СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Суффикс.Значение суффикса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме Суффикс.Значение суффикса.3 класс.По программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Суффикс.Значение суффикса"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Тема урока: «Суффикс. Значение суффикса».

Тип и форма урока: Урок введения нового знания (урок -игра)

УМК: «Школа России» Базовый учебник : Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина

Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

 УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

 Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

  • проблемный диалог;

  • здоровьесберегающие;

  • ИКТ.

 Формы организации познавательной деятельности:

групповая, парная, фронтальная.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковые;

  • практические;

  • словесные.

 

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;

  • карточки для групповой работы;

  • наборы суффиксов для групповой работы;

  • классная доска с оформлением;

  • учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий















Структура и ход  урока

I.Организационный момент:

Психологический настрой на работу.

Прозвенел для вас звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

Улыбнитесь подружитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Слайд 2

- Мне на уроке будет помогать герой одной компьютерной игры –Смайлик. Чтобы поддержать вас, он приготовил девиз урока:

- ПрочитайтеУ нас сегодня всё будет здорово!!!

II.Актуализация  знаний.

- Приготовились работать. Открываем тетрадь и запишем число.

Слайд 3

Двадцать второе ноября.

Классная работа.

Слайд 4

  • Каллиграфическая минутка .( на доске)

Прочитайте скороговорку.

Что значит проворонила?

(Проворонила - прозевала, проглядела, упустила, потеряла)

Слайд 5

  • Словарь Д.Н.Ушакова

Проворонить - проворонить, провороню, проворонишь, совер. (к проворонивать), кого-что (прост.). Пропустить, прозевать, оказавшись невнимательным, ротозеем, рохлей. Проворонить свою очередь. Проворонить место.

Слайд 6

-Запишите соединения буквы в с гласными буквами.

-Запишите скороговорку.

Проворонила ворона воронёнка.

-Прочитайте.Как можно назвать записанные в скороговоркеслова?

-Однокоренные.

-Почему? Выделите корень.

Слайд 7

Внимание на экран. Сегодня на уроке вам предоставляется возможность подняться на вершину горы. Прочитайте как она называется и какова её высота.

- Эльбрус- визитная карточка Северного Кавказа, также является самым высоким пиком Европы.

 И сейчас вампредстоит пройти уровни, выполнив правильно задания моего помощника- Смайла. А на какую высоту горы вы поднимитесь, оцените себя сами в конце нашего пути по результатам выполненных заданий.

  • Словарная работа. «Найди ошибку»

Слайд 8

- Выпиши слова, в которых допущена ошибка, исправив её.

Понедельник, сталица, абед, ужин, компьютер,чорный, заря, васток, памидор, картофель.

-Проверяем. Али прочитай по слогам слова.

Слайд 9

- У кого выписано правильно, поставьте на полях плюс,вы успешно прошли первый уровень.

III.Постановка проблемы.

  • Формулирование  учащимися  темы и цели урока

Слайд 10

- Отгадайте  загадку:

  • Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок у него много, а нитки ни одной. (Ёж)

Слайд 6

Запишите слово ёж.

-Какая буква на конце слова, почему?

Подберём родственные слова

Если он маленький(ежик)

Мама ежат. (ежиха)

-Выделите корень.

Слайд 11

- Чем различаются эти слова? (частью  слова, стоящей  после  корня)

-  Может кто-то знает как эта  часть называется?  (суффикс)                                    - Кто  попробует  сформулировать  тему  урока?

Слайд 12

-Сформулируйте цель урока.

-Что такое суффикс?

  • Узнать,

что такое суффикс.

  • Исследовать

для чего нужен суффикс.

  • Научиться

выделять суффикс.

  • Оценивать

свои учебные действия.

 Слайд 13

IV. Наблюдение над ролью суффиксов.

За корнем

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

 Называю суффиксом.  

 - Запишите однокоренные слова, выделите корень и суффикс.

-Поменялось лексическое значение слов.

(Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.)

-Так давайте сделаем вывод. Что такое суффикс?

Слайд 14

Суффикс - ………………….часть …….., которая стоит ………..корня, служит для ……………... слов.

Слайд 15

  • Физминутка

Физминутка у нас не простая, выполнив команды правильно вы сможете подняться на второй уровень.

Если услышите слово, состоящее только из корня приседаем.

Если слово, состоящее из корня и приставки-изображаем над головой руками знак уголок и подпрыгиваем.

Дом, домик, пень, пенёк, ветерок, кружок, класс, сестричка, садовник, цвет, цветник.

Кто из вас был внимательный и верно выполнял команды, поставьте ещё один крестик на полях.Вы прошли второй уровень

V. Закрепление

Слайд 16

  • Работа в парах.

-Соблюдая правила работы в паре, вам нужно выполнить следующеезадание Смайла.

Только, сделав вместе правильно задание,вы сможете подняться на следующий уровень.

- Запишите одним словом:

- как называют маленький зуб (зубик)

 - огромные глаза (глазища)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

-младший брат (братишка)

- человек, проживающий в Москве (мосвич)

- Выделите суффиксы.

Слайд 17

  • Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями, проверяем. Читает 1 пара – 2 слова, 2 пара – 2 слова, 3 пара - 2 слова.

- Если у вашей пары правильно отмечены суффиксы, то поставьте плюс – уровень пройден.

-Какие значения придали словам суффиксы?

Слайд 18

  • Работа в группах.

« Игра «Кто больше».

У вас на партах лежат суффиксы.

На доске записаны корни.

1к. – Лист 2к. – Лес

Вам надо добавить к корню суффикс, чтобы получить новое слово.

Лес Цвет

лесок цветок

лесник цветик

лесовик цветник

лесочек цветочек

- Каждый из группы поставьте крестик на полях. Уровеньпройден.

  • Работа в учебнике в парах.

Откройте учебник

-Давайте прочитаем правило на стр.90 «Как найти в слове суффикс?»

-Слайд 19

Упр. 165 стр. 89 Читаем задание

1пара – 1 столбик 2 пара- 2 столбик 3 пара - 3 столбик

- Читаем, проверяем

-Если задание выполнили верно, вы прошли ещё один уровень, поставьте плюсик.

Слайд 20

  • Игра «ДА, НЕТ»

Выбери правильное утверждение.

  • Часть слова, которая служит для  связи  слов    в предложении, называется окончанием.

  • Часть слова, которая стоит  перед  корнем называется суффикс.

  • Подлежащее и сказуемое – основа предложения.

  • Общая часть родственных слов называется корнем.

  • На о лето кончается, а осень начинается?  

  • Часть слова, которая стоит  после корня называется приставка.

  • Последний месяц года ноябрь.

  • Часть слова, которая стоит  после корня называется суффикс.

  • Между городом и селом находится буква и ?

  • Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов приставка.

-Ещё на один уровень поднялись те ученики, кто правильно ответил на вопросы или сделал 1-2 ошибки.

Слайд 21

IV. Рефлексия

-Пришло время оценить свою работу на уроке и узнать насколько вы приблизились к вершине горы.

Слайд 22

VI.Домашнее задание:

Упр.167 стр.90 ,правило стр. 89,90.












оч

оч

ик

ник

ок

ек

ек

ик

ник

ок

ов

ик

ик

ов