КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению «Что такое материнская любовь?» (Задание 9.3 ОГЭ)
Составитель: Седова О. В., учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ № 1 г. Райчихинска
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3).
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой, рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, гости. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра одной притчи. (Просмотр)
2.Погружение в тему урока.
(Использование приёма «яркое пятно»: посмотри - подумай - задайся вопросом)
СИ ФИНК УАНДЕ. (Посмотри-подумай-задайся вопросом)- мыслительный прием.
- Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного. Запишите, пожалуйста, ответы на вопросы.
-Что вы видели на экране?
-Что вы думаете об увиденном?
- О чем заставляет задуматься увиденное?
(Фронтальный опрос)
-Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос, 2-й, 3-й.
- Так какую тему будем обсуждать на уроке?
- Сформулируйте тему урока, какие цели поставим перед собой?
- Значит, конечной целью что будет являться?(написание сочинения)
3. Постановка учебных задач.
- А что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать сочинение?
- Вспомните структуру сочинения-рассуждения: из скольких частей состоит?
4. Актуализация знаний (оформление рабочего листа).
РАБОТА В ГРУППАХ
- Перед вами чистые листы. Ваша задача соотнести термин и лексическое значение.
Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
-А что такое аргументы? Сколько их должно быть в экзаменационном сочинении?
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
-А вывод, по вашему мнению, для чего нужен?
Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения.
- Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для выполнения нашего задания.
-Давайте вспомним формулировку задания 9.3
- Какие требования выдвигаются? (не менее 70 слов, 2 аргумента, аккуратным разборчивым почерком, не пересказ)
- Мы познакомились с заданием 9.3. Можем приступать к работе над сочинением.
Помните, что на любом этапе работы вы можете пользоваться орфографическими словарями, чтобы предупредить появление ошибок.
5. Работа над композицией сочинения-рассуждения.
1 ТЕЗИС
- С чего начинается сочинение-рассуждение?
- В чем особенность тезиса? Что он должен из себя представлять? (Тезис должен представлять собой определение понятия.)
-Что значит дать определение слову? (Объяснить его значение. )
ТОКИН МЭТ. – «говорящее поле»-мыслительный прием, в которой каждый участник на одном листе молча записывает понятия, связанные с заданной темой, устанавливает взаимосвязи, задаёт вопросы, отвечает на поставленные вопросы и презентует результат своей работы |
- С чем ассоциируется материнская любовь? (Синонимы: материнская забота, самоотверженность, доброта, ласка, жалость, чуткость, отзывчивость, материнский долг, материнское внимание)
Нарисуйте круг, проведите от круга линии в разные стороны, надпишите на них слова-ассоциации.
-На что похоже? Вспомните пословицу: (ПРИ СОЛНЫШКЕ - ТЕПЛО, А ПРИ МАТЕРИ - ДОБРО)
- Как можно объяснить значение словосочетания?
- Есть несколько способов. Так мы работаем в группах, давайте сформулируем определение. А для того, чтобы все, что мы делаем, никуда не потерялось, мы будем заносить свои записи в таблицу (раздаточный материал.) Покажите мне, куда вы записываете свои тезисы?
РАБОТА В ГРУППАХ
- Давайте проверим, что получилось. (зачитывают получившиеся определения.)
Работа с понятием: |
Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Материнская любовь Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей. Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может, как наказать, так и миловать. Материнская любовь многогранна и имеет много составляющих аспектов. Самое главное это то, что она должна быть безусловной и принимающей своего ребенка таким, какой он есть. Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия. В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от всех несчастий и бед. |
Составление тезисов: |
1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль. |
2.Материнская любовь способна творить чудеса, рисковать и жертвовать собой ради ребенка. Любовь матери сопровождает человека всю жизнь, она вечна. |
3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование. |
Размышления учащихся о проявления материнской любви в повседневной жизни |
*Мать заботится о своих детях, обеспечивая им тепло и уют, играет с ними, кормит и одевает их, ухаживает во время болезни, гордится их успехами и поддерживает в трудную минуту, |
* Матери любят своих детей, принимают их такими, какие они есть, ценят их и дорожат ими, проявляют по отношению к ним чуткость, нежность и преданность. |
* Матери любят ребенка не за его внешность, талант к чему-то или за определённую черту характера, а принимают его таким, какой он родился. |
* Материнская любовь — это способность ценить в ребёнке все его лучшие стороны, и помнить, что порой за кажущимися недостатками скрываются настоящие достоинства |
- Хорошо. Но в первом абзаце должно быть не только определение. Что еще мы должны написать? (Комментарий к тезису.)
- Что это такое? Попробуем написать комментарий.
- Если тезис – это широкое толкование слова, то комментарий – это сужение толкования до объяснения тех ключевых слов, которые отражены в предложенном для анализа тексте.
- Как материнская любовь выражается? Как мама относится к своему ребёнку?
- Ответы на эти вопросы и будут комментарием к нашему тезису.
- Вот мы составили материалы к первой части нашего сочинения.
2 АРГУМЕНТЫ
Приступим ко второй части.
- Мы написали тезис. Что мы должны теперь с ним делать? (Доказывать, приводя аргументы.)
- Откуда мы должны брать аргументы? (1 – из анализируемого текста, 1 – из своего жизненного опыта.)
- Перед вами текст. Давайте сначала попробуем найти аргументы в тексте, которые доказывают тезис. Попробуйте своими словами передать содержание этих предложений, используя речевые клише из вашей таблицы.
- Итак, какой предстаёт материнская любовь в данном тексте? ( Учащиеся формулируют аргументы, зачитывают их.)
- А чтобы было понятно, что доказательства вы взяли именно из этого текста, рядом с записанным аргументом в скобках укажите номера предложений, в которых вы нашли доказательства.
- Итак, с первым аргументом закончили, перейдём ко второму.
Его мы должны взять из своего жизненного опыта. Как вы думаете, что это значит?
1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: |
- жизненная история, произошедшая с тобой; |
- жизненная история, произошедшая с твоим другом; |
- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. |
2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме. |
3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема. |
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь. |
5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. |
- Сейчас каждая группа будет работать над своим аргументом, у вас будут разные источники. Но имейте в виду, что ваш аргумент должен быть развёрнутым, т.е. состоять из нескольких предложений. Ответьте на вопрос: Как в вашем источнике раскрывается понятие «МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ»? (Учащиеся записывают свои аргументы, затем зачитывают их.)
3 ВЫВОД
- Любое дело имеет завершение. И сочинение-рассуждение – не исключение. Чем оно должно завершиться? (Выводом.)
- Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
- Попробуйте написать в заключение вывод, который вы сделали, анализируя аргументы. Пользуйтесь клише из таблицы. В заключении вы можете написать НАСКОЛЬКО ВАЖНА ЛЮБОВЬ МАТЕРИ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ. (Учащиеся пишут вывод, зачитывают его.)
6. Итог урока.
- Ребята, ИТАК сколько частей в сочинении? Сколько будет абзацев?
- Если вы каждому аргументу посвятите отдельный абзац, у вас получится 4 части – это тоже правильно, это не ошибка. А вот если напишите, не соблюдая абзацного членения, это будет ошибка, из-за которой вы лишитесь определенного количества баллов.
7. Задание на дом.
- Дома вы должны написать сочинение-рассуждение, используя составленные в классе материалы.
- Не забудьте про объем сочинения. (Каким он должен быть? Помните, что слова служебных частей речи тоже подсчитываются) И помните еще об одном требовании к сочинению – аккуратном и разборчивом почерке. Не забудьте проверить свою работу.
Оценки за сочинение будут вашими оценками за сегодняшний урок. Я надеюсь, что эти оценки будут хорошими и отличными, так как все вы сегодня их заслужили своей работой.
8. Итоговая рефлексия.
- А мы достигли целей, которые ставили в начале урока?
- Давайте посмотрим, все ли так считают.
- Я предлагаю вам продолжить 3 фразы.
Как результат этого урока я:
Знаю…
Понимаю…
Могу использовать информацию ….
Знайте, ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней;
она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо.
Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.
Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!
Максим Горький говорил: "О матерях можно рассказывать бесконечно. Так неизбежна та любовь, которой одаривает мать своё дитя. А главное - бескорыстная."
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Текст для работы с классом
(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.
(По Юрию Яковлеву)*
2. Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку (рабочий лист) |
1. Тезис | 1 гр. На мой взгляд, материнская любовь - это... (или) 2 гр. По моему мнению, материнская любовь - это... (или) 3 гр. Мне кажется, что материнская любовь - это... (или) 4 гр. Что такое материнская любовь? Я считаю, что... | |
2. Аргумент из текста КИМ | 1 гр. Обратимся к тексту (фамилия и имя автора), в котором говорится о... (или) 2 гр. В тексте (фамилия и имя автора) поднимает проблему... 3 гр. В предложении № ... (фамилия и имя автора) говорит о том, что... 4 гр. Нельзя не заметить, что герой текста (фамилия и имя автора)… | |
2. Аргумент из жизненного опыта | 1 гр. Проявления материнской любви мы встречаем в повседневной жизни. Например, … 2 гр. Своё мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) 3 гр. В жизни мы часто наблюдаем проявление…. Недавно я прочитал статью … (откуда, о чём) 4 гр. Даже поэты рассматривают в своих стихотворениях данную тему. Например, у (автор) есть стихотворение… | |
3. Вывод | 1 гр. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 2 гр. Таким образом, можно заключить, что... 3 гр. В заключение я хочу сказать, что... 4 гр. Очень хотелось бы, чтобы …… | |