Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).
6ЛР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Добрый день, ребята! Пусть этот день принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.
Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач!
- Откройте тетради. Запишем число, классная работа, а тему урока вы озвучите сами (только чуть позже), а пока для нее оставьте строчку.
между подлежащим и сказуемым
Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию» /Слайд 2
СЛАЙД 3
Прежде, чем открывать новое, давайте вспомним материал предыдущих уроков. НАпишем цифры до 7
- Внимание на экран. Ответьте на вопросы:верно-неверно: верно +,неверно-
Подлежащее- это главный член предложения.
Подлежащее может отвечать на вопросы кто? что? каков?
Сказуемое – главный член предложения, обозначает предмет речи, то, о чем говорится в предложении
Сказуемое может отвечать на вопросы что делает предмет? каков он? что он такое?
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее может быть выражено словосочетанием.
Сказуемое не может быть выражено прилагательным.
Проверим Кто справился безошибочно, поставьте 5
Наблюдение (СЛАЙД 4
1. Введение в тему урока.
– Отгадайте загадку:
Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
(Тире)
Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак препинания назывался «черточкой», название тире появилось в начале 1820 – х годов.
– Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире.
– Добавим это слово и запишите тему урока.
– Какие вопросы возникают? Чему сегодня должны научиться на уроке? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)
2. Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к учебнику стр. 99 Упр. 120 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. Работа в парах.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике.
– Чем они выражены? (сущ.)
– Составим, опираясь на материал презентации, карточку – схему по теме урока
Тире между подлежащим и сказуемым
СУЩ. И.П. СУЩ. И.П.
___________ ____________
____________
Что? Кто? Что такое?
– Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)
- Существуют слова-помощники, видя которые, вы сможете не ошибиться с постановкой тире в предложениях подобного типа. Это слова "это" и "вот". Если же эти слова отсутствуют, то мысленно мы можем подставить их в предложение для дополнительной проверки. Попробуем сделать это с тем предложением, которое мы записали.
Мой дедушка - это самый лучший в мире человек.
- Смысл предложения не изменился.
На доске Лишний ум не помеха
Выделим: главные члены предложения
Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили?
– Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)
Тире не ставим
1. [сущ. им. п. не сущ. им. п.]
2. [сущ. им. п. как сущ. им. п.]
А теперь обратимся к учебнику с 99 теоретический материал абзац 3 –– Сделайте вывод: при каких условиях еще нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым.
Изобразим в виде схемы
Неопр фгл. Неопр ф гл.
___________ ____________
____________
Что? Кто? Что такое?
–
2Итак, мы познакомились с 2 условиями постановки тире А сейчас давайте составим алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым
Алгоритм
Запиши предложение.
Найди
Определи
Поставь
Составление алгоритма
1. Запиши предложение.
2. Найди грамматическую основу.
3. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого.
4. Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
Физкультминута
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки
Комментированный диктант под руководством учителя.
Прослушайте сказку
Сказка
Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.
Задача к сказке.
Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.
– Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания.
Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.
Сатурн – планета.
Чтение – вот лучшее учение.
Книга – это история народов Земли.
Слово не стрела, но острей стрелы.
Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде).
Ребята, а сейчас полученные знания закрепим на практике: Поднимите руки, кому вчера понравился рассказ про Туполева, отлично. Сегодня я назначаю командирами экипажа – Артема и Алексея. Выберите себе по одному первому пилоту.
Садитесь за ноутбуки. Вам необходимо правильно ответить на все вопросы по теме урока. Правильно отвечаете – самолет поднимается. Решение принимаете вместе
Подведем итоги. Продолжите предложения:
- На уроке мы учились …
- Сегодня я понял(а)---
- Между подлежащим и сказуемым ставится …
- Мне понравилось на уроке…
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Д.З.
1.выучить правило.
2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.