Тема урока: Знакомство с приёмом наложения. Понимание выражения «столько-сколько».
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить с приёмом наложения.
Образовательные: познакомить с понятием: «столько-сколько», «поровну», «больше-меньше», «один-много». Умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение называть основные цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Коррекционные: развивать внимание, память, речь учащихся, мелкую и общую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, коммуникативность.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Надо многое узнать,
Интересное познать.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи
И успешности в придачу.
- Давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбка помогает в любом деле.
- Какие качества мы должны взять с собой на урок?
Ученики: Сообразительность, смекалку, внимание, дружбу, старание…..
2. Постановка цели и задачи урока.
Учитель: Сегодня 13 февраля. День недели среда. Урок математики.
Учитель: повтори Дима, какое сегодня число? (13 февраля)
Учитель: повтори Сережа, какой день недели? (среда)
Сегодня на уроке мы познакомимся с приёмом наложения. Понимание выражения «столько-сколько», «поровну», «один-много».
Цель урока: научимся приёму наложения, используя выражение «столько-сколько», «поровну», «один-много».
3.Актуализация знаний.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску, что вы видите?
Ученики: Круг, квадрат, треугольник.
Учитель: Назовём их одним словом. Что это?
Ученики: это геометрические фигуры.
Учитель: Какого цвета круг, квадрат, треугольник?
Учитель: Внимательно посмотрите, запомните последовательность, геометрических фигур, в каком порядке они расставлены.
Теперь выложите такую же цепочку из своего геометрического материала.
(Индивидуальная работа по составлению геометрического материала в логическую цепочку)
Учитель: Дима, какого цвета у тебя круг, квадрат, треугольник? (опрос детей).
Учитель: Хлопните в ладоши столько раз, сколько у вас кругов (один раз).
Учитель: Сергей, сколько раз ты хлопнул в ладоши? ( один)
Учитель: Постучите по парте столько раз, сколько у вас квадратов (один раз)
Учитель: Дима, сколько раз ты постучал по парте? (один)
Учитель: Поднимите столько рук, сколько у вас треугольников (один раз)
Учитель: Дима, сколько рук ты поднял (одну) сколько у тебя треугольников? (один)
Учитель: Похлопайте в ладоши много раз, сколько раз похлопали?
Учитель: Илья, сколько раз ты похлопал?
Учитель: Постучите по парте много раз, сколько раз вы постучали?
Учитель: Повторим хором, много раз.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Ребята, посмотрите, кто сидит на стуле?
Ученик: зайчик!
Учитель: зайчик, к нам пришел не один. Он пришел с друзьями. (Выкладываю на доску пять зайчиков.)
-Сколько зайчиков вы видите?
Ученики: много.
Учитель: правильно, много зайчиков.
- А давайте наших гостей угостим. Что любят зайцы?
Ученики: морковь.
Учитель: Правильно ребята.
(Накладываемый предмет должен быть меньше статичного).
Учитель: Зайцев много, а морковка одна, дети повторите (спрашиваем двух, трех детей). Дадим каждому морковку. И этому дадим морковку.
-Поровну ли теперь зайцев и морковок. Зайцев столько же, сколько и морковок. Морковок столько же, сколько и зайцев. Их поровну.
Убираем справа налево (с последнего зайчика).
Задаем вопрос:
Учитель: Что можно сказать о количестве зайцев и морковок? Поровну ли теперь зайцев и морковок?
- Чего больше зайцев или морковок?
Ученики: Зайцев.
Учитель: Правильно зайцев больше, зайцы лишние, морковок меньше морковок не хватает.
Учитель: На сколько меньше, как узнали?
Ученики: морковок на одну меньше, потому что одну морковку заяц съел.
Учитель: А, где живут зайцы?
Ученики: В лесу
Учитель: Представьте, что мы в лесу, вокруг много снега
Физминутка:
Мы пришли в зимний лес (шагаем)
Сколько здесь вокруг чудес (развести руками)
Справа березка в шубе стоит (показать)
Слева ёлка на нас глядит, (показать)
Снежинки в небе кружатся (фонарики)
И тихо на землю ложатся (присесть)
Вот и зайка проскакал (прыгают как зайчики)
В гости к белке прибежал
Учитель: Давайте зайца пригласим поиграть с нами за столом.
(Вторя часть занятия. Самостоятельная часть работы с раздаточным материалом).
Загадка о белочке: Кто по ёлкам ловко скачет.
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы?
Ученики: Белочка.
Учитель: правильно это белочка.
Работа с раздаточным материалом на закрепление пройденного материала, совместная работа с учителем. (учитель на фланелеграфе, дети самостоятельно на своих местах)
Учитель: Дети возьмите карточку, положите перед собой подвиньте поднос. Послушайте задание. (Учим детей брать правой рукой и раскладывать слева на право.)
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Поднимите правую руку, а теперь поднимите левую руку, положите на красную ориентировочную полоску, а правой рукой берем по одному орешку и накладываем на каждую белку.
Учитель: Угощаем каждую белочку одним орешком, ещё одной, ещё одной.
Игра «Угостим белок орешками».
(Начинаем сравнивать).
- Сколько белок? - много.
- Сколько орешков? – много.
- Белок и орешков – поровну.
-Одна белка съела один орешек, уберите один орешек.
- Чего больше белок или орехов?
Ученики: Белок больше. Орехов меньше.
Учитель: Правильно белок больше, орехов меньше, орехов не хватает.
Учитель: Белке очень понравилось, как мы угостили её друзей.
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?
- Достигли мы целей? Почему вы считаете, что мы достигли целей?
- С каким приёмом познакомились?
- С приёмом наложения.
-Сегодня на уроке хорошо работали….
- Оцените свою работу с помощью светофорчиков. Вспомним, какие цвета у светофора: красный, жёлтый, зелёный. Урок окончен. Всем
спасибо.
