Проблемная ситуация. Коллективная работа. Открывается запись на доске. Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленого листа. Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем “Не хочу” - парашютист, головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. (дети выразительно читают стихотворение ) Учитель: Обратите внимание на выделенные слова. Что общего есть в этих словах? Дети: Это прилагательные. Их объединяет общее значение, один род и одно число. Учитель: А какие отличия и почему? Дети: Отличия состоят в том, что прилагательные имеют разные окончания т. к. прилагательные употреблены в разных падежах. Учитель: Ориентируясь на эти прилагательные, учитывая их отличия, сформулируйте тему нашего урока. Дети: Прилагательные имеют разные окончания т.к. стоят в разных падежах, значит тема нашего урока “ Склонение имен прилагательных” 2.Учитель: Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными. Групповая работа . 1группа просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода 2группа просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный сироп. 3группа просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко. (представитель от каждого ряда работает у доски). Ж.р. | М.р. | С.р. | И.п. вкусная вода | вкусный сироп | вкусное яблоко | Р.п. вкусной воды | вкусного сиропа | вкусного яблока | Д.п. вкусной воде | вкусному сиропу | вкусному яблоку | В.п. вкусную воду. | Вкусный сироп | вкусное яблоко | Т.п. вкусной водой | вкусным сиропом | вкусным яблоком | П.п. о вкусной воде | о вкусном сиропе | о вкусном яблоке | Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных. Какие шаги мы должны сделать? Дети: 1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным 2 шаг – определить падеж у имени существительного 3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного (каждый шаг памятки открывается на доске) Учитель: Молодцы, вы хорошо поработали! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. |