Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Учителя начальных классов
Алибекова З.И.
Конспект по обучению грамоте
УМК «Школа России»
Класс: 1
Тема: Звук [у] и буква «У, у».
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель: Познакомить детей со звуком [у], буквами У«у»,и их употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [у] ,узнавать графический образ этих букв.
Задачи формирования УУД:
-формирование элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения, представления о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка.
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.
-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать ее для решения учебно-познавательных задач.
- Коммуникативные УУД: – участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
Планируемые результаты:
Знать: как выглядит буква «у», «У».
Уметь: произносить букву «у», отличать эту букву от других букв.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Азбука» ; картинка «Утка»; карточки с изображением печатных букв У, у; наборное полотно; ИКТ (слайд с изображением предметов в названии которых есть звук «у», слайд с предметами похожими на букву у)
Для учащихся: учебник «Азбука».
Ход урока
1.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой.
Тема: Гласный звук [у], буква У, у.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация знаний.
-Ребята, давайте вспомним:
-На какие две группы можно разделить звуки?
-Дайте общую характеристику гласным звукам:
-тянуться, поются
-воздух во рту не встречает преграду
-образуют слог
-Дайте общую характеристику согласным звукам:
-не тянутся, не поются
-воздух во рту встречает преграду
-не образуют слог
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его
обозначения на письме с помощью букв У, у.
Задачи: 1) обучающие:
III. Постановка темы и цели урока:
Сегодня в нашей «копилке знаний» появится еще один звук. Но сначала ответьте мне на такие вопросы:
(фонетическая зарядка)
-Как воет волк? (У-у-у)
-Как кричит кукушка? (Ку-ку)
-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)
-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)
-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук «у»)
-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе? (Со звуком «у»)
А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают на письме этот звук.
IV. Работа над новым материалом:
1. Выделение звука «у» из слова
Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.
Загадка:
Носик лопаткой,
Красные лапки.
Плавает, ныряет,
Крякать обожает.
-Кто это? (Утка)
На доску вывешивается картинка с изображением утки.
-Какой первый звук в слове ?
-Произнесите его.
-Он гласный или согласный?
-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)
2.Составим схему слова
(Дети выкладывают на парте схему, 1 ученик у доски)
3.Дайте характеристику каждому звуку.
-Слышу звук «у». Он гласный.
-Слышу звук «т». Он согласный, твёрдый.
-Слышу звук «к». Он согласный, твёрдый.
-Слышу звук «а». Он гласный.
-Сколько гласных звуков в слове? (В слове два гласных звука), значит сколько слогов в слове? (два слога)
-Поставим в слове ударение (позовем утку ) Ударение падает на гласный «у». Звук «у» ударный.
5. Поиск слов со звуком «у» на картинке (приложение1)
-Произнесём еще раз звук «у» все вместе. Какие слова со звуком «у» вы знаете?
-А теперь посмотрите на экран. Здесь спрятались слова в названии которых есть звук «у». Найдите эти слова. (пруд, удочка, уха, уж, утка, утята, удод, утро)
V. Знакомство с буквами У,у.
Мы научились находить и выделять в словах звук «у». теперь узнаем какой буквой он обозначается.
Звук «у» обозначается на письме буквами У,у (демонстрация карточки с буквами У,у. Карточка фиксируется на доске)
Игра «Фантазёры» - На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) (приложение 2)
Попробуйте изобразить букву у руками. Напишите букву У в воздухе, на ладошке.
VI. Подготовка к чтению.
Упражнения для развития речевого аппарата:
Артикуляция звука.
Посмотрите на меня и обратите своё внимание на положение моих губ. (Губы вытягиваются в узкую трубочку. Воздух проходит свободно, произносится голосом.)
Арктикуляционная разминка:
«Вкусное варенье»
«Лошадки»
V. Первичное чтение.
- назовём буквы (буквы на магнитах на доске) а,о, ы, и, у
-Прочитаем буквосочетания:
ао аоу
аы ауи
иа оау
оу оыа
уа иао
уо уоы
VII. Физкультминутка.
Вышли уточки на луг…
Кря-кря-кря. (Шагаем)
Пролетел веселый жук…
Ж-ж-ж. (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают…
Га-га-га. (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют…
Га-га-га. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал…
Р-р-р. (Наклонились вперед смотрим перед собой, руки на коленях)
Зашептал в воде камыш…
Ш-ш-ш. (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем)
И опять настала тишь…
Ш-ш-ш.
VIII. Работа по учебнику:
-Ребята, откройте учебник на стр.36
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. (Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)
-Кого вы видите на иллюстрации? (индюк, гусь, петух, утка, утята)
-Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у»)
-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)
-Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)
3.Составьте предложение об утятах. (Утята весело идут друг за другом. )
- стр. 37 учебника. Чтение стихотворения читающими детьми.
- О ком идёт речь в стихотворении? (о утятах)
- Как автор называет утят?( малютки)
-В кого превращаются утята? (в важных уток)
IX. Закрепление материала.
1. Игра «Услышь звук». Если в слове есть звук «у», хлопните в ладоши.
Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.
2.Работа в карточках.
Ребятам раздаются карточки с пословицами.(с.36)
-Почему так говорят ?
«Умелые руки не знают скуки.»
«Не учись разрушать, а учись строить.»
«Умный себя винит, глупый- своего товарища.»
Найдите в пословицах все буквы у, обведите их.
-Сколько букв вы обвели? (8)
Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу друг друга.
X. Итог урока.
-Какой звук учились слышать и выделять из слов?
-Дайте характеристику звуку «у».
-Как на письме обозначают звук «у»?
Закончите фразы: «Сегодня на уроке я узнал(а)….»
«Мне больше всего понравилось….»