СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Подготовка к изложению по К.Г. Паустовскому "Первый снег"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по подготовке к подробному изложению (по тексту К. Паустовского "Первый снег")

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Подготовка к изложению по К.Г. Паустовскому "Первый снег"»

  1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, и поднимется настроение.

  1. Ассоциации

Ребята, скажите, с чем у вас ассоциируется первый снег?

(ответы)

Сегодня мы будем говорить о чувствах, мыслях, настроениях, которые рождаются у писателей, художников при виде первого снега.

Многие художники писали картины о зиме, о первом снеге. Некоторые из них вы видите на слайде

2 СЛАЙДА

Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели не остались равнодушными к этому явлению природы. С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.

  1. Объявление темы. Запись в рабочие карты

– Сегодня мы будем писать изложение по тексту Паустовского «Первый снег». Впереди у нас два урока. На первом уроке готовимся к написанию данного изложения, на втором пишем его. У вас на столах лежат рабочие карты. В течение урока мы будем работать с ними.

Внимание на экран

СЛАЙД

Записываем в рабочие карты число (Второе февраля). Классная работа. Тему урока

Ребята, скажите, что нужно сделать, чтобы написать изложение?

(прочитать текст, определить его тему, понять идею, поработать со средствами выразительности, пересказать, записать план)

  1. Знакомство с текстом

Приступим к работе над текстом. Найдите упр. 375 на странице 168 ваших учебников

Ребята, я прочитаю вам этот рассказ, а вы постарайтесь представить то, что в нем описано.

(включить ВИДЕО с музыкой «Мелодия слёз»)

  1. Беседа

Ребята, все ли слова из текста вам понятны?

(ответы)

Сад в тексте назван «глумливым». Как вы думаете, каково значение данного слова?

(предположения)

Посмотрите на слайд

СЛАЙД

Перед вами значение слова из толкового словаря Ушакова:

ГЛУМЛИ́ВЫЙ – содержащий в себе издевательство, насмешку, шутовскоʹй. Глумливые речи.

Чтобы написать изложение, нужно знать его тему. Давайте вспомним, что такое тема текста?

Тема – это то, о чем текст, о чем в нем говорится

Какова же тема нашего текста?

Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег»

Также вспомните, что такое идея, т.е. основная мысль текста?

Это то, что хочет сказать нам автор, то, чему он хочет нас научить

Попробуйте сформулировать основную мысль текста Паустовского?

Автор показал красоту и загадочность зимней ночи; прекрасное преображение земли после выпавшего снега. Автор говорит нам, читателям: «Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой». Автор учит видеть необычное в обычном.

Как вы считаете, к какому типу речи относится этот текст? А может быть он здесь не один?

Основной тип речи – повествование, так как одна картина действий сменяет другую.

Но здесь есть и описание места происходящего, предметов, животных, птиц, описание состояния людей.

Верно. Перед нами повествование с элементами описания.

  1. План



Теперь давайте составим план вашего будущего изложения.

План вы будете писать в своих рабочих картах. Как видите, левый столбик обозначен словом «План» и ниже идут цифры.

На сколько частей мы можем разбить данный текст?

(на четыре части)

Прочитайте ПЕРВУЮ часть вслух (первый абзац). О чем в ней говорится?

В первой части говорится о странном ощущении, которое испытал автор

Как мы можем назвать эту часть?

(ответы ребят)

А можно назвать словами из текста – «Странное ощущение». Как вам такой вариант?

Давайте запишем в рабочие карты ПЕРВЫЙ пункт плана: «Странное ощущение»

СЛАЙД

Переходим ко ВТОРОЙ части текста. Прочитаем её вслух (до слов «желтоватый круг»). О чем в ней говорится?

Во второй части говорится о том, что увидел автор в окно

Какой фразой из данного абзаца мы можем назвать эту часть?

«Все было снежно и безмолвно»

Запишем в рабочую карту ВТОРОЙ пункт плана: «Всё было снежно и безмолвно»

СЛАЙД

Прочитаем ТРЕТЬЮ часть текста. О чем она?

В ней говорится о том, что в сад прилетела птица.

Как мы назовём эту часть?

«Птица на ветке клёна»

Запишем в рабочую карту ТРЕТИЙ пункт плана: «Птица на ветке клёна» СЛАЙД

Хорошо, переходим к последней, ЧЕТВЁРТОЙ части нашего текста. Прочитаем её вслух. О чем в ней говорится?

В четвёртой части говорится о том, что подумал автор.

Как мы назовём эту часть в плане?

(ответы)

Я предлагаю не отступать от предыдущих пунктов и обозначить данную часть словами из самого текста: «Земля была нарядная». Запишем последний пункт плана в наши карты

СЛАЙД

Четвертая часть очень маленькая, состоит из одного предложения, но в ней использовано очень необычное и красивое сравнение: нарядная земля, преобразившаяся от выпавшего снега, сравнивается с застенчивой невестой.

  1. Ключевые слова



Правый столбик в ваших рабочих картах обозначен словосочетанием «Ключевые слова». К каждому пункту нашего плана будем выписывать ключевые слова из текста.

Как вы понимаете, что такое ключевые слова?

Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Такие слова и называются ключевыми. Без них будет неясен смысл текста.

Теперь выпишем ключевые слова из первой части текста. Итак, что мы будем выписывать? (3-4 слова)

Странное ощущение; оглох во сне; необыкновенная, «мертвая» тишина; умер дождь, ветер, сад; посапывает кот.

Посмотрите на слайд.

СЛАЙД

Перед вами то, что должно в итоге получиться по нашему первому пункту. Прочитаем. Если у кого-то не хватает каких-либо слов, то добавьте их себе.

По аналогии с первым пунктом выпишите ключевые слова из второй части. Что мы из неё возьмем? (3-4 слова)

Белый и ровный свет; всё было снежно и безмолвно; туманное небо; одинокая луна

А теперь посмотрите на слайд

СЛАЙД

Вот примерно то, что должно быть у каждого. Прочитаем записи на СЛАЙДЕ. Дополните свои колонки недостающими словами.

Выпишите ключевые слова из третьей части текста. Что вы из нее выберете? (читают)

Перед вами слайд

СЛАЙД

Посмотрите на данные словосочетания и дополните свою колонку

Большая серая птица; ветка качнулась, снег посыпался; стеклянный дождь; всё стихло.

Какие ключевые слова мы выпишем из последней части?

Земля нарядная, застенчивая невеста

(СЛАЙД)

Ребята, скажите, а каков стиль нашего текста и почему?

Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, чувствах, о своём отношении к окружающему.

  1. Реставрация текста



А сейчас мы будем выполнять очень интересное задание, которое называется «Реставрация текста». Работа будет проводиться по рядам в парах.

У вас на партах лежат части текста Паустовского с пропущенными словами. Ваша задача – восстановить эти пропуски.

Каждому ряду достаётся определенная часть: первая – первому, вторая – второму и третья – третьему. Учебники при этом у всех закрыты!

(на выполнение задания две минуты)

Итак, я попрошу выйти с каждого ряда по одному человеку вместе с получившимися текстами. Вы по очереди зачитываете ваши фрагменты. Все остальные ребята внимательно слушают.

(ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СЛАЙДЫ С ОТВЕТАМИ 1,2,3)

Спасибо, ребята. Скажите, а какого предложения не хватает в нашей работе?

Последнего предложения текста, четвертого пункта плана.

Верно, оно перед вами на экране (СЛАЙД). Еще раз посмотрите на него.





  1. Орфографическая работа

У вас в рабочих картах есть пункт, который называется «Кладовая подсказок». Как вы видите, там в два столбика слова с пропусками.

Нам нужно вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. Данные слова пригодятся вам при написании изложения.

Сначала поработаем с левым столбиком. Один человек пойдет работать у доски, все остальные работают вместе с нами на местах в своих картах.

Слова написаны на обратной стороне доски ЗАРАНЕЕ!

Сначала ставим в слове ударение, выделяем корень, подбираем проверочное слово (устно!), вставляем и подчеркиваем букву:

зак..чалась (ударение, корень «кач», проверочное слово «качка»)

пок..залась (ударение, корень –каз-, проверочное «кажется»)

ул..тела (ударение, корень «лёт», проверочное «полёт»)

ст..клянный (ударение, корень «стекл», проверочное «стёкла»)

перел..вался (ударение, корень «ли», проверочное «лить»)

ст..яла (ударение, корень «сто», проверочное «стоя»)

Посмотрите на второй столбик в ваших картах. В нем также потерялись буквы, самостоятельно верните их на место, используя текст изложения.

необыкнове..ая

стекля..ый

застенч..вая

прислуш..вался

посап..вает

(через минуту СЛАЙД с выделенными буквами)

Посмотрите на экран. Перед вами то, что должно было получиться.

Можете ли вы объяснить правописание слов из второго столбика?

(нет)

Действительно, на данном этапе вы не можете этого сделать, так как вам еще не знакомы многие правила.

Как вы думаете, по какому принципу я распределила слова на два столбика?

(с проверяемыми и непроверяемые орфограммами)

  1. Синтаксис



Ребята, у вас в рабочих картах есть еще один пункт, который называется «В стране синтаксиса». Вспомните, что такое синтаксис? Что он изучает?

Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

В этом пункте на картах есть предложение. Прочитайте его:

СЛАЙД

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Скажите, всё ли в нем правильно или чего-то не хватает?

Выделите и назовите грамматические основы

Называют основы: это сложное предложение, состоит из двух простых. Грамматическая основа первой части «луна стояла», второй – «круг переливался»

СЛАЙД с ГО

Сделайте вывод о знаках препинания

Простые предложения в составе сложного на письме разделяются запятой

СЛАЙД с выделенными ГО и запятой перед союзом

Посмотрите на экран. В тексте есть предложения со словами-сигналами «что», «как». Перед данными словами-сигналами мы ставим запятую.


СЛАЙД

Мне показалось, что я оглох во сне.

Было слышно, как посапывает во сне кот.



  1. Выразительные средства

Картины, описанные автором, красочные. Как вы думаете, что придаёт тексту красочность?

Употребление слов в переносном значении, использование различных средств выразительности.

Давайте поговорим о выразительно-изобразительных средствах. Начнем с олицетворений. Вспомните, что такое олицетворение?

Наделение неодушевленных предметов, явлений признаками и свойствами человека.

Найдите в тексте примеры олицетворений

Умер дождь, умер ветер, умер сад; одинокая луна; земля была нарядная

СЛАЙД

Вспомните, что такое метафора?

Употребление существительного в переносном значении

Найдите в тексте Паустовского метафоры?

Стеклянный дождь (дождь из стекла)

СЛАЙД

Текст насыщен эпитетами. С данным понятием вы хорошо знакомы. Что это такое?

Эпитет – это образное определение, прилагательное в переносном значении

Ребята, а вы какие бы эпитеты использовали для описания первого снега? Поделитесь своими идеями. Каким может быть первый снег?

(ответы ребят)

А теперь приведите примеры эпитетов из нашего текста (3-4)

Странное ощущение, необыкновенная тишина, мёртвая тишина, одинокая луна; застенчивая невеста; сад глумливый; свет белый и ровный; в небе туманном; высота головокружительная; луна одинокая; круг желтоватый СЛАЙД

Немало в тексте и сравнений. Что такое сравнение?

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается с помощью таких слов: как, будто, словно, точно, похоже

Найдите в тексте сравнения

Снег всё сыпался, как стеклянный дождь; земля… похожая на застенчивую невесту

СЛАЙД

  1. Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Над чем вас заставил задуматься урок?

Ребята, я благодарю вас за столь замечательное, насыщенное занятие. Надеюсь, урок окажется для вас плодотворным, и вы напишете отличные изложения.

СЛАЙД

Также хотелось бы сказать огромное спасибо за внимание присутствующим на нашем сегодняшнем уроке гостям!