Тема: Правописание букв з-с на конце приставок
Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок.
Ход урока
Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания:
1. Сначала мы проведём небольшую разминку:
- Над каким большим разделом языкознания мы работаем? (морфемикой)
- Что изучает морфемика? (морфемы, значимые части слова)
- Какие морфемы вам известны? (приставки, корни, суффиксы, окончания)
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?
- Назовите неизменяемые приставки.
2. Орфографический диктант.
3. Взаимопроверка по ключу.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. Для этого прослушайте сказку:
В некотором царстве, орфографическом государстве, жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С… Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, которые всё на свете знал и даже писали правила для жителей государства.
Тема урока «Буквы з и с на конце приставок». Исходя из темы, определите цели урока.
Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,
графически обозначать изученную орфограмму.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий
А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.
1. Запишите слова в два столбика
безграничный бескрайний
разбросать распустить
известить испортить
вздыхать вспомнить
возместить восхождение
низвергать ниспадать
- Давайте составим план исследования.
1) Выделить в словах приставки.
2) Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.
3) Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.
- Какой вывод можно сделать?
Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными. (материал стр. 40 )
V. Этап первичной проверки понимания изученного
Упр. 64
VI. Физкультминутка
Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.
Бесшумный
Вздохнуть
Бесчисленный
Возделать
Разжимать
Расщелина
Безвкусный
Изгонять
Расчертить
Расписать
Разгорячиться
Сбежать
- Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?
VI. Этап закрепления знаний и способов действия.
Упр.65, 66
VII. Домашнее задание:
УСТНО:
Образец: без плана – бесплановая работа.
без заботы – ..., без крыльев – ..., без дома – ...,
без края – ..., без конца – ..., без руки – …,
без хозяйства – ..., без цели – ... без работы – ...,
без толка – …
Тестовые задания
Вариант 1
I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;
2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;
3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
1) ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье; 2) бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;
..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.
III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.
1) сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать; 2) восход, бескозырка, испуг, возрасти;
погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.
IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;
V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;
2) ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;
3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;
Тестовые задания
Вариант 2
I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно; 2) ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
3) и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;
2) ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;
3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;
III. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;
I V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;
2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;
3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.
V. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.
1) сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать; 2) восход, бескозырка, испуг, возрасти;
погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.