СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Поёт зима-аукает. Берёза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Поёт зима-аукает. Берёза»

Конспект урока

ФИО разработчика: Швалова Алина Олеговна

Используемый учебно-методический комплекс: «Школа России»

Учебный предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 2

Дата:

Тема урока: «С. Есенин. «Поёт зима – аукает», «Берёза»

Цель урока: научиться определять настроение стихотворения и различать средства художественной выразительности.

Планируемые результаты:

Предметные знания: Стихотворение. Олицетворение. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

Предметные умения: Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать цель и учебную задачу;

  • формулировать выводы по теме урока;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Коммуникативные УУД:

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • соотносить литературное произведение с репродукцией картины художника;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

Личностные УУД:

  • мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • умение выражать свои эмоции.

Оборудование:

Для учителя: Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация.

Для ученика: Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Метапредметные связи: русский язык.

































Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Этап мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Личностные УУД:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Здравствуйте!


Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте хорошего настроения.


Проведём речевую разминку:

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Мы- мы-мы - дождались зимы.

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Ать-ать-ать – я иду гулять!


Прочитайте чистоговорку самостоятельно про себя.


Давайте прочитаем все вместе медленно.






Кто сможет прочитать первую строчку, таким голосом будто сильно замёрз? Прочитай.


Кто сможет прочитать вторую строчку с грустной интонацией? Прочитай.


Кто сможет прочитать третью строчку быстро?

Прочитай.


Кто сможет прочитать четвертую строчку с весёлой интонацией? Прочитай.


Молодцы!



Приветствуют учителя.











Читают самостоятельно про себя.


Читают вместе с учителем медленно:

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Мы- мы-мы - дождались зимы.

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Ать-ать-ать – я иду гулять!


Ученик читает голосом будто замёрз:

Ма - ма - ма - на дворе зима.


Ученик читает с грустной интонацией:

Мы- мы-мы - дождались зимы.


Ученик читаем быстро:

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.


Ученик читает с весёлой интонацией:
Ать-ать-ать – я иду гулять!




3 мин

  1. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;


читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).


С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?


Какой жанр у этого произведения?


А что такое стихотворение?






Кто автор этого стихотворения?


Какое у вас было домашнее задание?


Перед тем как начать читать стихотворение, что мы должны обязательно назвать?


Кто желает прочитать стихотворение?

Выходим к доске.



Чародейкою Зимой.


Стихотворение.


Стихотворение – это поэтическое произведение в стихах. Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.


Фёдор Тютчев.


Чтение наизусть.



Назвать автора и название стихотворение.


Чтение стихотворения наизусть.

7 мин

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.


Чтобы узнать, чему будут посвящены произведения, о которых мы сегодня будем говорить. Просмотрим видеоролик.


Все ровно сели. В классе тишина. Внимание на доску.

(Видеоролик «Зимняя природа»)


Что вы увидели в видеоролике?










Мы увидели зимнею природу.

2 мин

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы.


Регулятивные УУД:

принимать цель и учебную задачу.


Так с каких произведениями мы познакомимся?



Прочитайте название произведения:

«17 16 7 20 9 10 14 1 - 1 21 12 1 6 20»


Что не так с названием?


Что скрывается под каждым числом?


Первый ряд расшифровывает первое слово.


Второй ряд – второе слово.


Третий ряд – третье слово.


Так как называется произведение?


Прежде чем познакомится с ним. Скажите, какие задачи поставим на урок?


Мы познакомимся с произведениями о зимней природе.






Название зашифровано.


Под каждым числом скрывается буква.


Поёт …


…зима…


… аукает.


«Поёт зима – аукает»



Узнать автора. Прочитать стихотворения. Определить настроение стихотворения. Определить средства художественной выразительности.


1 мин

  1. Этап реализации построенного проекта.




















Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;


читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);


понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;


Личностные УУД:

умение выражать свои эмоции.













Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;


читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);


Личностные УУД:

умение выражать свои эмоции.

















Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;


читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);


Личностные УУД:

умение выражать свои эмоции.















Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;


читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);


понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;


Личностные УУД:

умение выражать свои эмоции.


Да сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, который очень любил природу, написал много стихов о ней. Его так и называют – певцом русской природы.


А как звать этого поэта скажите вы мне.

Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта. (Слайд 1)

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

Услышали ли вы эту фамилию?

Только скажут - «Сергей Есенин», всей России встают черты (H. Браун)

  • Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Есенина Сергея Александровича. (Слайд 2)


Сергей Есенин начал писать стихи рано, лет с восьми – девяти, когда был такой как вы сейчас. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому его подтолкнула бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад. 


Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы».

Как вы думаете, почему?


Откройте учебники на 142 странице.


Прочитайте ещё раз название. Предположим, о чём это стихотворение?


Как вы думаете, какое это стихотворение по настроению?

Изображать природу можно по-разному:

художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей Есенин нарисовал картину зимы словами.

Прослушаем стихотворение (Аудиокнига С. Есенин «Поёт зима – аукает»)


Какую картину вы себе представили?


Какое настроение у вас возникло после прослушивания? Почему?


Прочитаем стихотворение. Будем читать по частям.

Прочитаем первые три строки.




Что делает зима?


А может ли действительно петь зима? Почему?


Как называется приём в литературе, когда неживой природе присваивают признаки живого?


Олицетворение – это художественный приём, когда писатель изображает природу как живое существо.


Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили?


Какое необычное слово вы встретили в стихотворении?

Как вы понимаете это слово?


Это слово придумал Есенин. Если в сильный мороз вы подойдёте к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза.

Так что значит «стозвон»?


Читаем дальше.





Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»? 


Что значит «седые облака»? 


Почему облака тоскуют?


А могут ли облака тосковать?


Какой литературный приём использовал автор?


Продолжаем читать.








Какую зиму описывает автор?


Насколько зима холодная? Как вы это определили? Докажите словами из стихотворения.





Какое явление зимы описано?


С кем автор сравнивает воробушков?


Почему автор сравнил с сиротами? Кто такое сироты?




Понравилось вам это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.


Сегодня мы познакомься ещё с одним стихотворением С. Есенина, а название его вы скажите, отгадав загадку:

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане

.

Скажите, а почему берёзу называют именно русской красавицей?


Верно! С. Есенин очень любил свою Родину и воспевал её в своих стихах.


Как вы думаете, какую берёзу рисует словами С. Есенин в стихотворении.


В стихотворении встретятся новые слова. Разберём их. (Слайд 3, 4, 5)

Кисти, бахрома, кайма.

Как вы можете их объяснить?






Ребята, послушайте стихотворение. (Аудиокнига С. Есенин «Берёза»)


Понравилось ли вам стихотворение?


Опишите словами, какую берёзу вы себе представили во время звучания стихотворения


Обратимся к картине в учебнике. Подходит ли она к стихотворению? Аргументируйте свой ответ.


Прочитаем стихотворение.





















Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? 


Что такое серебро?



Для чего используется этот метал?



Как вы понимаете «Принакрылась снегом точно серебром»?


Какой художественный приём использует автор в этом выражении? 


Какое время дня рисует поэт? Прочитайте строчки из стихотворения.


Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? 


Как вы понимаете подчёркнутые выражения?





Молодцы!


Физкультминутка








Слушают стихотворение.













Есенин.





































Высказывают своё мнение.





Высказывают своё мнение.



Высказывают своё мнение.





Прослушивают стихотворение.



Высказывают своё мнение.


Высказывают своё мнение.



Ученик читает:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.


Зима поёт, аукает.


Нет, потому что зима неживая.



Олицетворение.






Снежный лес.


Стозвон.


Высказывают своё мнение.




«Стозвон» - звон 100 сосен


Ученик читает:

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


Тихо, медленно.



Белые.


Потому что они уплывают в страну далёкую.


Нет.


Олицетворение.


Ученик читает:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Суровую.


Очень холодная зима.

«Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.»


Метель.


С сиротами.


Сироты – это дети у которых нет родителей.

Потому что сиротам тоже холодно и одиноко, только воробушкам от погоды, а сиротам потому что нет родителей.


Высказывают своё мнение.












«Берёза».


Потому что дерево – берёза является символом России.









Кайма – полоса, обшивка по краю.

Бахрома – ткань для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих шнурков, нитей.

Кисти – стянутый вверху пучок нитей, для украшения чего-либо.


Прослушивают стихотворение.



Высказывают своё мнение.


Высказывают своё мнение.


Высказывают своё мнение.




Читают стихотворение:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.



Белая.


Серебро – это драгоценный блестящий металл белого цвета.


Этот метал используют для украшения делаю

Сравнение.


Снегом – серебром.




Сравнение.


Утро. «А заря, лениво».



Олицетворение.



«сонной тишине» – на заре ещё спят или только просыпаются.

«золотом огне – заря окрашивает снег в золотой свет.

«горят снежинки» – блестят.

15 мин

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные;


читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.


Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение.

С какой интонацией? Одинаковая ли интонация на протяжении всего стихотворения?


А отличается ли интонация в этом стихотворении от стихотворения «Поёт зима – аукает»? Чем?




В каком темпе будем читать эти стихотворения?


Будем ли мы делать паузы? Где и когда?


Сейчас, прочитайте оба стихотворения про себя.




Спокойно. С чувством радости и нежности. Да, одинаковая.


В стихотворении «Поёт зима – аукает» - мы будем читать и с чувством тревоги, печали и жалости и с чувством нежности и радости.

О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о


Неторопливо, медленно.


Да. В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.


5 мин

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Познавательные УУД:

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.)


Регулятивные УУД:

анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Кто желает прочитать стихотворение всему классу?


Оцени своё чтение по следящим критериям.

(Слайд 6)

  1. Выразительность.

  2. Интонация.

  3. Паузы

  4. Правильность прочтения слов.

Ребята, а как вы оценивает прочтения стихотворения?


Выразительно читают стихотворение.


Оценивают своё чтение.







Высказывают своё мнение.

5 мин

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Регулятивные УУД:

формулировать выводы по теме урока.

С какими стихотворениями мы познакомились?


Что общего в стихотворениях С. Есенина?



Какой литературные приёмы использовал автор?


Что такое олицетворение?


«Поёт зима – аукает», «Берёза».


Тема природы Родины. Зимняя тематика. Автор С. Есенин.


Сравнение. Олицетворение.


Олицетворение – это художественный приём, когда писатель изображает природу как живое существо.


1 мин

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

формулировать выводы по теме урока.

Наш урок подходит к концу.

Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу:

1. сегодня я узнал… 
2. было интересно… 
3. было трудно… 
4. я понял, что… 
5. теперь я могу… 
6. я почувствовал, что… 
7. я приобрёл… 
8. я научился… 
9. у меня получилось … 
10. я смог…

Домашнее задание: Стр. 142 - 143, выразительное чтение.


Спасибо за урок. Готовьтесь к математике.



Высказывают своё мнение.












Записывают домашнее задание.

1 мин