СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правила общения для всех"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогу при подготовке к уроку ОРКСЭ. Может быть использована на внеклассном занятии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правила общения для всех"»

Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Правила общения для всех»



Разработала:

Дроздова Людмила Витальевна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

МБОУ «Березниковская средняя школа»



Цели урока.

Образовательные:

- изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;

- сформировать умение применять принципы общения;

- научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Воспитательные:

- воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.

Развивающие:

- развивать память;

- развивать умения преодолевать трудности;

- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

-учить прогнозированию последствий своих поступков;

-развивать готовность к социальному взаимодействию.







Ход урока.

  1. Организационный момент

Ребята, скорее откройте тетрадки.

Вам в этом помогут ваши закладки.

Пословицы ваши быстрее читайте

Добром и сердечностью класс озаряйте!

(Дети зачитывают и объясняют пословицы)

  1. Введение в тему.

На прошлом уроке мы говорили о доброте, вам это понятие знакомо. А как вы понимаете слово – сердечность?

Сердечность-

  • боли в области сердца,

  • теплота душевная,

  • обидное слово.





Сердечность - теплота душевная.

-Где человек может «показать» свою сердечность?



Рис.1 Рис.2 Рис. 3

Вы видите подружек на морском пляже. Они удивлены формой камешков. Почему? На нашей Северной Двине мы привыкли видеть острые, шершавые камни, с неровными краями, а здесь они гладкие, красивые, округлой формы. Кто сможет объяснить причину?(ответы детей)

Происходит это постепенно, с течением времени, под действием воды и трения камешков друг о друга. Волны, набегая одна на другую, перебирая камешки, сглаживают их.

Так и люди, общаясь и взаимодействуя, как бы обтачивают друг друга, оказывая обоюдное влияние, стимулируя проявление хороших качеств. Каждый стремиться быть приятным другому человеку, если заинтересован в общении.

  1. Новый материал

Тема урока: Правила общения для всех.

А поможет нам в этом искренняя душевная теплота, идущая от ваших сердец. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь, будем объяснять, рассуждать, додумывать их.

Посмотрите на сказочных героев(мимика, жесты, одежда). С кем бы вы хотели общаться и почему?

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Мнение ребят разделились между озорником Буратино и воспитанной, кроткой девочкой Мальвиной.

  • Кто из персонажей готов понять другого человека?

Да, Мальвина способна понять другого, проявлять заботу о ближних, но её интерес к окружающим скорее поверхностный, а всё её внимание занимают соответствия правилам этикета и поддержание должного уровня воспитанности.

Встречайте к вам спешат сказочные герои Мальвина и Буратино.

  • Мальвина: Здравствуйте, дети!

  • Буратино: Здрасьте!

  • Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

  • Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

  • Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

  • Буратино: А что я тебе такого сказал?

  • Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

  • Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

  • Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

  • Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

  • Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

  • Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

(Рассуждения детей).

  • Буратино: Хорошо, я постараюсь соблюдать правила общения, но я их не знаю.

- Ребята, поможем Буратино? -- Благовоспитанная Мальвина, достопочтимый Буратино, мы просим присоединиться к нашей беседе и узнать правила общения.

4. Работа в группах и последующая проверка.

Интерактивная игра «Броуновское движение»

Предлагаю разделиться на три группы, каждой группе выдаётся карточка с заданиями для выполнения которых пользуемся учебником «Основы Светской Этики» на стр.17 и карточками – подсказками в классе.

Карточка №1

Новое понятие (качество характера)

Толкование слова

Карточки - подсказки

Тактичность





Карточка №2

Новое понятие (качество характера)

Толкование слова

Карточки - подсказки

Чуткость





Карточка №3

Новое понятие (качество характера)

Толкование слова

Карточки - подсказки

Деликатность

















Карточки-подсказки для правильного общения.





Ученики сидящие на первой колонке прочитают, объяснят нам, что такое - Тактичность, на второй колонке ребята поработают со словом -Чуткость, а третья колонка порадуют нас словом – Деликатность. Если группа готова подаём сигнал.

Карточка №1

Новое понятие (качество характера)

Толкование слова

Карточки - подсказки

Тактичность

Умение соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным, психологическим, физическим состоянием человека.

1,2,3,4,5,6,7,8 голос



Карточка №2

Новое понятие (качество характера)

Толкование слова

Карточки - подсказки

Чуткость

Способность видеть состояние другого человека.

1,2,3,4,5,6,7,8 голос



Карточка №3

Новое понятие (качество характера)

Толкование слова

Карточки - подсказки

Деликатность

Способность не обращать внимание на неловкость или оплошность человека

1,2,3,4,5,6,7,8, голос







5 Физкультминутка на фоне морского прибоя.

6 Работа с текстом.

Прочитайте рассказ замечательного педагога В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и подумайте над чувствами и поведением девочек.

- Почему Лиде стало стыдно?(ответы детей)

Откройте учебник на стр.18 и прочитайте важное правило в рамке.

7. Вывод.

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Это золотое правило этики. (рассуждения детей)

Принципы общения:

  • В отношениях с другим человеком будь всегда вежлив, внимателен, уважителен, доброжелателен и тактичен.

  • Не позволяй себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.

  • Не считай себя лучше других.

  • Не стесняйся уступить в споре.

Учебник с.19 вопросы для размышления.

Буратино: Я понял, если я хочу, чтобы вокруг меня были хорошие, добрые люди, мне надо самому относиться к ним внимательно, ласково, вежливо.

Мальвина: Спасибо вам, ребята. Нам было с вами интересно учиться общаться, узнавать новые термины. Мы желаем вам, чтобы золотое правило этики стало вашей привычкой.

8. Домашнее задание. С.19 1,3 задание или 2,3 задание.

9. Итог урока. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Было интересно…

Меня удивило…

Моё настроение…

Могу похвалить своих одноклассников…

Литература:

Учебник «Основы светской этики» 4 класс Москва «Просвещение» 2017;

Использованные сайты:

https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-orkse-modul-svetskaya-etika-v-klasse-po-teme-pravila-obscheniya-dlya-vseh-ot-dobrih-pravil-dobrie-slova-i-pos-3388736.html