Живой мир
Класс 5
Карасева О.А
Дата ____________
Тема "Горючие полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф"
Цель: раскрыть свойства горючих полезных ископаемых и их значение в жизни человека;
Задачи:
1. Формировать представление учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;
2. развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы;
3. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе и бережному отношению к источниками ресурсов человечества.
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Что человек использует для строительства?
- Каким общим понятием можно объединить эти слова? Что это? (полезные ископаемые)
-Что такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности)
-Почему их так назвали «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?
-А где – железные и алюминиевые руды? (при изготовлении деталей и предметов из железа или алюминия)
III.Изучение новой темы.
- Мы продолжаем изучать полезные ископаемые.
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того чтобы вспомнить как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
Презентация.
(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке побываете геологами. Вам предстоит самостоятельно исследовать некоторые свойства полезных ископаемых и записать их в таблицу:
НАЗВАНИЕ, СОСТОЯНИЕ, ЦВЕТ, СВОЙСТВО, ПРИМЕНЕНИЕ.
- Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.
Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих.
Назовем их, отгадав загадки.
Коррекционное задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ) – показать образец, заполнить таблицу.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть) - показать образец, заполнить таблицу.
3. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф) - показать образец, заполнить таблицу.
4.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь). - показать образец, заполнить таблицу.
- Какое общее свойство есть у нефти, газа, угля и торфа? (горят)
- Какое общее применение у них? (топливо)
IV.Закрепление.
Фронтальный опрос
Стр. 57-59 ответить на вопросы.1 -7 вопрос.
Работа с учебником.
Чтение рамки. стр. 59
V. Домашнее задание.
Вставить пропущенные слова. Запомнить правила пользования газом.
Нельзя оставлять включённой ________________________________________.
Это может привести к ______________________________.
Если человек почувствовал запах газа, надо: выключить __________________________, быстро открыть ________________________ и скорее бежать на __________________________.
Ни в коем случае нельзя зажигать ____________________ и включать ___________________________________.
VI. Итог урока.
- Какие горючие полезные ископаемые вы знаете?
НАЗВАНИЕ | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | СВОЙСТВО | ПРИМЕНЕНИЕ |
Нефть | | | | |
Каменный уголь | | | | |
Природный газ | | | | |
Торф | | | | |
НАЗВАНИЕ | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | СВОЙСТВО | ПРИМЕНЕНИЕ |
Нефть | | | | |
Каменный уголь | | | | |
Природный газ | | | | |
Торф | | | | |
НАЗВАНИЕ | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | СВОЙСТВО | ПРИМЕНЕНИЕ |
Нефть | | | | |
Каменный уголь | | | | |
Природный газ | | | | |
Торф | | | | |
НАЗВАНИЕ | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | СВОЙСТВО | ПРИМЕНЕНИЕ |
Нефть | | | | |
Каменный уголь | | | | |
Природный газ | | | | |
Торф | | | | |
НАЗВАНИЕ | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | СВОЙСТВО | ПРИМЕНЕНИЕ |
Нефть | | | | |
Каменный уголь | | | | |
Природный газ | | | | |
Торф | | | | |