СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Повторение. Морфемика. Орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-обобщения пр теме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Повторение. Морфемика. Орфография"»

Русский язык 5 класс

Тема: «Повторение. Морфемика. Орфография»

Цели урока: повторение и обобщение изученного материала .

Задачи:

Воспитательные: 

  • создание у учащихся положительной мотивации к уроку, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность;

  • воспитание культуры речи, внимание к точности формулировок.

  • воспитание активности и самостоятельности при выполнении упражнений по изученной теме;

Развивающие:

  • развитие приёмов мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  • развитие умений самоорганизации и осуществления самооценки учебной деятельности;

  • развитие умений индивидуальной работы.

Обучающие: 

  • расширить словарный запас учащихся;

  • закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках.


Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная


Используемые технологии:

  • технология сотрудничества;

  • информационные технологии.


Оборудование:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • проектор;

  • презентация Microsoft Office PowerPoint.


Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала



Ход урока

  1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему готово, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа, а тему пока не записывайте. Мы ее с вами вместе сейчас сформулируем.



  1. Обозначение темы, цели, задач урока

- Ребята, давайте вспомним общую тему, которую вы изучали на протяжении последнего времени? (Морфемика)

- А что изучает морфемика? (Морфемы)

- На прошлом уроке вы завершили последний раздел по этой теме, и теперь знаете о морфемах и об орфограммах, которые в них встречаются. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Повторять, обобщать)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Ответы детей)

-А теперь давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь)

(слайд 1)



  1. Фронтальный опрос.

- Сейчас мы с вами устроим небольшое соревнование. Я буду задавать вам вопросы по пройденным темам, тот, кто будет правильно отвечать, получит жетон. Победит тот, у кого будет больше всего жетонов. Для победителя после будет отдельное задание. ( Победитель идет к доске и разбирает 3 слова по составу. Если справляется, получает «5»)

Вопросы:

  1. Что такое морфема? (Наименьшая значимая часть слова)

  2. Какие морфемы вам известны? (Приставка, корень, суффикс, основа, окончание)

  3. Что такое окончание? (Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова) (слайд )

Приставка? (Значимая часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова) (слайд )

Суффикс? (Значимая часть слова, находится после корня, служит для образования новых слов) (слайд )

Корень? ( Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов) (слайд )

Основа слова? (Часть слова без окончания, в которой заключено лексическое значение слова)

  1. Какие морфемы входят в основу слова? (Все, кроме окончания)

  2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (У однокоренных слов разное лексическое значение)

  3. Как найти окончание и основу слова?



- А теперь перейдем к орфографии.

7. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова. (-лаг-/-лож-; -раст-/ращ-/-рос-)

8. Приведите примеры слов с беглыми гласными (Лоб-лба, день-дня, беру-брать, сон-сна)

9. Как различить, когда нужно писать на конце приставки букву з, а когда – с?

10. Какая буква о или ё пишется в корне слова после шипящих? (Пишется ё, но есть слова исключения)

11. Какая буква и или ы пишется после ц в корне у большинства слов? (Буква и, но есть исключения)

-Итак, у нас определился победитель. Он идет к доске и разбирает по составу слова: подснежники, шарф, доченька.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Составь слово». 2 ученика идут к доске, остальные выполняют на месте в тетради. (слайд )

-Из слова «представить» нужно взять приставку.

-Вторую приставку из слова «подумать».

-Корень тот же самый, что и в слове «сложить».

-Суффикс слова «лечить».

-Употребить составленный глагол в неопределённой форме.

-Какое слово у вас получилось? (предположить)

- Какое орфографическое правило в этом слове?

4. Работа по учебнику.

- Открываем учебники на стр. 45 упр. 503.

Затем упр. 504 (1 часть)

Упр. 505.

  1. Итог урока.

- Итак, ребята, пришло время подвести итог урока. Вернемся к целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Как думаете, мы их достигли?

6. Д/з

-Упр. 506.

7. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам сейчас выйти к доске и написать одно слово, которым бы вы охарактеризовали сегодняшний урок.