Конспект урока по теме: Римская литература, золотой век поэзии.
Класс:7
Предметные умения
Понимать информацию, представленную в виде изобразительной наглядности (учебная картина, иллюстрация, макет и др.
Отвечать на вопросы по освоенному историческому материалу, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез
Личностные результаты
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства
Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Функциональная грамотность
Сравнивать информацию, представленную в тексте
Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту
Определять контекст, в котором разворачивается повествование (например, время и место)
Понимать идею (главную мысль) текста и его тему
Тип урока: Комбинированный урок
1.Мотивация на учебную деятельность
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.
- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.
2.Актуализация опорных знаний
1. На каком языке первоначально писали римляне?
2. Как происходило знакомство римлян с греческой литературой и поэзией?
3. Что римляне позаимствовали в литературе у греков и что создали нового?
3.Целеполагание
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Внимательно прочитайте информацию о римских поэтах и определите, какой вклад они внесли в развитие древнеримской поэзии?
1. Вергилий 70 год до н.э. – 19 год до н.э.
Родился в состоятельной семье. Изучал риторику и философию. Самое известное произведение Вергилия – «Энеида». «Энеида» рассказывает о странствиях троянца Энея. Над произведением Вергилий работал 10 лет, но не успел закончить его. Неоконченную «Энеиду» он хотел сжечь, но по настоянию друзей она была издана.
2. Гораций 65–8 гг. до н.э.
Гораций был сыном вольноотпущенника. Получил образование в Риме, учился и в Афинах. Там он изучил греческий язык и даже писал на нем стихи. Гораций писал любовные стихи и сатиры, оды. У поэта есть ода о месте поэта и роли поэзии в жизни людей. Она называется «К Мельпомене».
3. Овидий 43 до н.э.–17 или 18 н.э.
Происходил из старинного знатного рода. Получил хорошее образование. Он изучал риторику и политику, однако любовь к поэзии победила. Сам Овидий утверждал, что вместо прозы у него из-под пера выходили стихи. Овидий писал лирические стихи. Славу ему принесла поэма «Метаморфозы». В ней он повествует о различных превращениях людей в растения и животных. За основу произведения взяты все известные на тот момент мифы, в том числе и греческие.
Риторика – это наука, изучающая все аспекты грамотной и технически правильной речи. Также в это понятие изначально закладывалось стремление убедить и побудить к действию слушателя. Если использовать точный перевод с греческого, то это слово означает не что иное, как "ораторское искусство".
Далее уместно задать учащимся следующие вопросы:
1) Какое образование получили римские поэты? Почему они изучали риторику?
2) Какое влияние оказала культура Древней Греции на творчество римских поэтов?
3) Какие темы выбирали римские поэты для своих произведений?
4) Что означает выражение «золотой век римской поэзии»?
5) С именем какого императора связано это выражение и почему?
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Большой вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима — Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.), Марк Фабий Квинтилиан (36–100 н.э.) и др.
Ораторское искусство
Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:
1. Какими качествами должен обладать оратор?
2. Как ораторское искусство связано с политикой?
3. Как вы понимаете приведенное высказывание Цицерона?
1. Цицерон Марк Антоний (106-43 гг. до н.э.) признан величайшим оратором античности. Многие его речи и трактаты об ораторском мастерстве используются и сейчас. Свою карьеру Цицерон начинал как оратор и адвокат. Его с первой попытки избирали во все важные политические органы. Цицерон возглавлял Сенат в последние десятилетия республики.
2.«Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».
Римский оратор.
3. Цицерон считал, что для того, чтобы стать оратором нужно много знать, обладать актерским мастерством, отличной памятью и талантом. Быть хорошо образованным человеком.
-Подумайте, как могло помочь Цицерону владение ораторским искусством занимать важные государственные должности.
-Как вы понимаете слова Цицерона?
-Объясните, почему Цицерон считал эти качества важными для оратора?
Цицерон был выдающимся оратором своего времени. В своих трудах «Об ораторе», «Оратор» он называл риторику практической наукой, которая систематизирует ораторский опыт. Риторика, по Цицерону, предполагает, что оратор должен последовательно сделать следующее: найти, что сказать; расположить найденное по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Он указывал на важность эмоций, необходимость вызывать эмоции у слушателей, для чего считал необходимым иногда отвлекаться от изложения. Он всячески подчеркивал важность хорошего образования для ритора, необходимость опираться на данные разных наук, умение в выступлении показать за частным фактом общую закономерность. Он был также активным политическим деятелем, участвовал во многих политических столкновениях и заговорах и был убит по приказу Марка Антония, которого он буквально уничтожил в своих речах.
Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать». И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова... С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры».
Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М. Ф. Квинтилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг.
Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания — физического, нравственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность риторики, по определению Квинтилиана, — союз мысли и слова.
4.1Рефлексия
· Я сегодня узнал…
· Мне было очень интересно…
· Я не понял…
4.2 Домашнее задание. Задание по учебнику.
Приложение
Римская литература очень долго находилась под влиянием греческой. И всё же римские писатели создали много удивительных произведений, известных во всём мире.
Время правления Августа, как и конец республики, считается «золотым веком» римской литературы, время создания лучших, ставших классическими, произведений латинской поэзии.
Поэт Верги́лий сочинил замечательную поэму «Энеи́да».( эпическая поэма в 12 книгах, повествующая об основании Рима из пепла Трои . Вероятно, она была написана в Риме в 30–19 гг. до н. э. в период правления императора Августа.) Она рассказывает о приключениях троянского героя Энея, которому богами было предназначено остаться в живых после гибели Трои, прибыть в Италию и основать там будущее Римское государство.
Вергилий начинает свою поэму с изложения темы ( Arma virumque cano..., «Оружие и человека я воспеваю...» ) и обращения к Музе, которое следует примерно через семь строк после начала поэмы (Musa, mihi causas memora..., «О Муза, поведай мне о причинах...»). Дидоны, царицы Карфагена .,в нее влюбился Эней,а он хотел разрушить город.
Какова знаменитая цитата Вергилия на латыни?
Amor vincit omnia, et nos cedamus amori . Любовь побеждает все, поэтому и мы должны поддаться любви. Дай мне побушевать, прежде чем я умру.
Aenēās) в древнегреческой мифологии — герой Троянской войны из царского рода дарданов, в древнеримской — легендарный предок основателей Рима Ромула и Рема, который привёл спасшихся троянцев из разрушенной Трои в Италию.
Много чудесных стихов написали поэты Горáцийи Ови́дий.
А вот писатель и учёный Лукрéцийнаписал удивительную научную книгу в стихах «О природе вещей». Уже в I в. до н. э. он говорил о том, что различные предметы и вещества состоят из атомов, а не возникли по божественной воле.
Большое развитие в Риме получило ораторское искусство (искусство составления и произнесения речей). Послушать выступление хорошего оратора собирались толпы людей, ораторы были популярны не менее, чем знаменитые политики, скульпторы, литераторы. Самым знаменитым считается Марк Туллий Цицерóн. Он писал философские трактаты и речи, которые являются признанными образцами ораторского искусства.
Римская литература оставила глубокий след в мировой культуре.
Особых высот достигла поэзия. Произведения Вергилия ‒ «Буколики»( «Экло́ги»-пастушеская поэзия, возникшая из сицилийско-греческих пастушьих песен), «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». «Оды» Горация до сих пор считаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви».
Огромное внимание у римлян уделялось закону. Именно римляне дали миру лучшую систему законодательства, которая легла в основу права многих современных стран.
В греческих школах детей учили писать на поэмах Гомера, а римских – на переписывании римских законов. Римляне верили, что всё должно быть прописано в законе, все отношения должны быть оформлены договором, который нужно соблюдать.
Римляне были язычниками (до принятия христианства в IV в. н. э.), т. е. верили в множество богов. Римляне полагали, что за каждый элемент этого мира отвечает отдельный бог, поэтому у римлян было около 7 млн богов.
В римской языческой религии основное внимание было обращено не к вере, а к формальному соблюдению обрядов. Если в обряде допускалась ошибка, его повторяли столько раз, сколько будет нужно.