СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  по теме "Тире между подлежщим и сказуемым"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым "»

Тире между подлежащим и сказуемым


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

6ЛР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.




Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


- Добрый день, ребята! Пусть этот день принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач!

- Откройте тетради. Запишем число, классная работа, а тему урока вы озвучите сами (только чуть позже), а пока для нее оставьте строчку.

между подлежащим и сказуемым

Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию» /Слайд 2

СЛАЙД 3

Прежде, чем открывать новое, давайте вспомним материал предыдущих уроков. НАпишем цифры до 7

- Внимание на экран. Ответьте на вопросы:верно-неверно: верно +,неверно-


  1. Подлежащее- это главный член предложения.

  2. Подлежащее может отвечать на вопросы кто? что? каков?

  3. Сказуемое – главный член предложения, обозначает предмет речи, то, о чем говорится в предложении

  4. Сказуемое может отвечать на вопросы что делает предмет? каков он? что он такое?

  5. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

  6. Подлежащее может быть выражено словосочетанием.

  7. Сказуемое не может быть выражено прилагательным.

Проверим Кто справился безошибочно, поставьте 5


Наблюдение (СЛАЙД 4


1. Введение в тему урока.

Отгадайте загадку:


Когда свои подчёркиваешь мысли,

Когда ты пишешь диалог любой,

Твоя отметка полностью зависит

От поперечной палочки одной.

(Тире)


Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак препинания назывался «черточкой», название тире появилось в начале 1820 – х годов.


– Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире.

– Добавим это слово и запишите тему урока.

– Какие вопросы возникают? Чему сегодня должны научиться на уроке? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

2. Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к учебнику стр. 99 Упр. 120 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. Работа в парах.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике.

– Чем они выражены? (сущ.)

Составим, опираясь на материал презентации, карточку – схему по теме урока

Тире между подлежащим и сказуемым

СУЩ. И.П. СУЩ. И.П.

___________ ____________

____________

Что? Кто? Что такое?

– Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)

- Существуют слова-помощники, видя которые, вы сможете не ошибиться с постановкой тире в предложениях подобного типа. Это слова "это" и "вот". Если же эти слова отсутствуют, то мысленно мы можем подставить их в предложение для дополнительной проверки. Попробуем сделать это с тем предложением, которое мы записали.

Мой дедушка - это самый лучший в мире человек.

- Смысл предложения не изменился.


На доске Лишний ум не помеха

Выделим: главные члены предложения

Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили?

– Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)

Тире не ставим

1. [сущ. им. п. не сущ. им. п.]

2. [сущ. им. п. как сущ. им. п.]

  1. А теперь обратимся к учебнику с 99 теоретический материал абзац 3 –– Сделайте вывод: при каких условиях еще нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым.

Изобразим в виде схемы

Неопр фгл. Неопр ф гл.

___________ ____________

____________

Что? Кто? Что такое?


2Итак, мы познакомились с 2 условиями постановки тире А сейчас давайте составим алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым

Алгоритм

  1. Запиши предложение.

  2. Найди

  3. Определи

  4. Поставь



Составление алгоритма

1. Запиши предложение.

2. Найди грамматическую основу.

3. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого.

4. Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Физкультминута

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки

  1. Комментированный диктант под руководством учителя.

Прослушайте сказку

Сказка

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

Задача к сказке.

Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.


– Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания.

Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.

Сатурн – планета.

Чтение – вот лучшее учение.

Книга – это история народов Земли.

Слово не стрела, но острей стрелы.


Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде).

Ребята, а сейчас полученные знания закрепим на практике: Поднимите руки, кому вчера понравился рассказ про Туполева, отлично. Сегодня я назначаю командирами экипажа – Артема и Алексея. Выберите себе по одному первому пилоту.

Садитесь за ноутбуки. Вам необходимо правильно ответить на все вопросы по теме урока. Правильно отвечаете – самолет поднимается. Решение принимаете вместе

Подведем итоги. Продолжите предложения:

- На уроке мы учились …

- Сегодня я понял(а)---

- Между подлежащим и сказуемым ставится …

- Мне понравилось на уроке…



Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Д.З.

1.выучить правило.

2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.