- А теперь посмотрите, кто изображён чуть ниже. - Кто такой плотник? Как вы думаете, чем он занимается? Летят опилки белые, Летят из-под пилы; Это плотник делает Рамы и полы. Топором, рубанком Выстругивает планки, Сделал подоконники Без сучка – задоринки. - Первое, что сделал плотник – это стол, стул, кровать. Плотники всегда были очень уважаемыми людьми на Руси. Ведь при помощи топора плотник мог сделать всё, что понадобится. Недаром появилась пословица «Плотник топором обувается, обедает и подпоясывается». - А какие же инструменты нужны плотнику для работы? (на доске вывешиваются инструменты, которые использует плотник в работе) - Скажите, пожалуйста, почему 3-ья клеточка в схеме к данному слову «плотник» закрашена зелёным цветом? - Что общего в схемах слов и «пила» «плотник»? - Чем отличаются схемы этих слов? Предъявление печатной буквы «пэ» - Ребята, посмотрите на красное табло. - Какой буквой обозначены звуки [п], [п’]? - Давайте вместе проговорим – буква «пэ». - На что похожа буква «пэ»? - А я ещё хочу сказать, что буква «пэ» похожа на Турник. - Не верите? Буква «пэ» в спортивном зале перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись – подойди и подтянись! - Вот видите, ребята, какая уникальная буква «пэ». - Поэтому давайте продолжать с ней знакомиться. - Как вы думаете это печатная буква или письменная? - Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква? - Проверим, верны ли ваши предположения. Физкультминутка Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (встали на носочки) Нахождение в пословицах буквы «пэ» - Обратимся к учебнику на стр.79-ой. - О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем. Найдите пословицы под синей точкой. (Читаем по одной пословице один ученик) Хороший плотник и в поле работник. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - Следующая пословица. При хорошем плотнике у плохого руки трясутся - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - И последнюю пословицу прочитает… Плотника (человека) не шуба греет, а топор. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - Назовите тему пословиц. - Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему? - Сколько же раз буква «пэ» встретилась вам в данных пословицах? - Поднимите, кто нашёл все буквы «пэ». - Итак, с печатной буквой мы познакомились, подскажите мне, пожалуйста, что мы дальше будем с вами делать, чему должны научиться? Работа в прописях (стр. 3) - Ребята, откройте, пожалуйста, прописи на стр. 3-ей. - Кого вы видите в верхней части страницы? - Почему именно его нам нарисовали? - Зачем нужна специальность «повар»? Чем они могут заниматься? - Перед уходом повар очень хочет научить вас правильно писать элементы буквы «пэ». Пальчиковая физкультминутка Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик). Этот пальчик – слабенький (безымянный). Этот пальчик – длинненький (средний). Этот пальчик – сильненький (указательный). Этот пальчик – большачок (большой). А все вместе кулачок (сжимаем кулачок). - Рассмотрите образцы. - Строчная буква «пэ» состоит из двух элементов: - первый элемент плавная наклонная короткая линия - второй элемент наклонная с закруглением внизу вправо - Постарайтесь сами, без моей помощи, следуя за стрелочками, написать элементы строчной буквы «пэ». - Обратите внимание на направление стрелочек. (на доске буква «пэ» со стрелочками) - Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо правильно писать букву «пэ» Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх, вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, вправо до середины рабочей строки. - Теперь напишите по образцу строчную букву «пэ». Сначала обведите её, затем пропишите до конца рабочий строки самостоятельно. - Мы научились писать букву «пэ», а что мы можем сложить из букв? - Верно, давайте научимся читать слоги с буквой «пэ». Чтение слогов - Откройте, пожалуйста, закладку на стр. 79-ой. - Давайте прочитаем данные слоги по цепочке. - Попробуйте придумать слова, начинающиеся с этих слогов. - Слоги вы читаете хорошо, а теперь посмотрим, сможете ли вы их правильно и аккуратно написать. Написание слогов с буквой «пэ» - Обратимся к прописям на стр. 3-ей. - Какое соединение в слоге «ПА»? - Напишите данный слог по образцу. - Какое соединение в слоге «ПЫ»? - Напишите данный слог по образцу. - Какое соединение в слоге «ПУ»? - Напишите данный слог по образцу. - А что мы можем сложить из слогов? Работа со словами - Под табличками помещены 2 столбика слов. - Прочитайте, пожалуйста, слова связанные с профессией человека. - Что их объединяет? - Какие ещё профессии вы знаете? - Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос «что делает?» - Какое слово у нас осталось? - Сколько в этом слове слогов? - Почему в нём два слога? - Какое мы знаем правило? Написание слов с буквой «пэ» - Ребята, вы молодцы, уже умеете читать слова с буквой «пэ». - А писать умеете слова? - Сейчас мы этому будем учиться. - Откройте, пожалуйста, прописи на стр. 3-ей. - В слове «пила» какое соединение у букв «п» и «и»? - «И» и «Л»? - «Л» и «А»? - Запишите данное слово самостоятельно справа от образца. - В слове «пела» какое соединение у букв «п» и «е»? - «Е» и «л»? - «Л» и «а»? - Запишите данное слово самостоятельно. Работа с текстом (стр. 80) - А что мы можем составлять из слов? - Ребята, откройте учебник на стр. 80-ой. - Найдите текст в самом верху. - Прочитайте данный текст жужжащим чтением и ответьте на вопрос, сколько в нём предложений? - Давайте проверим. - Прочитаем первое предложение. - Сколько в нём слов? - Прочитаем второе предложение. - Сколько в нём слов? - Прочитаем третье предложение. - Сколько в нём слов? - Прочитаем четвёртое предложение. - Сколько в нём слов? - Прочитаем пятое предложение. - Сколько в нём слов? - Прочитаем шестое предложение. - Сколько в нём слов? - Ребята, автор озаглавил данный текст «скоро конкурс». Соответствует ли название тому, о чём говорится в тексте? - Как бы вы озаглавили текст? - А теперь я хочу проверить, как внимательно вы читали данный текст. - Обратите внимание, чуть ниже текста вам даны иллюстрации и незаконченные предложения. Предлагаю вам закончить эти предложения. - Читаем первое предложение. - Что нарисовал Павел? - Смотрите на иллюстрации и находите подходящую картинку, которая поможет вам закончить предложение. - Какое предложение получилось? - Читаем второе незаконченное предложение. - Закончите предложение. Что рисовала Вера? - Читаем третье незаконченное предложение. - Закончите предложение. - Читаем последнее незаконченное предложение. - Что нарисовал Виктор? Работа с предложением в прописи на стр. 3-ей - Ребята, в прописях нам тоже даны незаконченные предложения. - Предлагаю вам их закончить. - Прочитайте первое незаконченное предложение, теперь второе. - Какое слово пропущено в первом предложении? - Какое предложение получилось? - Допишите пропущенное слово на месте точек. - Какое слово пропущено во втором предложении? - Какое предложение получилось? - Допишите пропущенное слово на месте точек. - У нас остались ещё 2 предложения. - Прочитайте первое предложение. - На месте точек, какое слово вам необходимо дописать: папа или повар? Посмотрите на количество точек. - Запишите слово «повар» на месте точек. - Прочитайте последнее предложение. - На месте точек, какое слово вам необходимо дописать: папа или пилот? Посмотрите на количество точек. - Запишите слово «пилот» на месте точек. Вывод по теме урока - С какой же буквой мы сегодня познакомились? - Какие звуки обозначает буква «пэ»? - Какие это звуки? Гласные или согласные? - Это звуки звонкие или глухие? - Звук [п] – твёрдый или мягкий? - Звук [п’] – твёрдый или мягкий? - Что мы делали для того, чтобы научиться писать и читать букву «пэ»? | - Плотник - Плотник делает мебель, окна, двери - Молоток, гвозди, пила, рубанок и др. - Т.к. буква «и» обозначает мягкость предшествующего согласного звука [н’] - Данные слова состоят из двух слогов - В слове «плотник» звук [п] твёрдый, а в слове «пила» звук [п’] мягкий - В слове «пила» ударение падает на 2-ой слог, а в сове «плотник» - на 1-ый слог - Буквой «пэ» - На качели, ворота, на мальчика, поваров - Печатная - Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник – он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду. - Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит. - Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз. - Пословицы о труде - 8 букв «пэ» - Научиться писать букву «пэ» - Повар - Так как в этом слове встречается буква «пэ» - Что бы готовить кушать, печь торты... - Слоги - Пе, па, пи, пы, пу, по - Пенал, панда, пила, пыль, пузырь, пол - Нижнее - Верхнее - Верхнее - Слова - Плотник, повар, пилот, капитан - Во всех словах встречается буква «пэ» - Пилит - Пила - 2 слога - Сколько в слове гласных – столько и слогов - Нет - Верхнее - Нижнее - Нижнее - Верхнее - Нижнее - Нижнее - Предложения, текст - 6 предложений - 6 - 3 - 3 - 2 - 4 - 4 - Да - Конкурс рисунков - У Павла… - У Павла трактор - У Веры… - У Веры кукла - У Полины… - У Полины астры - У Виктора… - У Виктора кран - Аккуратные - Пила - Лена пила сок - Пела - Вера пела песни - У Веры папа повар - Повар - Пилот - С буквой «пэ» - [п], [п’] - Согласные звуки - Глухие - Твёрдый - Мягкий 1. Мы характеризовали звуки; 2. Читали слоги, слова, предложения; 3. Находили в тексте слова с буквой «пэ»; 4. Работали с иллюстрацией, с моделью слова; 5. Писали букву «пэ», а также слоги, слова и предложения с ней. |