МХК
Класс: 11С
Дата: 14.01.2021г.
Урок 16
Тема: Поворот столетий
Цели и задачи урока:
Образовательные: подготовить обучающихся к изучению художественной культуры конца XIX – начала XX в.; объяснить, какие исторические события определяют хронологические рамки исторических периодов и в какой степени развитие художественной культуры зависит от исторической среды своего бытования.
Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом; развивать навык работы с различными источниками информации; на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения; рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса; развитие познавательных интересов учащихся.
Воспитательные: обогащение внутреннего духовного мира учащихся через произведения искусства, пополнение знаний о мировой культуре, привитие эстетического вкуса; развивать кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Знать/понимать: исторические события, которые определяют хронологические рамки исторического периода конца XIX – начала XX в.; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства; основные жанры и виды искусства.
Уметь: узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; понимать термины, уметь толковать и приводить примеры деятелей культуры, науки, искусства.
Применять в практической жизни приобретенные знания и умения.
Тип урока: открытия нового знания.
Оборудование: презентация «Поворот столетий», мультимедийное оборудование; дополнительная литература, наглядный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
- Что вам известно об исторических событиях этого времени, изученных на уроках истории?
- Насколько тесно, по вашему мнению, переплетается история России с мировыми событиями XX в.?
- Как вы воспринимаете (принимаете, отвергаете, остаетесь равнодушными) произведения разных видов искусства (отечественного и зарубежного) XX в.?
3. Изучение нового материала.
Слайд 2. Социальные революции, происходившие в европейских странах во второй половине XIX в., были лишь преддверием более жестоких событий, одно за другим разразившихся на земном шаре. Крупнейшими из них были два военно-международных конфликта, впоследствии названные историками мировыми войнами.
Первая мировая война (1914-1918гг.): страны-участницы потеряли убитыми более 10млн солдат и около 12 млн мирных жителей, примерно 55 млн человек были ранены. В результате войны прекратили существование 4 империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.
Вторая мировая война (1941-1945 гг.): участвовало 61 государство (80% населения земного шара); боевые действия велись на территориях трёх континентов и в водах четырех океанов. Единственный военный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.
Слайд 3. Еще более жестоким XX в. оказался для России.
Революция 1905-1907 гг.
Началом стало воскресенье 9 января 1905 г. - императорские войска получили приказ стрелять в мирную демонстрацию, шедшую с петициями к императору во главе со священником Георгием Гапониным.
В народе этот день окрестили Кровавым воскресеньем.
Слайд 4.
2. Первая мировая война
3. Революционные события 1907г. – от Февраля к Октябрю, падение самодержавия, кризис власти, приход к власти в октябре 1917г. большевиков, Гражданская война, становление советской власти и создание советской государственности.
1922г. – образован Союз Советских Социалистических Республик.
4. Вторая мировая война 1941-1945 гг.
5. Август 1991г. – кризис советской системы и распад Союза Советских социалистических Республик.
Россия вступила в новый этап истории, связанный с формированием суверенной российской государственности.
Слайд 5. XX столетие богато открытиями учёных в науке и технике
- Теория относительности Альберта Эйнштейна - изменилось представление о физико-математической основе космоса, освоение космоса чрезвычайно расширило «географические» границы обитания человека на Земле.
Однако внедрение научных достижений в экономику сформировало техногенное отношение к природе, превратив её в источник удовлетворения материальных потребностей.
Успехи научной мысли, воплощённые в мировой промышленности и технике, преобразовали лик планеты. Новое ощущение уникальности человеческого бытия, обозначенного термином «космизм», научно обосновал русский философ и естествоиспытатель В.И. Вернадский.
«Космизм» В.И. Вернадского - под влиянием объединённого человечества биосфера закономерно перейдет в качественно иное состояние – ноосферу (от лат. «ноос» – разум).
Слайд 6. Технические достижения проникли и в искусство, создав в конце XIX – начале ХХ в. третий синтетический вид искусства синематограф. С помощью технических средств эстетическая триада эмоционального отношения к миру – слово, звук, цвет – в искусстве кино приобрела неслыханные возможности.
Во второй половине ХХ в. появилось телевидение, справедливо названное «окном, распахнутым в мир».
Научно-технический прогресс дал человечеству неограниченные возможности для развития его свободы. В то же время он показал, что вторжение в её тайны не может быть бесконечным.
Слайд 7. Характеристики художественной культуры в историко-временных отрезках:
Первый условный отрезок – конец XIX – начало ХХ в.
В русской культуре обозначается как рубеж веков, в зарубежной науке именуется «fin de siecle».
В этот интересный и одновременно сложный период истории художественной культуры, названный французским словом modern, что значит «современный», шёл интенсивный поиск новых форм в искусстве, призванных стать новым стилем не только искусства, но и образа жизни.
Признаком прагматизма и рационализма наступающего технического века стало строительство доходных домов. Строившие такие дома архитекторы старались избегать однообразия и разбивали монотонную поверхность стен волнистыми линями, напоминающими цветы и растения, оконные и дверные проёмы разнообразили элементами готики или барокко, а образующиеся плоскости заполняли скульптурными и изразцовыми вставками.
Слайд 8. Доходный дом Перцова в Москве.1905-1907.
Ф.О. Шехтель Особняк А.В. Морозова
Слайд 9. В культурной и общественной жизни России конца XIX – начала ХХ в. стали формироваться своеобразные лаборатории по выработке нового стиля. Живописное Абрамцево, имение богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, стало местом дружеских встреч и постоянного отдыха И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, В.А. Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, Е.Д. Поленовой, М.А. Врубеля.
«Мамонтовцы» с энтузиазмом погружались во все народное.
Слайд 10. Вопросы о сущности и предназначении искусства конца XIX – начала ХХ в. бурно обсуждались еще в одном кружке. На этот раз молодые люди собирались в петербургской квартире архитектора Николая Леонидовича Бенуа. Его сын Александр Николаевич Бенуа с друзьями пришли к выводу, что настоящее искусство должно избавляться от «прозы жизни» и «литературщины», выраженных в творчестве передвижников. Они искренне верили в красоту чистых форм и объединяющую силу всех видов искусства. Так возникло новое художественное объединение, они стали издавать журнал «Мир искусства».
Слайд 11. «Мир искусства». Александр Бенуа. Картина «Прогулка короля», 1906.
«Мир искусства». Мария Якунчикова. Цветная литография, линогравюра. Обложка журнала «Мир искусства», 1898.
Слайд 12. Однако идея создания нового современного большого стиля, охватившая Западную Европу и Россию в конце XIX – начале ХХ в., в реальной жизни оказалась неосуществленной.
Второй условный исторический период – время между двумя мировыми войнами – 1914-1945 гг.
Особенности искусства этого времени можно выразить двумя противопоставлениями-антитезами:
- первая антитеза: стилистику художественного произведения стала определять не школа, не направление, а личность художника.
Строго говоря, в искусстве ХХ в., что ни художник, то стиль.
- вторая антитеза: искусство тоталитарных государств.
Характерная черта искусства 20-40х гг. ХХ в. стало уничтожение творческой самостоятельности художника. Всё искусство с точки зрения партийного руководства советского государства требовалось унифицировать и подчинить единой и «правильной» идеологии. Такое искусство жизнеспособно, пока существует возможность идеологического контроля над ним и государственного управления им.
Слайд 13. Постоянство памяти. Сальвадор Дали. Живопись, 1931, 24×33 см
Лук, рыбья голова, череп и кувшин. Пабло Пикассо. Живопись, 1945
Слайд 14. Третий период – вторая половина ХХ в. со всеми её противостояниями, культурой и контркультурой, с попыткой переосмыслить весь мировой опыт человечества.
Происходят процессы, который, с одной стороны, как будто формируют мировое культурологическое пространство, мировую художественную культуру, а с другой – обнаруживают все признаки распада культуры на отдельные субкультуры, существующие для определенных социальных групп. Причем часто от характера субкультур зависит высота художественной планки, на которую должно подняться настоящее, имеющее мировую ценность искусство. Этот период получил название постмодернизм.
4. Домашнее задание.
Подготовить информацию на тему «Научно-технические открытия конца XIX – начала XX в., повлиявшие на искусство».
5. Итоги урока. Рефлексия.
- Сколько условных периодов культуры XIX – начала XX в. выделяют в мировой художественной культуре?
- Чем они отличаются?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?
- Сегодня я узнал/а…
- Мне было интересно…
4