(Отвечают: «Тире между подлежащим и сказуемым»). Задание 2: Послушаем отрывок из произведения русского писателя В. Катаева «Белеет парус одинокий» Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. 1.Выписываем прилагательные характеризующие море (Выписывают: тихое, ярко-синее, голубое, пламенное, сверкающее, тёмно-индиговое, шерстяное). 2.Давайте попробуем дать определение тому, что такое море: (Дают определения: Море – бунтующая стихия. Море – живое существо. Море –тайна…). 3. Теперь в этих предложениях давайте подчеркнём грамматическую основу. Я предлагаю вам посмотреть на то, каким увидел море художник Айвазовский. Давайте рассмотрим репродукции. Попробуйте самостоятельно составить предложения с тем знаком препинания, с которым мы познакомились сегодня. (Составляют предложения). Первичная проверка понимания (5 мин.). Задание направлено на первичную проверку понимания нового материала. Посмотрите на текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире. Учащиеся выполняют задание, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Терн – кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землёй, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Берёзки – белолицые красавицы. Осинки – милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга. Первичное закрепление (выполнение упражнений- 10 мин.). Задание 1. Выполнение упражнения 169 (устно) стр. 79 Задание 2. 1 группа (1 ряд). Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их. Старогольское – наше село. Оно красиво и любимо. (Находят. Подчеркивают грамматическую основу). 2 группа (2 ряд). Задание: Выделите грамматическую основу, какими частями речи она выражена? Москва – столица России. Москва гостеприимна и дружелюбна. (Выделяют грамматическую основу и подписывают части речи над словами). 3 группа (3 ряд). Задание: Слово: Петербург. Составить два предложения с предложенным подлежащим, так, чтобы в предложении был необходим изучаемый сегодня на уроке знак препинания. (Составляют предложения с тире). Задание 3. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания. (Задание выполняется у доски). Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья). (Выходят по одному и составляют предложения у доски) Информация о домашнем задании (инструктаж - 2 мин.). 1). Дома нужно выписать из учебника правило и выучить (стр. 79). 2). Выполнение упражнения 170: - списать, ставя, где надо, тире; - подчеркните грамматическую основу в каждом предложении; - от подлежащего к сказуемому поставьте вопросы; - прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемыми и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. Все поняли, что нужно сделать дома? (Отвечают: «Да»). Подведение итогов занятия и рефлексия (2 мин.). С каким новым материалом мы сегодня познакомились? (Отвечают: «Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым»). Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Отвечают: «Когда оба члена предложения выражены существительными»). Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его: Тире – это… (Отвечают: «Один из знаков препинания, применяемый во многих языках, ставится тогда, когда главные члены выражены именем существительным»). Открыл его …. (Отвечают: «В русскую письменность этот знак препинания ввёл Н.М. Карамзин»). Сегодня на уроке я узнал… (Отвечают: «Когда ставится тире в предложениях, какой частью речи должны быть выражены подлежащее и сказуемое»). Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом. |