Конспект интегрированного урока
для детей с нарушением интеллекта
«Поможем Смешарикам».
Цель: Развитие сенсорных эталонов, целостности, полноты и точности зрительного восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи: Упражнять детей в различении и назывании плоскостных и объёмных геометрических фигур. Закреплять знание последовательности цветов спектра. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (микроориентировка) и соотносить изображения (силуэты) с условными знаками (геометрическими фигурами).
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать умения детей определять форму окружающих предметов, соотносить её с геометрическими эталонами. Развивать тактильно-осязательную чувствительность, мелкую моторику в процессе выполнения практических действий (ощупывания, выкладывания из палочек), внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать у детей сочувствие, желание помочь. Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Поможем Смешарикам».
Компьютер (ноутбук), проектор, экран.
Силуэтные изображения овощей (свёкла, капуста, кабачок, баклажан, морковь, тыква, огурец, лук, картофель).
Фоны светло-коричневого цвета.
Наборы счетных палочек.
Контурные картинки с изображениями Смешариков (раскраски).
Ход урока:
Орг. Момент.
У-д: ребята, вы все учитесь в одном классе и думаю, что вы дружите друг с другом. А как вы знаете, дружба начинается с улыбки. Передайте свою улыбку соседу справа и назовите ласково его имя.
Игра – приветствие
У –д: скажите, ребята, вы мультфильмы любите смотреть? А про «СМЕШАРИКОВ»? А помните героев этого мультфильма?
Д: перечисляют героев мультфильма
У-д: В гости Смешарики нас пригласили,
Немножко помочь им они попросили. Поможем? Как же нам
Добраться до них, вы знаете?
Д: нет
У –д: нам нужна карта-схема пути. Смешарики прислали описание, мы с
Вами составим карту по их описанию.
«Ваша школа находится в левом нижнем углу доски, от школы дорога ведёт вверх до реки, нужно переплыть реку и идти вверх до цветочной поляны, от поляны дорога поворачивает направо и идет до волшебного леса, от леса до болотца, от болотца дорога идет вниз до острова, от острова налево до страны смешариков.»
Вот мы с вами выложили карту и добрались до смешариков.
На экране демонстрируется видеоролик «Смешарики».
У д: К кому же пойдём мы сначала? Незнаем
По первому звуку сейчас угадаем
К ней за советом все идут,
На звук «с» её зовут.
Дети называют первого персонажа - Совунью.
(На экране слад с изображением Совуньи и Бараша.)
У –д: Совунья попросила Бараша помочь навести ей на кухне порядок, но он не сумел. Поможем?
( На экране появляется слад с изображением предметов разной формы (овощи, фрукты, посуда и т. д.).)
У –Д: На какие группы можно разделить эти изображения? Назовите, что здесь круглой, овальной, треугольной, прямоугольной формы?
Дети называют.
У-д: Молодцы, а теперь отгадайте, о ком я говорю.
На грядках, в земле он часто копается,
Имя его на «к» начинается.
Дети: Копатыч.
(Появляется слайд с изображением цветочка.)
У –д: Смотрите, вот волшебный цветочек, он проводит нас к Копатычу.
(Дети следят за перемещением цветочка по экрану.)
(На экране появляется слад с изображением Копатыча в огороде.)
У –д: Правильно, ребята, это – Копатыч. Он просит вас помочь ему посадить огород.
На экране появляется слад с изображением схемы посадки огорода (геометрических фигур, расположенных в определённой последовательности) и пояснениями, какой геометрической фигуре, какой овощ соответствует.
Дети рассматривают силуэты овощей и геометрические фигуры, соотносят их и «рассаживают» овощи в соответствии со схемой.
Когда все овощи «рассажены», дети отвечают, что растет справа от лука, слева от баклажана, между свеклой и морковью и т.п.
У –д: Копатыч вас благодарит,
А это кто же к нам спешит?
На глазах его очки,
В имени последний – «к».
Дети: Ёжик.
(Появляется слайд с изображением цветочка.)
У –д: Смотрите, опять появился волшебный цветочек, он проводит нас к Ёжику.
(Дети следят за перемещением цветочка по экрану.)
(На экране появляется слад с изображением Ёжика, сидящего за треугольным столом и рассматривающим фантики.)
У-д: Что делает Ёжик? Какой формы его стол? Помогите Ёжику сосчитать все треугольники.
(На экране появляется слад с контурным изображением фигур.)
(Дети рассматривают и называют все треугольники.)
У-д: Молодцы, всё правильно сосчитали, помогли Ёжику.
(На экране появляется слад с изображением Кар-Карыча.)
У-д: Кар-карыч долго рассматривал альбом с фотографиями и устал. Давайте вместе с ним отдохнём
Зрительная гим-ка (Дети снимают очки).
(смотреть нам удаётся, а голова все время прямо остается)
Посмотри-ка на ребят.
Теперь на небо – там птички летят.
Внизу по травке жук ползет.
А слева – деревце растет
Направо – алые цветы,
Закрыв глаза, понюхай ты.
Над ними бабочка кружит,
С ней рядом шмель большой жужжит.
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты (руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты (руки вверх)
Ветер дует иногда
Только это не беда ( машут руками)
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки ( наклоняются вниз)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
У-д: Кто позвал нас, посмотрите,
Её имя назовите.
Ей имя очень нравится,
На «н» начинается.
Дети: это Нюша.
(На экране появляется слад с изображением Нюши)
У-д: Нюша хочет с вами поиграть и проверить какие вы внимательные.
Игра «Слово три»
«Расскажу я вам рассказ,
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери
-Когда надо брать приз? (на слово ТРИ)
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команду – раз, два,..марш!
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней ночи
И про себя их повтори
Разок другой, но лучше пять.
Недавно поезд на вокзале,
Мне три часа пришлось прождать
Увы, вы приз друзья не взяли,
Когда была возможность взять.
У-д: Нюша игрушкам очень рада,
И кого она позвала,
Чтоб игрушки показать,
Да и с нами поиграть?
Первый «к», последний «ш»,
Ну, конечно это Крош.
(Появляется слайд с изображением цветочка.)
У-д: Смотрите, вот волшебный цветочек, он проводит нас к Крошу.
(Дети следят за перемещением цветочка по экрану.)
(На экране появляется слад с изображением Кроша, который рассматривает свои кубки.)
У-д: предлагает детям найти тень от каждого кубка.
От имени Кроша благодарит за помощь.
У-д: К кому же ещё мы сейчас направляемся?
На «л» имя его начинается.
Дети: Лосяш.
(Появляется слайд с изображением цветочка.)
У-д: Смотрите, опять появился волшебный цветочек, он проводит нас к Лосяшу.
(Дети следят за перемещением цветочка по экрану.)
(На экране появляется слад с изображением Лосяша, рассматривающего геометрические фигуры.)
У-д: Лосяш задумался, из чего можно сделать геометрические фигуры? Помогите ему, подскажите.
Дети: Можно вылепить из пластилина, нарисовать, обвести по трафарету и вырезать, выложить из палочек, пуговиц, ниток, проволоки.
У-д: Я предлагаю выложить из палочек. Отсчитайте 7 палочек. Выложите квадрат. Сколько палочек вам понадобилось? (4). А теперь из 7 палочек составьте 2 квадрата.
У-д: Остался у нас герой лишь один,
Первый звук «п», последний «н».
Дети: это Пин.
(Появляется слайд с изображением цветочка.)
У-д: Смотрите, и снова волшебный цветочек, он проводит нас к Пину.
(Дети следят за перемещением цветочка по экрану)
.
На экране появляется слад с изображением Пина и ряда цифр от 1 до 7.
У-д: Пину очень интересно, чего бывает всегда семь?
Дети: Дней недели, цветов радуги.
У-д: давайте вспомним цвета радуги по порядку.
Дети называют цвета радуги по порядку, по мере называния на экране появляются цвета.
У-д: Молодцы, ребята, помогли Смешарикам! А Смешарики вам на память дарят свои изображения, которые нужно раскрасить. Это вам такое домашнее задание.
Подводятся итоги урока.
Используемая литература:
Подколзина Е. Н. Коррекционная программа обучения ориентировке в пространстве. /Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. // Дефектология, 2005, № 6.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Примечание:
Стихотворный текст, используемый на занятии – автора.
Упражнения зрительной гимнастики согласованы с врачом-офтальмологом.