СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Внутренняя политика Николая 2

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России. Материал подготовлен в соответствии ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Внутренняя политика Николая 2»





Тема урока:

Внутренняя политика Николая I



(план-конспект урока)















Горбунова А.Д.

Студентка группы ИО-13-1

УлГПУ им. И.Н. Ульянова









ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Тема: Внутренняя политика Николая I

Учебник: Данилов А.А. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.

Класс: 8

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях; показать её конечный результат.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о направлениях внутренней политики Николая I.

  2. Подвести учащихся к особенностям внутренней политики Николая I.

  3. Проанализировать итоги внутренней политики Николая I.

Воспитательные:

  1. формировать развитую, социально активную, творческую и самостоятельную личность; воспитанную на примере гражданской позиции и любви к Отечеству.

Развивающие:

  1. способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации;

  2. развивать навыки самостоятельной оценки учащимися исторических событий.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Вид учебных занятий: вопросно-ответная работа учителя с учащимися, беседа, рассказ.

Ожидаемые результаты. На уроке учащиеся смогут проявить:

Предметные результаты:

  • рассказывает основной фактический и понятийний материал о направлениях внутренней политики Николая I.

  • называет особенности внутренней политики Николая I

  • дает определение понятиям

  • обосновывает итоги внутренней политики Николая I.

Личностные результаты:

  • формирование личностной позиции и взглядов учащихся путем оценки внутренней политики Николая I.

  • самоопределение школьников путем оценки и самооценки исторических событий;

Метапредметные результаты:

  • умение выделять главное из большого объёма текста;

  • умение обобщать и давать общую характеристику каким-либо событиям;

  • умение анализировать и конкретизировать особенности (исторических) явлений;

Оборудование: Компьютер+проектор+презентация «Внутренняя политика I».

Учебная литература: Данилов А.А. История России,XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.

Основные понятия: канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база; государственные крестьяне;

Основные даты: 1825—1855 гг. — правление императора Николая I;

1826 г. — создание III отделения царской канцелярии;

1833 г. — опубликован Свод действующих законов государства;

1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами.

План урока:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Изучение нового материала: (25 мин.)

  1. Личность Николая 1.

  2. Основные направления внутренней политики.

    1. Кодификация российского законодательства

    2. Крестьянский вопрос

    3. Укрепление государственного аппарата. Деятельность III отделения.

    4. Русская православная церковь и государство

    5. Усиление борьбы с революционными настроениями.

  1. Закрепление и обобщение материала(5 мин)

  2. Рефлексия (5 мин.)


  1. Организационный момент (запись даты и темы урока в рабочей тетради)

II. Изучение нового материала.Тема урока:Внутренняя политика Николая I

  1. Личность Николая 1.

Следующий период, который подлежит изучению, - 1825-1855 гг. Годы правления Николая I.

Будущий император Николай I, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Кумиром Николая I был Петр I. Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

ВОПРОС УЧЕНИКАМ: Вспомните, в каких условиях Николай 1 пришел к власти. (Скоропостижная и загадочная смерть Александра, отречение Константина, восстание декабристов.)

ВОПРОС УЧЕНИКАМ: А что же происходит в России? (Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.)


Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы.

Историки по-разному характеризуют политику Николая I. В конце урока мы должны будет сами, опираясь на полученные сведения, дать характеристику внутренней политике Николая I.

ЗАДАНИЕ УЧЕНИКАМ: Прочитать текст(раздаточный материал) и проанализировать высказывания о Николае 1 и в конце урока определите, какой из этих текстов наиболее полно отвечает вашим представлениям о личности и деятельности российского императора.

Мнение В. О. Ключевского: «Николай поставил своей задачей ничего не переменять, не вводить ни­чего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, воспол­нять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического зако­нодательства и все это делать безо всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности... Итак, консервативный и бюрократический об­раз действия - вот характеристика нового царствования...

Царствование Николая 1 было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени».

Николай I о себе: «Я не думал вступать на престол, меня воспитали, как будущего военного».

Мнение А.Е. Преснякова: «Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму».

Мнение А.Ф. Тютчевой: «Этого человека с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным и просвещенным, хотя и лишенным широты, в течение тридцати лет считали тираном и деспотом».


Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике.

В формировании политической программы Николая I важную роль сыграло укрепление положения России на международной арене и быстрое подавление восстания декабристов. С другой стороны, настроения в обществе и весь ход исторического развития заставляли Николая I признать необходимость преобразований, т.е. одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

• ВОПРОСЫ УЧЕНИКАМ: Каковы, по-вашему, мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I .

• Как вы думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России?

• Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?

• Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?


2. Основные направления внутренней политики.

Николай I попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:


а) Кодификация российского законодательства

Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: 1832 г. – первое Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах, а в 1833 г. – Свод действующих законов государства.


б) Крестьянский вопрос

Крестьянский вопрос стал в XIX в. одним из ключевых. Со временем и Николай I пришел к убеждению о пагубности крепостной системы: она грозит бунтами и задерживает развитие производительных сил страны. Однако Николай I в силу своих представлений был еще далек от кардинального, решительного изменения. Предполагалось решить крестьянский вопрос постепенно, рядом частичных реформ.

Запись в тетради: 1837-1841 гг. - реформа управления государственной деревней.

ЗАДАНИЕ: Прочитать в учебнике стр.66 и записать автора реформы и основные пункты преобразований.

ВОПРОС УЧЕНИКАМ: Как отнеслись с этому проекту помещики?

ЗАДАНИЕ: Запишите в тетради другие указы Николая для решения крестьянского вопроса.

в) Укрепление государственного аппарата. Деятельность III отделения.

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

г) Русская православная церковь и государство

ЗАДАНИЕ: Прочитать учебник стр. 67 и ответить на вопрос: какие изменения происходят в русской православной церкви?

Д) Усиление борьбы с революционными настроениями.

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

III.Закрепление и обобщение материала:

Мнение историков относительно правления Николая I расходятся: одни считают его правление «периодом кризиса и реакции», другие – периодом «консервативной модернизации» страны. Какую точку зрения склонны разделить вы?

ЗАДАНИЕ УЧЕНИКАМ: Прочитать текст(раздаточный материал) и проанализировать высказывания о Николае 1 и в конце урока определите, какой из этих текстов наиболее полно отвечает вашим представлениям о личности и деятельности российского императора.

IV. Рефлексия

Раздается ученикам анкета, которую они заполняют

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


7