Тема: Орнамент из листьев.
Цель: формировать представление об орнаменте, их разнообразии, способствовать умению различать особенности орнамента; развивать наблюдательность, умение сравнивать; прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Тип урока:
Открытие новых знаний.
Использованные методы:
-словесные (беседа, объяснение);
-наглядные (демонстрация готовых изделий – композиции из листьев, фотографий и иллюстраций);
-практические: практическая самостоятельная работа.
Оборудование:
У учителя: засушенные листья различной формы, окраски и размера; лист картона ;образцы композиций из засушенных листьев; клей ПВА;
У учащихся: засушенные листья; подкладная клеёнка; картон;; кисточка в подставке; клей ПВА.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, какое у нас сейчас время года?
- Какие свойства осени вы знаете?
-Чем вы занимались на прошлом уроке? Что делали?
-Что мы использовали на прошлом уроке для создания аппликации?
-Сегодня мы с вами тоже будем работать с листьями
-Посмотрите на слайд. - Рассмотрите композиции.
-Знаете ли вы, что это такое? -Из чего создан образец?
- Что вы заметили общего в создании аппликации? В чем их отличие от выполненных на прошлом уроке?- Как они расположены?
- Знаете ли вы как называется такой узор, в котором повторяются элементы?
Освоение новых знаний и способов действий.
- На представленных композициях узор повторяется. Такой повторяющийся узор называется орнаментом. Орнамент- узор, основанный на повторе и чередовании элементов. То есть это повторяющийся узор. Латинское слово «орнамент» в переводе на русский обозначает украшение.
Найдите орнамент среди представленных композиций (слайд). Орнаментом украшают различные предметы (посуду, технику, мебель и т.д.), (демонстрация картинок предметов с различными узорами)
- Орнаменты бывают разных видов. (демонстрация видов орнаментов с объяснением)
Геометрический орнамент – состоит из точек, линий и различных геометрических фигур: овал, круг, ромб, треугольник.
Растительный орнамент – состоит из листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент – состоит из фигур разных реальных и фантастических животных.
- Орнамент может быть расположен в полосе, в круге, в квадрате.
- Узор может быть расположен не только в центре, но и по краю.
- Элементами орнамента могут быть точки, линии, геометрические фигуры, растения, животные.
Физкультминутка
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал. И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
4.Закрепление знаний и способов действий (практическая работа).
- Сегодня я предлагаю вам, следуя правилам выполнения орнамента, создать элемент орнаментального узора из засушенных листьев для платка.
- Какие материалы нам понадобятся для работы? Какие листочки подойдут для такой композиции? Составьте свою композицию из тех же деталей. Какие инструменты понадобятся нам для работы?
-А что же мы забыли проговорить? Кто знает?
Правильно, ребята, это техника безопасности!
-Нам нужно вспомнить, как нужно обращаться с опасным инструментом, что это за инструмент?
Правильно, ребята, ножницы надо держать кольцами вперед, возьмите ножницы и покажите, как нужно правильно держать их. Молодцы, ребята! А как нужно обращаться с клеем?
Организует планирование предстоящей работы.
Предлагает по рисункам рассказать о последовательности работы над композицией. В процессе изучения инструкции демонстрирует приемы нахождения центра, нанесения клея на детали.
Выставка и анализ работ.
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было трудным?