Сотникова Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №30»
г. Курска
Тема урока «Внешняя политика Петра I»
(Урок1)
УМК: В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов «История России XVIII век»: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. М.: «Русское слово», 2018
Уровень обучения – базовый.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 2 часа
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в первой четверти 18 века, с событиями Северной войны 1700-1721 гг на начальном ее этапе.
2. Обучать навыкам работы с картой, учить объяснять смысл выражения: “Россия- морская держава”; навыкам поисковой деятельности (подобрать материал из нескольких источников) и оформления сообщения;
3. Воспитывать патриотизм на примере полководческого искусства Петра1, мужества, патриотизма русского народа
Задачи урока:
Предметные:
-создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию материала по внешней политике Петра I; достичь понимания их исторического значения;- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
Метапредметные:
- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.
- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Личностные :
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
-оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, карте;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь аргументировано отвечать;
- искать информацию в нескольких источниках
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны:
объяснять, в чём заключалась суть петровской внешней политики;
характеризовать важнейшие преобразования Петра I в области армии;
использовать текст «Российского воинского устава 1716г».;
давать оценку итогов преобразования Петра I;
оценивать военную деятельность Петра I.
Личностные:
Учащиеся должны:
осмыслить военный и реформаторский опыт предшествующих поколений;
осознавать свою идентичность как гражданина страны;
проявлять толерантность.
Метапредметные:
Учащиеся должны:
использовать различные источники исторической информации;
анализировать и обобщать факты;
обосновывать выводы;
осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.
Техническое обеспечение урока - ноутбук, экран.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), схема по генеалогии.
Содержание урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами на уроке присутствуют гости, которые хотят оценить наши знантя и умения работать. Присаживайтесь. Я хочу пожелать вам активной и плодотворной работы на уроке, успехов на пути открытия новых знаний, а в конце занятия вы сами оцените свою деятельность.
Актуализация пройденного материала.
На прошлом уроке мы рассматривали тему «Наследники Алексея Михайловича», говорили о детстве и начале правления Петра I. Давайте проверим, как вы усвоили данную тему.
Как получилось, что в конце XVII века на российском престоле впервые в истории фактически оказалась женщина? В ответе на этот вопрос вам поможет схема, которая висит на доске (Ответы на основе генеалогической схемы).
Вспомним детство Петра и те факты, которые могли повлиять на формирование будущей политики наследника престола. (Ответы).
Вспомним основные итоги внешней политики Софьи. (Ответы).
3. Введение в тему урока, целеполагание.
Учитель зачитывает строки о Петре I: (Слайд 1)
" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
А.С.Пушкин
О ком и чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре 1 и его внешней политике)
Какие строки подойдут для формирования темы нашего урока?
(«...в Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море...»)
План урока:
Основные направления внешней политики Петра I.
Окончание войны с Османской империей.
Создание Северного союза и начало войны со Швецией.
Реформы армии.
Первые победы.
Проблемный вопрос: Была ли успешной внешняя политика Петра I и каковы ее предварительные результаты? (Слайд 3)
Изучение нового материала.
Работа с картой на стр. 24-25
Таким образом определяем первое направление внешней политики Петра I. (Южное).
В сфере интересов Петра оказалась и Балтика. Там безраздельно гоподствовала Швеция. Шведский флот являлся в тот момент сильнейшим в мире. Именно поэтому Петр ищет союзников в противостоянии со Швецией. Определяем географическое направление этой сферы геополических интересов. (Северо-западное) (Слайд 4). Петр понимал, что воевать на два фронта и делить силы не стоит. Предстояло завершить затянувшуюся русско-турецкую войну.
Какие действия предпринял Петр I для завершения русско-турецкой войны? (Ответ: Азовские походы 1695, 1696 их результаты)
Запись на доске и в тетради: 1700 г.- Константинопольский мир. Азов становится русской крепостью. Россия получает выход к Черному морю через Азов.
Незадолго до завершения русско-турецкой войны Петр ведет переговоры с рядом европейских государств о создании союза против Швеции. Союзников он находит в лице Дании и Саксонии. Союз получил название Северный. (схема на доске) Узнав о мире с Турцией, Петр сразу же объявляет войну Швеции. Война получила название Северной (1700-1721). Поход на Нарву (работа с картой). Решающее сражение состоялось 30 ноября 1700 г. Исход сражения нам поможет определить картина шведского художника Густава Седерстрема (слайд) (Ответы). Находим описание сражения в учебнике на стр. 15 и пытаемся определить причины поражения под Нарвой. (Ответ).
В лице шведского короля Карла XII Петр встретился с равным противником. Думая, что разгром под Нарвой остудит пыл России, Карл неожиданно высаживается близ Копенгагена и вынуждает Данию выйти из Северного союза. Затем он направляет силы в Речь Посполитую, но там он «увяз». И хотя польский король Август II отступал, Карл терял силы и войска в этих изматывающих победах.
А в это время… Петр понимает необходимость реформирования армии. Прочитав п.2 на стр. 15 определите по пунктам, какие преобразования в армии совершил Петр и запишите их в тетрадь. (Учащиеся записывают ответы в тетрадь). (На выполнение задания 5 минут.)
На стр. 19 имеется выдержка из Воинского Устава 1716 г. Работая в парах, сгруппируйте требования Устава и озаглавьте каждую группу.
Военные компании 1701-1704 гг. это наглядно продемонстрировали. Используя карту, которая лежит у вас на столе, проследим победные сражения русских войск в Северной войне. (Крепости Орешек (Нотебург, Шлиссельбург), Ниеншанц, Мариенбург, Дерпт, Нарва). 16 мая 1703 г. Петр в устье р. Нева начинает строительство Петропавловской крепости, вокруг которой позже вырастает новый город Санкт-Петербург. В 1712 г. в этот город была перенесена столица Российского государства.
А вот Карл XII так оценил деятельность Петра: «Пусть царь трудится над закладкой новых городов, мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии забрать их» Так ли это было на самом деле? Чтобы это выяснить, наше с вами исследование мы продолжим на следующем уроке.
2. Закрепление.
Самостоятельная работа
Война еще не была окончена.
Напомните ее хронологические границы. (Ответ).
Назовите территории, которые отошли России в результате начального периода Северной войны. (Покажите на карте).
3. Подведение итогов урока
1. Проанализировать проблемный вопрос, поставленный в начале урока (слайд 3).
4.Рефлексия. Незаконченная фраза
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Было трудно…
Мои ощущения…
Над этим мне надо еще поработать…
Домашнее задание
&2
Стр. 20 учебника, зад. 3 (таблица)
* Используя материалы Интернета, соберите информацию и подготовьте сообщение об основании Санкт-Петербурга.