Приветствие
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, и поднимется настроение.
Ассоциации
– Ребята, скажите, с чем у вас ассоциируется первый снег?
(ответы)
– Сегодня мы будем говорить о чувствах, мыслях, настроениях, которые рождаются у писателей, художников при виде первого снега.
– Многие художники писали картины о зиме, о первом снеге. Некоторые из них вы видите на слайде
2 СЛАЙДА
– Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели не остались равнодушными к этому явлению природы. С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.
Объявление темы. Запись в рабочие карты
– Сегодня мы будем писать изложение по тексту Паустовского «Первый снег». Впереди у нас два урока. На первом уроке готовимся к написанию данного изложения, на втором пишем его. У вас на столах лежат рабочие карты. В течение урока мы будем работать с ними.
– Внимание на экран
СЛАЙД
Записываем в рабочие карты число (Второе февраля). Классная работа. Тему урока
– Ребята, скажите, что нужно сделать, чтобы написать изложение?
(прочитать текст, определить его тему, понять идею, поработать со средствами выразительности, пересказать, записать план)
Знакомство с текстом
– Приступим к работе над текстом. Найдите упр. 375 на странице 168 ваших учебников
– Ребята, я прочитаю вам этот рассказ, а вы постарайтесь представить то, что в нем описано.
(включить ВИДЕО с музыкой «Мелодия слёз»)
Беседа
– Ребята, все ли слова из текста вам понятны?
(ответы)
– Сад в тексте назван «глумливым». Как вы думаете, каково значение данного слова?
(предположения)
– Посмотрите на слайд
СЛАЙД
Перед вами значение слова из толкового словаря Ушакова:
ГЛУМЛИ́ВЫЙ – содержащий в себе издевательство, насмешку, шутовскоʹй. Глумливые речи.
– Чтобы написать изложение, нужно знать его тему. Давайте вспомним, что такое тема текста?
Тема – это то, о чем текст, о чем в нем говорится
– Какова же тема нашего текста?
Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег»
– Также вспомните, что такое идея, т.е. основная мысль текста?
Это то, что хочет сказать нам автор, то, чему он хочет нас научить
– Попробуйте сформулировать основную мысль текста Паустовского?
Автор показал красоту и загадочность зимней ночи; прекрасное преображение земли после выпавшего снега. Автор говорит нам, читателям: «Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой». Автор учит видеть необычное в обычном.
– Как вы считаете, к какому типу речи относится этот текст? А может быть он здесь не один?
Основной тип речи – повествование, так как одна картина действий сменяет другую.
Но здесь есть и описание места происходящего, предметов, животных, птиц, описание состояния людей.
– Верно. Перед нами повествование с элементами описания.
План
– Теперь давайте составим план вашего будущего изложения.
План вы будете писать в своих рабочих картах. Как видите, левый столбик обозначен словом «План» и ниже идут цифры.
– На сколько частей мы можем разбить данный текст?
(на четыре части)
– Прочитайте ПЕРВУЮ часть вслух (первый абзац). О чем в ней говорится?
В первой части говорится о странном ощущении, которое испытал автор
– Как мы можем назвать эту часть?
(ответы ребят)
– А можно назвать словами из текста – «Странное ощущение». Как вам такой вариант?
Давайте запишем в рабочие карты ПЕРВЫЙ пункт плана: «Странное ощущение»
СЛАЙД
– Переходим ко ВТОРОЙ части текста. Прочитаем её вслух (до слов «желтоватый круг»). О чем в ней говорится?
Во второй части говорится о том, что увидел автор в окно
– Какой фразой из данного абзаца мы можем назвать эту часть?
«Все было снежно и безмолвно»
– Запишем в рабочую карту ВТОРОЙ пункт плана: «Всё было снежно и безмолвно»
СЛАЙД
– Прочитаем ТРЕТЬЮ часть текста. О чем она?
В ней говорится о том, что в сад прилетела птица.
– Как мы назовём эту часть?
«Птица на ветке клёна»
– Запишем в рабочую карту ТРЕТИЙ пункт плана: «Птица на ветке клёна» СЛАЙД
– Хорошо, переходим к последней, ЧЕТВЁРТОЙ части нашего текста. Прочитаем её вслух. О чем в ней говорится?
В четвёртой части говорится о том, что подумал автор.
– Как мы назовём эту часть в плане?
(ответы)
– Я предлагаю не отступать от предыдущих пунктов и обозначить данную часть словами из самого текста: «Земля была нарядная». Запишем последний пункт плана в наши карты
СЛАЙД
– Четвертая часть очень маленькая, состоит из одного предложения, но в ней использовано очень необычное и красивое сравнение: нарядная земля, преобразившаяся от выпавшего снега, сравнивается с застенчивой невестой.
Ключевые слова
– Правый столбик в ваших рабочих картах обозначен словосочетанием «Ключевые слова». К каждому пункту нашего плана будем выписывать ключевые слова из текста.
– Как вы понимаете, что такое ключевые слова?
Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Такие слова и называются ключевыми. Без них будет неясен смысл текста.
– Теперь выпишем ключевые слова из первой части текста. Итак, что мы будем выписывать? (3-4 слова)
Странное ощущение; оглох во сне; необыкновенная, «мертвая» тишина; умер дождь, ветер, сад; посапывает кот.
– Посмотрите на слайд.
СЛАЙД
Перед вами то, что должно в итоге получиться по нашему первому пункту. Прочитаем. Если у кого-то не хватает каких-либо слов, то добавьте их себе.
– По аналогии с первым пунктом выпишите ключевые слова из второй части. Что мы из неё возьмем? (3-4 слова)
Белый и ровный свет; всё было снежно и безмолвно; туманное небо; одинокая луна
– А теперь посмотрите на слайд
СЛАЙД
Вот примерно то, что должно быть у каждого. Прочитаем записи на СЛАЙДЕ. Дополните свои колонки недостающими словами.
– Выпишите ключевые слова из третьей части текста. Что вы из нее выберете? (читают)
– Перед вами слайд
СЛАЙД
Посмотрите на данные словосочетания и дополните свою колонку
Большая серая птица; ветка качнулась, снег посыпался; стеклянный дождь; всё стихло.
– Какие ключевые слова мы выпишем из последней части?
Земля нарядная, застенчивая невеста
(СЛАЙД)
– Ребята, скажите, а каков стиль нашего текста и почему?
Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, чувствах, о своём отношении к окружающему.
Реставрация текста
– А сейчас мы будем выполнять очень интересное задание, которое называется «Реставрация текста». Работа будет проводиться по рядам в парах.
У вас на партах лежат части текста Паустовского с пропущенными словами. Ваша задача – восстановить эти пропуски.
Каждому ряду достаётся определенная часть: первая – первому, вторая – второму и третья – третьему. Учебники при этом у всех закрыты!
(на выполнение задания две минуты)
– Итак, я попрошу выйти с каждого ряда по одному человеку вместе с получившимися текстами. Вы по очереди зачитываете ваши фрагменты. Все остальные ребята внимательно слушают.
(ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СЛАЙДЫ С ОТВЕТАМИ 1,2,3)
– Спасибо, ребята. Скажите, а какого предложения не хватает в нашей работе?
Последнего предложения текста, четвертого пункта плана.
– Верно, оно перед вами на экране (СЛАЙД). Еще раз посмотрите на него.
Орфографическая работа
– У вас в рабочих картах есть пункт, который называется «Кладовая подсказок». Как вы видите, там в два столбика слова с пропусками.
Нам нужно вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. Данные слова пригодятся вам при написании изложения.
Сначала поработаем с левым столбиком. Один человек пойдет работать у доски, все остальные работают вместе с нами на местах в своих картах.
Слова написаны на обратной стороне доски ЗАРАНЕЕ!
– Сначала ставим в слове ударение, выделяем корень, подбираем проверочное слово (устно!), вставляем и подчеркиваем букву:
зак..чалась (ударение, корень «кач», проверочное слово «качка»)
пок..залась (ударение, корень –каз-, проверочное «кажется»)
ул..тела (ударение, корень «лёт», проверочное «полёт»)
ст..клянный (ударение, корень «стекл», проверочное «стёкла»)
перел..вался (ударение, корень «ли», проверочное «лить»)
ст..яла (ударение, корень «сто», проверочное «стоя»)
– Посмотрите на второй столбик в ваших картах. В нем также потерялись буквы, самостоятельно верните их на место, используя текст изложения.
необыкнове..ая
стекля..ый
застенч..вая
прислуш..вался
посап..вает
(через минуту СЛАЙД с выделенными буквами)
– Посмотрите на экран. Перед вами то, что должно было получиться.
– Можете ли вы объяснить правописание слов из второго столбика?
(нет)
– Действительно, на данном этапе вы не можете этого сделать, так как вам еще не знакомы многие правила.
– Как вы думаете, по какому принципу я распределила слова на два столбика?
(с проверяемыми и непроверяемые орфограммами)
Синтаксис
– Ребята, у вас в рабочих картах есть еще один пункт, который называется «В стране синтаксиса». Вспомните, что такое синтаксис? Что он изучает?
Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
– В этом пункте на картах есть предложение. Прочитайте его:
СЛАЙД
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и вокруг нее переливался желтоватый круг.
– Скажите, всё ли в нем правильно или чего-то не хватает?
– Выделите и назовите грамматические основы
Называют основы: это сложное предложение, состоит из двух простых. Грамматическая основа первой части «луна стояла», второй – «круг переливался»
СЛАЙД с ГО
– Сделайте вывод о знаках препинания
Простые предложения в составе сложного на письме разделяются запятой
СЛАЙД с выделенными ГО и запятой перед союзом
– Посмотрите на экран. В тексте есть предложения со словами-сигналами «что», «как». Перед данными словами-сигналами мы ставим запятую.
СЛАЙД
Мне показалось, что я оглох во сне.
Было слышно, как посапывает во сне кот.
Выразительные средства
– Картины, описанные автором, красочные. Как вы думаете, что придаёт тексту красочность?
Употребление слов в переносном значении, использование различных средств выразительности.
– Давайте поговорим о выразительно-изобразительных средствах. Начнем с олицетворений. Вспомните, что такое олицетворение?
Наделение неодушевленных предметов, явлений признаками и свойствами человека.
– Найдите в тексте примеры олицетворений
Умер дождь, умер ветер, умер сад; одинокая луна; земля была нарядная
СЛАЙД
– Вспомните, что такое метафора?
Употребление существительного в переносном значении
– Найдите в тексте Паустовского метафоры?
Стеклянный дождь (дождь из стекла)
СЛАЙД
– Текст насыщен эпитетами. С данным понятием вы хорошо знакомы. Что это такое?
Эпитет – это образное определение, прилагательное в переносном значении
– Ребята, а вы какие бы эпитеты использовали для описания первого снега? Поделитесь своими идеями. Каким может быть первый снег?
(ответы ребят)
– А теперь приведите примеры эпитетов из нашего текста (3-4)
Странное ощущение, необыкновенная тишина, мёртвая тишина, одинокая луна; застенчивая невеста; сад глумливый; свет белый и ровный; в небе туманном; высота головокружительная; луна одинокая; круг желтоватый СЛАЙД
– Немало в тексте и сравнений. Что такое сравнение?
Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается с помощью таких слов: как, будто, словно, точно, похоже
– Найдите в тексте сравнения
Снег всё сыпался, как стеклянный дождь; земля… похожая на застенчивую невесту
СЛАЙД
Рефлексия
– Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чему научились?
– Над чем вас заставил задуматься урок?
– Ребята, я благодарю вас за столь замечательное, насыщенное занятие. Надеюсь, урок окажется для вас плодотворным, и вы напишете отличные изложения.
СЛАЙД
Также хотелось бы сказать огромное спасибо за внимание присутствующим на нашем сегодняшнем уроке гостям!