СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Устаревшие слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Устаревшие слова"»

Орфографический диктант: участвовать в уборке урожая, продвигаться сквозь чащу, тяжёлые колосья, примерять платье, шоссе, коллекция, иллюстрация, исследование, распустить, бесшумный, растить, шёпот, шёрстка, располагаться, изложение.


Морфологический разбор: Плывут в страну далёкую седые облака.


Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека  - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются…

Ключ к ответам:

  1. диалектными

  2. лексикой

  3. общеупотребительными

  4. профессионализмы

  5. лексикон

  6. лексическим значением

  7. антонимами

  8. омонимами

  9. синонимами


Слова на доске: конь, отдых, дом, прялка, глаза

Прялка (устаревшее – обратить внимание на помету) – особый станок для ручного прядения; приводился в движение ножной педалью.

- Почему же вы затруднялись в определении значения этого слова? (Слово устаревшее).

- Действительно, в русском языке есть и такие слова – устаревшие.

- Для чего нам нужны такие слова, как вы думаете? (Для понимания текстов художественной литературы)

3. Постановка цели урока

- Какой же будет тема нашего урока? (Что такое устаревшие слова)

- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую цель мы поставим? 


 Из словаря мы узнали, что слово прялка устаревшее. Может быть, само слово «устаревшее» подскажет нам, что значит этот термин? (Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину)

- А сейчас, в современном языке, мы употребляем это слово? (Нет/редко)

- Почему? У кого дома есть прялка, поднимите руки? (Нет такого предмета)

- Что же произошло с предметом? (Она исчезла)

- А что произошло со словом? (Оно устарело)

- Жизнь людей непрерывно меняется. С развитием уходят из обихода какие-то предметы, явления. Соответственно слова, которые они обозначали, забываются, устаревают.

  • Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

  • Их два вида: архаизмы и историзмы.


- Давайте прочитаем предложение, неизвестного пока вам автора П. Д. Боборыкина.

«Ямщик в верблюжьем «озяме», с приподнятым большим воротником и в серой барашковой шапке, держался еле-еле на облучке кибитки».

- Удалось ли вам точно представить картину, нарисованную в предложении? (Нет)

- Почему? (Есть устаревшие слова)

- Назовите их. (Ямщик, озям, облучок, кибитка)

- Объясните, почему же они устаревшие? (Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов)

- Предположите, какое лексическое значение могут иметь данные слова?

- Давайте выясним, что обозначают эти слова (комментарий учителя сопровождается иллюстрациями)

Кибитка, облучок.

- Кибитка была крытой повозкой, на облучке (толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.

Ямщик

- Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами, а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.

Озям

- Озямом называли долгий и полный крестьянский кафтан, верхний кафтан халатного покроя.

- Как вы думаете, почему в этом предложении много устаревших слов? (Скорее всего, автор жил давно и то, что было раньше, на сегодня является устаревшим)

- Теперь мы можем представить картину, которую описал писатель?

- Прочитайте предложение ещё раз.

- Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре)

- В каком? (толковом Ушакова, в этимологическом, в толковом словаре Даля)



Вы вспомнили, что в словаре Даля огромное количество устаревших слов.

- Представьте, что вы лингвисты и вам необходимо найти в ряде слов лишнее. Я буду читать вам группы слов, ваша задача найти лишнее слово и записать его в тетрадь.

(все слова записаны на доске, устаревшие слова сопровождаются иллюстрацией)

  1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

  2. Пальто, плащ, шуба, кафтан.

  3. Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

  4. Нос, рот, очи, уши.


- А теперь, давайте выполним следующее упражнение. Вам нужно соединить слова и толкование их значений, указать историзмы и архаизмы. Можно обращаться к словарю.

1. Чело А) грудь

2. Длань Б) принудительный труд крестьян

3. Барщина В) Ладонь

4. Ланиты Г) плечи

5. Кокошник Д) лоб

6. Перси Е) щеки

7. Рамена Ж) головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом

1-Д, 2 – В, 3 – Б, 4 – Е, 5 – Ж, 6 – А, 7 – Г


Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда: кулебяка (закрытый пирог), коврига (каравай хлеба), ботвинья (холодный суп на кислом квасе), кваш­ня (опара, забродившее тесто).

Посуда: лохань (круглая посуда для стирки белья), ступа, корчага (большой глиняный сосуд), ушат (большой сосуд для воды).

Одежда: кафтан, душегрейка, зипун, армяк,

Женские головные уборы: кокошник, повойник, треуголка.


Найди пару.

Град (город), врата (ворота), челядь (прислуга), перст (палец), замарашка (неряха), чужеземец (иностранец), кушанье (еда), физкультурник (спортсмен), хата (изба), шлюпка (лодка), благоухание (запах), вонь (аромат), брадобрей (парикмахер).


Найдите среди данных слов устаревшие, по какой причине они устарели?

Устаревшие

Общеупотребительные

Брезг (рассвет)

Ендова (посуда)

Грош (копейка)

Верста (русская мера длины)

Сажень (русская мера длины)

Пуд (русская мера веса, 16.3 кг)

Лавочник (торговец)

Гувернантка (домработница)

Лакей (слуга, официант)

Локоть

Дворник

Министр

Солдат

Губы

Футболка

Копейка

Касса



Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары: (1) Внимать – слушать, (2) глагол – слово, (3) глас – голос. (4) грядущее (5) десница – правая рука.(6) днесь – сегодня. (7) изречь – сказать. (8) лик – лицо. (9) око – глаз. (10) перст – палец. (11) рок – судьба.(12) сей – этот. (13) стезя – путь. (14) трапеза – обед. (15) токмо – только. (16) тщетно – напрасно.(17) уповать – надеяться. (18) уста – губы. (19) чадо – ребенок. (20) чета – пара. (21) ваятель – создатель.(22) вопрошать – спрашивать.(23) ратник – воин. (24) отколе – откуда.(25) сирый – одинокий.(26) смута – восстание.(27) брадобрей – парикмахер.(28) водомёт – фонтан.