СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»



Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи





Практическая работа

по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»

на тему «Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему:

«Тире между подлежащим и сказуемым»








Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна


Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна











Н. Новгород
2019


УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока изучение нового материала.

Вид урока- комбинированный с межпредметными связями.

Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, раздаточный материал, интерактивная доска и презентация.

Форма организации обучения: коммуникация учащихся друг с другом и с учителем

Методы: словесные, наглядные, практические

Приёмы: устная беседа, выполнение упражнений, работа с художественными текстами, рассмотрение репродукций, работа в группах.

Место урока в системе уроков по теме – если следовать рабочей программе по русскому языку для 5 класса, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), то на эту тему выделен один урок.

Внутрипредметные связи – материал этого урока изучается после усвоения учащимися подлежащего и сказуемого, после усвоения темы «Тире между подлежащим и сказуемым» учащиеся знакомятся с нераспространёнными и распространёнными предложениями.

Межпредметные связи – интеграционные связи в области литературы, живописи, истории

Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, введение игры в урок, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:

  1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-319155.htm;

  2. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/23/tekhnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-5-klass-tire;

  3. Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Ожидаемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, свободно излагать мысль в устно и письменной формах.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

 - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.




Личностные УУД:

- освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм;

- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей обучающегося.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- выполнять различные роли при групповой работе;

- отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Регулятивные УУД:

- постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести);

- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

Ход урока.

  1. Организационный этап (1 мин.).

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите, какая сегодня замечательная погода. Как ваше настроение?

(Отвечают)

Я надеюсь, что вы хорошо отдохнули за выходные и готовы добросовестно трудиться. Хорошего вам настроения и успехов! Откройте ваши тетради запишите в них число и «Классная работа».


  1. Постановка цели и задач.

Обучающая цель урока - ознакомление с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым и научиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Воспитательная цель урока – воспитание патриотичесих, эстетических качеств.

Задачи:

  • Обучающие:

    • обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;

    • познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  • Развивающие:

    • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;

    • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;

    • продолжить работу с текстом.

  • Воспитательные:

    • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;

    • воспитывать любовь к стране через привитие интереса и любви к столице нашего государства.

  1. Актуализация знаний (5 мин.).

Проверка домашнего задания.

Провожу параллель с ранее изученным материалом.

Что мы изучали на прошлых уроках?

(Отвечают: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»).

Выдвигаем проблему. Подводим к теме урока: демонстрация предложений со знаком препинания «тире». Нахождение в предложениях подлежащего и сказуемого.

Мотивация учебной деятельности (5 мин.).

Ребята, послушайте стихотворение, которое я сейчас вам прочту (можно вывести на слайд).

Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
… (тире) — моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!

Вадзинская Екатерина

Вы догадались, о каком знаке препинания стихотворение Екатерины Вадзинской?

(Отвечают: «Тире?»).

Верно, сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания. Оно применяется в грамматике многих языков. Как вы считаете, это знак необходим в русском языке?

(Отвечают: «Да, необходим»).

Тогда давайте познакомимся с ним поближе!

Давайте обратимся к истории:

Тире - один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».

  1. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.).

Задание 1.

Ученикам раздаются листочки с зашифрованной темой. Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц:

Т Ф И Р Ю Х Е Н Ф Х Ю

М Н Е Н Ж Ф Х Д У Ю П

О Д Н Х Ц Л Е Ц Х Ж Н

А Ю Ц Щ Х И М Н Ф И Ю

Ц С Ю Х К Н Ф А Ю З У

Х Ц Е Ф Н М Ю Х Ы Ф М

Учащиеся зачеркивают нужные буквы и узнают тему урока.

Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.

(Отвечают: «Тире между подлежащим и сказуемым»).

Задание 2:

Послушаем отрывок из произведения русского писателя В. Катаева «Белеет парус одинокий»

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса.

1.Выписываем прилагательные характеризующие море

(Выписывают: тихое, ярко-синее, голубое, пламенное, сверкающее, тёмно-индиговое, шерстяное).

2.Давайте попробуем дать определение тому, что такое море:

(Дают определения:

Море – бунтующая стихия. Море – живое существо. Море –тайна…).

3. Теперь в этих предложениях давайте подчеркнём грамматическую основу.

Я предлагаю вам посмотреть на то, каким увидел море художник Айвазовский. Давайте рассмотрим репродукции.

Попробуйте самостоятельно составить предложения с тем знаком препинания, с которым мы познакомились сегодня.

(Составляют предложения).

  1. Первичная проверка понимания (5 мин.).

Задание направлено на первичную проверку понимания нового материала.

Посмотрите на текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире.

Учащиеся выполняют задание, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Терн – кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землёй, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Берёзки – белолицые красавицы. Осинки – милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.

  1. Первичное закрепление (выполнение упражнений- 10 мин.).

Задание 1.

Выполнение упражнения 169 (устно) стр. 79

Задание 2.

1 группа (1 ряд). Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

Старогольское – наше село. Оно красиво и любимо.

(Находят. Подчеркивают грамматическую основу).

2 группа (2 ряд). Задание: Выделите грамматическую основу, какими частями речи она выражена?

Москва – столица России.

Москва гостеприимна и дружелюбна.

(Выделяют грамматическую основу и подписывают части речи над словами).

3 группа (3 ряд). Задание: Слово: Петербург. Составить два предложения с предложенным подлежащим, так, чтобы в предложении был необходим изучаемый сегодня на уроке знак препинания.

(Составляют предложения с тире).

Задание 3.

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

(Задание выполняется у доски).

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).

(Выходят по одному и составляют предложения у доски)

  1. Информация о домашнем задании (инструктаж - 2 мин.).

1). Дома нужно выписать из учебника правило и выучить (стр. 79).

2). Выполнение упражнения 170:

- списать, ставя, где надо, тире;

- подчеркните грамматическую основу в каждом предложении;

- от подлежащего к сказуемому поставьте вопросы;

- прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемыми и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными.

Все поняли, что нужно сделать дома?

(Отвечают: «Да»).

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия (2 мин.).

С каким новым материалом мы сегодня познакомились?

(Отвечают: «Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым»).

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

(Отвечают: «Когда оба члена предложения выражены существительными»).

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

Тире – это…

(Отвечают: «Один из знаков препинания, применяемый во многих языках, ставится тогда, когда главные члены выражены именем существительным»).

Открыл его ….

(Отвечают: «В русскую письменность этот знак препинания ввёл Н.М. Карамзин»).

Сегодня на уроке я узнал…

(Отвечают: «Когда ставится тире в предложениях, какой частью речи должны быть выражены подлежащее и сказуемое»).

Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом.