ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Суффикс. Значение суффикса».
Тип и форма урока: Урок введения нового знания (урок -игра)
УМК: «Школа России» Базовый учебник : Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина
Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
УУД:
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД:
- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Технологии:
проблемный диалог;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая, парная, фронтальная.
Методы обучения:
проблемно-поисковые;
практические;
словесные.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
карточки для групповой работы;
наборы суффиксов для групповой работы;
классная доска с оформлением;
учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Структура и ход урока
I.Организационный момент:
Психологический настрой на работу.
Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
Улыбнитесь подружитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Слайд 2
- Мне на уроке будет помогать герой одной компьютерной игры –Смайлик. Чтобы поддержать вас, он приготовил девиз урока:
- ПрочитайтеУ нас сегодня всё будет здорово!!!
II.Актуализация знаний.
- Приготовились работать. Открываем тетрадь и запишем число.
Слайд 3
Двадцать второе ноября.
Классная работа.
Слайд 4
Прочитайте скороговорку.
Что значит проворонила?
(Проворонила - прозевала, проглядела, упустила, потеряла)
Слайд 5
Проворонить - проворонить, провороню, проворонишь, совер. (к проворонивать), кого-что (прост.). Пропустить, прозевать, оказавшись невнимательным, ротозеем, рохлей. Проворонить свою очередь. Проворонить место.
Слайд 6
-Запишите соединения буквы в с гласными буквами.
-Запишите скороговорку.
Проворонила ворона воронёнка.
-Прочитайте.Как можно назвать записанные в скороговоркеслова?
-Однокоренные.
-Почему? Выделите корень.
Слайд 7
Внимание на экран. Сегодня на уроке вам предоставляется возможность подняться на вершину горы. Прочитайте как она называется и какова её высота.
- Эльбрус- визитная карточка Северного Кавказа, также является самым высоким пиком Европы.
И сейчас вампредстоит пройти уровни, выполнив правильно задания моего помощника- Смайла. А на какую высоту горы вы поднимитесь, оцените себя сами в конце нашего пути по результатам выполненных заданий.
Слайд 8
- Выпиши слова, в которых допущена ошибка, исправив её.
Понедельник, сталица, абед, ужин, компьютер,чорный, заря, васток, памидор, картофель.
-Проверяем. Али прочитай по слогам слова.
Слайд 9
- У кого выписано правильно, поставьте на полях плюс,вы успешно прошли первый уровень.
III.Постановка проблемы.
Слайд 10
- Отгадайте загадку:
Иголок у него много, а нитки ни одной. (Ёж)
Слайд 6
Запишите слово ёж.
-Какая буква на конце слова, почему?
Подберём родственные слова
Если он маленький(ежик)
Мама ежат. (ежиха)
-Выделите корень.
Слайд 11
- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)
- Может кто-то знает как эта часть называется? (суффикс) - Кто попробует сформулировать тему урока?
Слайд 12
-Сформулируйте цель урока.
-Что такое суффикс?
что такое суффикс.
для чего нужен суффикс.
выделять суффикс.
свои учебные действия.
Слайд 13
IV. Наблюдение над ролью суффиксов.
За корнем
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю суффиксом.
- Запишите однокоренные слова, выделите корень и суффикс.
-Поменялось лексическое значение слов.
(Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.)
-Так давайте сделаем вывод. Что такое суффикс?
Слайд 14
Суффикс - ………………….часть …….., которая стоит ………..корня, служит для ……………... слов.
Слайд 15
Физминутка у нас не простая, выполнив команды правильно вы сможете подняться на второй уровень.
Если услышите слово, состоящее только из корня приседаем.
Если слово, состоящее из корня и приставки-изображаем над головой руками знак уголок и подпрыгиваем.
Дом, домик, пень, пенёк, ветерок, кружок, класс, сестричка, садовник, цвет, цветник.
Кто из вас был внимательный и верно выполнял команды, поставьте ещё один крестик на полях.Вы прошли второй уровень
V. Закрепление
Слайд 16
-Соблюдая правила работы в паре, вам нужно выполнить следующеезадание Смайла.
Только, сделав вместе правильно задание,вы сможете подняться на следующий уровень.
- Запишите одним словом:
- как называют маленький зуб (зубик)
- огромные глаза (глазища)
- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)
- маленькая морковь (морковка)
-младший брат (братишка)
- человек, проживающий в Москве (мосвич)
- Выделите суффиксы.
Слайд 17
- Поменяйтесь тетрадями, проверяем. Читает 1 пара – 2 слова, 2 пара – 2 слова, 3 пара - 2 слова.
- Если у вашей пары правильно отмечены суффиксы, то поставьте плюс – уровень пройден.
-Какие значения придали словам суффиксы?
Слайд 18
« Игра «Кто больше».
У вас на партах лежат суффиксы.
На доске записаны корни.
1к. – Лист 2к. – Лес
Вам надо добавить к корню суффикс, чтобы получить новое слово.
Лес Цвет
лесок цветок
лесник цветик
лесовик цветник
лесочек цветочек
- Каждый из группы поставьте крестик на полях. Уровеньпройден.
Откройте учебник
-Давайте прочитаем правило на стр.90 «Как найти в слове суффикс?»
-Слайд 19
Упр. 165 стр. 89 Читаем задание
1пара – 1 столбик 2 пара- 2 столбик 3 пара - 3 столбик
- Читаем, проверяем
-Если задание выполнили верно, вы прошли ещё один уровень, поставьте плюсик.
Слайд 20
Выбери правильное утверждение.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется окончанием.
Часть слова, которая стоит перед корнем называется суффикс.
Подлежащее и сказуемое – основа предложения.
Общая часть родственных слов называется корнем.
На о лето кончается, а осень начинается?
Часть слова, которая стоит после корня называется приставка.
Последний месяц года ноябрь.
Часть слова, которая стоит после корня называется суффикс.
Между городом и селом находится буква и ?
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов приставка.
-Ещё на один уровень поднялись те ученики, кто правильно ответил на вопросы или сделал 1-2 ошибки.
Слайд 21
IV. Рефлексия
-Пришло время оценить свою работу на уроке и узнать насколько вы приблизились к вершине горы.
Слайд 22
VI.Домашнее задание:
Упр.167 стр.90 ,правило стр. 89,90.
оч | оч | ик | ник | ок |
ек | ек | ик | ник | ок |
ов | ик | ик | ов | |