. А теперь повернитесь пожалуйста ко мне. Начнём мы наш урок с психогимнастики «Искорка добра».
Давайте покажем, как мы умеем дарить друг другу добро.
Повернитесь друг к другу, протяните друг другу руки и пусть встретятся ваши ладошки…(пауза). А теперь почувствуйте, как между ними вспыхнула крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно такое маленькое, что не обжигает, а только согревает ваши ладошки.
Давайте передадим друг другу искорку добра, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся.
- Какое у вас стало настроение? Хорошее, радостное?
Вот с этим хорошим настроением присядьте за свои столы и приготовьтесь меня внимательно слушать.
-Пусть вам всем будет светло и радостно!
2. Сообщение темы и целей урока
(слайд 2 - цитаты)
Я сейчас зачитаю цитаты великих людей, а вы ответьте мне на вопрос: как вы их понимаете?
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»,
так сказал известный французский философ, математик, физик, Рено Декарт.
- Как вы понимаете это высказывание Декарта?
А другой известный русский учёный говорил про математику так: «Математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)
- (На уроках математики надо думать, мыслить, решать).
-Запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания: 12 108 1961
- Какие это числа? (двузначные, трёхзначные, четырёхзначные)
- Почему?
- На сегодняшнем уроке мы закрепим письменное и устное сложение и вычитание чисел от 1 до 1000. (слайд 3 - тема урока: "Повторение и закрепление по теме «Письменное и устное сложение и вычитание чисел от 1 до 1000"
3.Актуализация знаний. Устный счёт.
Сегодня необычный урок. Он посвящен историческим событиям и знаменитым людям. А каким, узнаете выполнив устный счёт.
(слайд 4)
290+10= 300 Н 710+90=800 А
50+450= 500 Р 860+40= 900 Г
75+525=600 А 354+46=400 И
76+624=700 Г
- Назовите ответы в порядке убывания и расставьте соответственно буквы.
- Какое слово получилось? (Гагарин)
- Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин? (ответы детей)
(слайд 5 - Гагарин Ю.А.)
- Верно, 12 апреля вся Россия отмечает День Космонавтики - день запуска на околоземную орбиту космического корабля «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту. Космонавтика - это процесс исследования космического пространства с помощью автоматических, а также пилотируемых космических аппаратов.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Ответы детей).
- Дорога в космос начинается ещё в школе. Здесь начинает воспитываться характер человека. Пусть не каждый станет космонавтом, но мы с вами можем достигать космических высот на уроках, приобретая новые знания, совершенствовать математические навыки.
Узнаем, в каком году был совершён этот легендарный полёт.
(слайд 6)
- Для этого решите выражение: (200-100):2-20+31=61
- Вспомним порядок действий.
- 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени Юрий Алексеевич Гагарин стартовал с космодрома Байконур, совершив первый в истории человечества космический полёт на корабле-спутнике «Восток» - (слайд 7)
- Сейчас какой год? (2021)
- А теперь посчитайте, сколько лет назад полетел Юрий Гагарин в космос?
- Да, 12 апреля исполнилось ровно 60 лет с момента первого полёта человека в космос.
(слайд 8)
- Решите уравнение: Х-50=58
- Какой компонент неизвестен?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Чему равен Х? (108 мин)
- Сколько это часов и минут? (1 час 48 минут)
- Действительно, полёт проходил на околоземной орбите на высотах 181-327 километров. За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.
- В Солнечной системе 9 планет, а спутников на 40 больше. Сколько планет со спутниками в Солнечной системе? (49)
- На двух космических станциях 252 человека. 170 человек вернулось на землю. Сколько человек осталось на станции? (82)
- За один день космонавт съедает 3 тюбика еды. В космосе он будет находиться 14 дней. Сколько тюбиков еды ему потребуется на весь полёт? (42)
- Ракета за 3 секунды пролетает 18 км. Сколько километров она пролетит за 1 секунду? (6 км)
Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа: 942, 84, 539, 16.
5. Работа по теме урока.Обобщение и систематизация знаний.
5.1. Решение задачи: (слайд 9)
Самый длительный в мире полет совершил Валерий Поляков — 438 суток подряд на станции «Мир». А мировой рекорд пребывания в космосе принадлежит Геннадию Падалке — за пять полетов он провел на орбите 878 суток . На сколько больше пробыл на орбите Геннадий, чем Валерий? (1 ребёнок решает у доски, с предварительным анализом)
5.2. Решение примеров на сравнение: с. 79 № 18.
(дети у доски по 1 примеру)
Физкультминутка
5.3. Решение задачи: с. 76 №3 (у доски - коллективная работа)/Работа по карточкам (5 человек получают карточки с примерами) -
- анализ задачи
- запись условия задачи
- решение задачи
________________________________________________________________________________
Карточка 1
Реши примеры, записывая столбиком:
345+498, 936-629, 298+635, 845-287
_____________________________________________________________________________________
Карточка 2
Реши примеры, записывая столбиком:
326+289, 801-526, 425+ 397, 723-284
_____________________________________________________________________________________
Карточка 3
Реши примеры, записывая столбиком:
563+355, 794-425, 638+197, 932-495
_____________________________________________________________________________________
Карточка 4
Реши примеры, записывая столбиком:
546+354, 654+166, 432+469, 500-135
_____________________________________________________________________________________
Карточка 5
Реши примеры, записывая столбиком:
407-238, 254+247, 317+291, 107+277
_____________________________________________________________________________________
5.4. Самостоятельная работа. Решение примеров: с. 77 № 7.
- 1 ряд - 1 строка
- 2 ряд - 2 строка
- 3 ряд - 3 строка
- проверка по рядам
5.5. Геометрический материал. (слайд 10 - чертёж болота)
Мы знаем, что за 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Рядом с этой деревней было болото прямоугольной формы. Найдите площадь и периметр этого болота, если ширина его 4 метра, а длина в 3 раза больше. (решает 1 ребёнок у доски с предварительным анализом)
5.6. Работа в группах.
- Учитель делит класс на группы (по 4 человека), раздаёт карточки с заданиями (загадки про космос, задачи в стихах. Дети решают, зачитывают, отвечают).
1 группа:
1. Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный …(телескоп)
2. На деревьях грибы сохли,
Ну, а в дождь конечно мокли
40 желтеньких маслят,
8 тоненьких опят,
Да 3 рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите! (51)
2 группа:
1. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем умный дядя … (астроном)
2. В нашем классе 2 Ивана,
3 Татьяны, 2 Степана,
2 Катюши, 3 Галины,
5 Андреев, 2 Полины,
8 Львов, 4 Саши,
5 Ирина и 2 Наташи,
И всего один Виталий
Сколько всех?
Вы сосчитали? (39)
3 группа
1. Астроном - он звездочет, знает все наперечет!
Только лучше звезд видна в небе полная … (луна)
2. Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц,
8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте! (46)
4 группа
1. До Луны не может птица долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая … (ракета)
2. На птичьем дворе гусей кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей.
В каждой семье по 12 гусей.
Сколько гусей собралось за обедом?
Ты нам ответь, торопись с ответом. (60)
5 группа
1. У ракеты есть водитель, невесомости любитель.
По-английски: "астронавт", а по-русски … (космонавт)
2. В летний зной под сосной
Еж нашел сюрприз лесной.
Две лисички, пять опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну а дальше, у опушки, –
Сыроежки – все подружки:
По три в три ряда стоят,
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько он нашел грибов? (16)
6 группа
1. Звездолет - стальная птица, он быстрее света мчится.
Познает на практике звездные … (галактики)
2. В кармане у Коли монеты звенели,
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 копеек 6 было монет.
40 копеек ушло на обед.
За 8 копеек линейку купил,
10 копеек друзьям одолжил.
Осталась в кармане лишь самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось? (12)
5.7. Реши с. 79 № 19 (3 человека у доски на оценку) - если останется время!!!
6. Рефлексия
Итак, к сожалению заканчивается наш урок. Мы узнали, что полеты космических кораблей открыли новую эру в изучении нашей голубой планеты. Искусственные спутники передают на землю информацию, которые содержат важные данные. Космические аппараты летают высоко над Землей, но с них хорошо видно все, что происходит на планете, — как будто перед вами живая карта. Множество спутников постоянно фотографируют Землю и тем самым помогают составлять карты, прогнозировать погоду, предупреждать о бурях и извержениях вулканов, наблюдать миграции животных и рыб, отслеживать загрязнения природы. Космическая техника помогла раскрыть тайны таких природных явлений, как серебристые облака, полярные сияния, магнитные бури, строение материков, морей и океанов. Для того, что бы изучать космос, нужно ответственно относиться к изучению математики. Мы замечательно сегодня поработали на уроке. Ещё очень много интересного мы узнаем на классном часу, посвящённом дню космонавтики.
А сейчас я попрошу вас оценить нашу работу на уроке. У вас на столах у каждого лежат конвертики, в них звёзды. Доска - это небо. Давайте выберем одну звезду из трёх, опираясь на слайд 11 (дети крепят по очереди звёздочки на доску на магниты).
“Созвездие настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные звёздочки: жёлтые, зелёные и синие. На слайде есть таблица соответствующих цветов:
желтый - мне было интересно на уроке, я узнал много нового.
зеленый – урок был интересным, но кое-что я не понял.
синий - на уроке было не интересно, я ничего не понял.
На доске изображено ночное небо. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к небу желтую звёздочку, если не понравился – голубую”.
Посмотрите, какое замечательное небо у нас получилось. Больше всего звёздочек ... цвета, а это значит, что наш урок прошёл продуктивно.
7. Итог урока. Д/З.
А сейчас скажите:
– Что нового узнали?
– Что запомнилось?
Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса или нашей школы захочет стать космонавтом, но не забывайте, что любой космонавт и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику.
- ОЦЕНКИ ЗА УРОК...
- Д/З: с. 79 №16 (реши задачу, анализ - если успею), с. 78 № 13 (выполни вычисления)
(слайд 11)
слайд 12 - спасибо за внимание!