Русский язык 5 класс
Тема: «Повторение. Морфемика. Орфография»
Цели урока: повторение и обобщение изученного материала .
Задачи:
Воспитательные:
создание у учащихся положительной мотивации к уроку, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность;
воспитание культуры речи, внимание к точности формулировок.
воспитание активности и самостоятельности при выполнении упражнений по изученной теме;
Развивающие:
развитие приёмов мышления: анализ, сравнение, обобщение;
развитие умений самоорганизации и осуществления самооценки учебной деятельности;
развитие умений индивидуальной работы.
Обучающие:
расширить словарный запас учащихся;
закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная
Используемые технологии:
технология сотрудничества;
информационные технологии.
Оборудование:
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему готово, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа, а тему пока не записывайте. Мы ее с вами вместе сейчас сформулируем.
Обозначение темы, цели, задач урока
- Ребята, давайте вспомним общую тему, которую вы изучали на протяжении последнего времени? (Морфемика)
- А что изучает морфемика? (Морфемы)
- На прошлом уроке вы завершили последний раздел по этой теме, и теперь знаете о морфемах и об орфограммах, которые в них встречаются. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Повторять, обобщать)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Ответы детей)
-А теперь давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь)
(слайд 1)
Фронтальный опрос.
- Сейчас мы с вами устроим небольшое соревнование. Я буду задавать вам вопросы по пройденным темам, тот, кто будет правильно отвечать, получит жетон. Победит тот, у кого будет больше всего жетонов. Для победителя после будет отдельное задание. ( Победитель идет к доске и разбирает 3 слова по составу. Если справляется, получает «5»)
Вопросы:
Что такое морфема? (Наименьшая значимая часть слова)
Какие морфемы вам известны? (Приставка, корень, суффикс, основа, окончание)
Что такое окончание? (Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова) (слайд )
Приставка? (Значимая часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова) (слайд )
Суффикс? (Значимая часть слова, находится после корня, служит для образования новых слов) (слайд )
Корень? ( Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов) (слайд )
Основа слова? (Часть слова без окончания, в которой заключено лексическое значение слова)
Какие морфемы входят в основу слова? (Все, кроме окончания)
Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (У однокоренных слов разное лексическое значение)
Как найти окончание и основу слова?
- А теперь перейдем к орфографии.
7. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова. (-лаг-/-лож-; -раст-/ращ-/-рос-)
8. Приведите примеры слов с беглыми гласными (Лоб-лба, день-дня, беру-брать, сон-сна)
9. Как различить, когда нужно писать на конце приставки букву з, а когда – с?
10. Какая буква о или ё пишется в корне слова после шипящих? (Пишется ё, но есть слова исключения)
11. Какая буква и или ы пишется после ц в корне у большинства слов? (Буква и, но есть исключения)
-Итак, у нас определился победитель. Он идет к доске и разбирает по составу слова: подснежники, шарф, доченька.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Составь слово». 2 ученика идут к доске, остальные выполняют на месте в тетради. (слайд )
-Из слова «представить» нужно взять приставку.
-Вторую приставку из слова «подумать».
-Корень тот же самый, что и в слове «сложить».
-Суффикс слова «лечить».
-Употребить составленный глагол в неопределённой форме.
-Какое слово у вас получилось? (предположить)
- Какое орфографическое правило в этом слове?
4. Работа по учебнику.
- Открываем учебники на стр. 45 упр. 503.
Затем упр. 504 (1 часть)
Упр. 505.
Итог урока.
- Итак, ребята, пришло время подвести итог урока. Вернемся к целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Как думаете, мы их достигли?
6. Д/з
-Упр. 506.
7. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам сейчас выйти к доске и написать одно слово, которым бы вы охарактеризовали сегодняшний урок.