Коммуникативные УУД: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; Личностные УУД: умение выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); Личностные УУД: умение выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); Личностные УУД: умение выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; Личностные УУД: умение выражать свои эмоции. | Да сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, который очень любил природу, написал много стихов о ней. Его так и называют – певцом русской природы. А как звать этого поэта скажите вы мне. Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта. (Слайд 1) В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь - рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности И чистоты… Услышали ли вы эту фамилию? Только скажут - «Сергей Есенин», всей России встают черты (H. Браун) Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Есенина Сергея Александровича. (Слайд 2) Сергей Есенин начал писать стихи рано, лет с восьми – девяти, когда был такой как вы сейчас. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому его подтолкнула бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад. Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы». Как вы думаете, почему? Откройте учебники на 142 странице. Прочитайте ещё раз название. Предположим, о чём это стихотворение? Как вы думаете, какое это стихотворение по настроению? Изображать природу можно по-разному: художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей Есенин нарисовал картину зимы словами. Прослушаем стихотворение (Аудиокнига С. Есенин «Поёт зима – аукает») Какую картину вы себе представили? Какое настроение у вас возникло после прослушивания? Почему? Прочитаем стихотворение. Будем читать по частям. Прочитаем первые три строки. Что делает зима? А может ли действительно петь зима? Почему? Как называется приём в литературе, когда неживой природе присваивают признаки живого? Олицетворение – это художественный приём, когда писатель изображает природу как живое существо. Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? Какое необычное слово вы встретили в стихотворении? Как вы понимаете это слово? Это слово придумал Есенин. Если в сильный мороз вы подойдёте к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Так что значит «стозвон»? Читаем дальше. Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»? Что значит «седые облака»? Почему облака тоскуют? А могут ли облака тосковать? Какой литературный приём использовал автор? Продолжаем читать. Какую зиму описывает автор? Насколько зима холодная? Как вы это определили? Докажите словами из стихотворения. Какое явление зимы описано? С кем автор сравнивает воробушков? Почему автор сравнил с сиротами? Кто такое сироты? Понравилось вам это стихотворение? Аргументируйте свой ответ. Сегодня мы познакомься ещё с одним стихотворением С. Есенина, а название его вы скажите, отгадав загадку: Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане . Скажите, а почему берёзу называют именно русской красавицей? Верно! С. Есенин очень любил свою Родину и воспевал её в своих стихах. Как вы думаете, какую берёзу рисует словами С. Есенин в стихотворении. В стихотворении встретятся новые слова. Разберём их. (Слайд 3, 4, 5) Кисти, бахрома, кайма. Как вы можете их объяснить? Ребята, послушайте стихотворение. (Аудиокнига С. Есенин «Берёза») Понравилось ли вам стихотворение? Опишите словами, какую берёзу вы себе представили во время звучания стихотворения Обратимся к картине в учебнике. Подходит ли она к стихотворению? Аргументируйте свой ответ. Прочитаем стихотворение. Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Что такое серебро? Для чего используется этот метал? Как вы понимаете «Принакрылась снегом точно серебром»? Какой художественный приём использует автор в этом выражении? Какое время дня рисует поэт? Прочитайте строчки из стихотворения. Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Как вы понимаете подчёркнутые выражения? Молодцы! Физкультминутка | Слушают стихотворение. Есенин. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Прослушивают стихотворение. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Ученик читает: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Зима поёт, аукает. Нет, потому что зима неживая. Олицетворение. Снежный лес. Стозвон. Высказывают своё мнение. «Стозвон» - звон 100 сосен Ученик читает: Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. Тихо, медленно. Белые. Потому что они уплывают в страну далёкую. Нет. Олицетворение. Ученик читает: А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Суровую. Очень холодная зима. «Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.» Метель. С сиротами. Сироты – это дети у которых нет родителей. Потому что сиротам тоже холодно и одиноко, только воробушкам от погоды, а сиротам потому что нет родителей. Высказывают своё мнение. «Берёза». Потому что дерево – берёза является символом России. Кайма – полоса, обшивка по краю. Бахрома – ткань для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих шнурков, нитей. Кисти – стянутый вверху пучок нитей, для украшения чего-либо. Прослушивают стихотворение. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Читают стихотворение: Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. Белая. Серебро – это драгоценный блестящий металл белого цвета. Этот метал используют для украшения делаю Сравнение. Снегом – серебром. Сравнение. Утро. «А заря, лениво». Олицетворение. «сонной тишине» – на заре ещё спят или только просыпаются. «золотом огне – заря окрашивает снег в золотой свет. «горят снежинки» – блестят. | 15 мин |
Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов. | Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С какой интонацией? Одинаковая ли интонация на протяжении всего стихотворения? А отличается ли интонация в этом стихотворении от стихотворения «Поёт зима – аукает»? Чем? В каком темпе будем читать эти стихотворения? Будем ли мы делать паузы? Где и когда? Сейчас, прочитайте оба стихотворения про себя. | Спокойно. С чувством радости и нежности. Да, одинаковая. В стихотворении «Поёт зима – аукает» - мы будем читать и с чувством тревоги, печали и жалости и с чувством нежности и радости. О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о Неторопливо, медленно. Да. В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания. | 5 мин |