СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник  « Русский язык 2 класс» в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»»

Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»

Основные цели:

Метапредметные:

1) Тренировать умения применять алгоритм определения места и причины затруднения, составления плана выхода из затруднения.

2) Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Предметные:

1) Сформировать умение писать слова с непроизносимой согласной в корне слова.

2) Тренировать умение правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова, умение находить проверочные слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов; сравнивать в них произношение и написание корня.

3) Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Содержание: изучение правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова

Обрудование : Учебник « Русский язык 2 класс» в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.  

Ход урока

I. Постановка учебной задачи

На доске открыта пословица

Не стыдно не знать. Стыдно не учиться.



 Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова?

 Чему учитесь вы на уроках? (Учимся сами открывать новые знания.)

 Как вы будете открывать новые знания? (Сначала мы поймем, что не знаем, а потом сами будем искать пути для того, чтобы это узнать)

 Трудно ли это? (Да, не всегда удается сразу.)

 Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Откройте тетради. Запишите дату.

 Ребята, вы любите играть в прятки? А как вы думаете, буквы умеют играть в прятки? (…)

 Оказывается, умеют! Про них даже стихотворение написали:

Иногда согласные
Играют с нами в прятки. 
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В. Волина.

– Хотите познакомиться с ними поближе, поиграть? Они будут прятаться, а вы – искать?

– Ну что ж, желаю вам удачи!

– С чего мы начинаем наш урок? (С повторения.)

– А все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодится для открытия новых знаний.)

– Раз уж нам предстоит играть в прятки, давайте сегодня на минутке чистописания потренируемся. Найдите все согласные, которые спрятались в словах: сито, назад, нос

- Выпишите их (с, т, н, з, д, н, с).

– Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (н, з, д.)

– Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. (с, т.)

– Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (д-т, з-с.)

– Продолжите строчку, соблюдая закономерность: стн здн.

– Прочитайте слова зв_зда, ду_ки, к_тёнок, к_рмушка, ло_ка, похо_.

– На какие две группы можно их разделить? (Слова с безударной гласной в корне и с парной согласной в корне.)

– Запишите слова по группам, подберите проверочные слова. Графически обозначьте орфограмму.

– Проверьте свою работу по образцу . У кого есть ошибки? Исправьте ошибки, если они есть.

– Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)

– Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

– Что вы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)

– Почему я выбрала для повторения именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.)

– Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

– Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

- Запишите слово «грустный». В какой столбик вы его записали? (Ни в какой.)

На доске образец написания слова.

- Кто не смог правильно написать, в чем у вас затруднение? (Мы не смогли правильно записать слово.)

- Кто правильно написал слово? Объясните. (Мы пока не можем объяснить правописание этого слова.)

– С чем мы с вами столкнулись? (С затруднением.)

- Что вы должны сделать? (Найти выход из создавшейся ситуации. А для этого нужно остановиться и подумать)

II. Открытие нового знания

- Какое задание вы выполняли? (Записать и обосновать правильное написание слова грустный.)

- Почему у вас возникло затруднение? (В слове есть неизвестная нам орфограмма.)

– Вот и начинается игра в прятки. Это, ребята, необычная орфограмма. Орфограмма, которая любит прятаться.

- Вы умеете ее проверять? (Нет, мы не знаем способа её проверки.)

- Что вы не знаете? (Не знаем способа правописания таких слов.)

- Вы готовы преодолеть затруднение? (Да.)

Построение проекта выхода из затруднения

- Что будете делать дальше? (Искать выход из затруднения. Сами будем разбираться, почему мы не смогли выполнить задание.)

- Какую цель вы поставите? (Узнать способ проверки правописания таких слов.)

- Какая тема урока? (Правописание новой орфограммы.)

- Что вам поможет для этого? (Знания, которые мы повторяли на уроке.)

- Вспомните, что вы сегодня повторяли, и может это вам пригодиться для открытия нового способа? (Мы повторили алгоритмы правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.)

- Как вы проверяли правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова? (Проверяли эти орфограммы подбором однокоренных слов.)

- Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «грустный », как и для других орфограмм в корне слова).

– Согласуем план действий.

План:

1. Прочитать слово.

2. Подчеркнуть «опасное» место.

3. Подобрать однокоренные слова.

4. Выделить корень во всех словах.

5. Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.

6. Сделать вывод.

7. Зафиксировать новый алгоритм.



Вы должны проанализировать слово, используя данный план, и сделать свои выводы.

- Вспомните правила работы в группе.

Учащиеся повторяют правила работы в группах.

Реализация построенного проекта

- План составлен, и я предлагаю вам поработать по нему в группах.

Работа в группах со словом «грустный».

- Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов. Что вы заметили? (В словах грусть, грустит, загрустили появился звук [т], который не слышался в слове грустный.)

- Где стоит этот согласный звук? (Между звуками [сн], в слабой позиции.)

- Что произошло с буквой т? (Она не обозначила звук.)

- Как вы думаете, почему? (Возможно, в слове слишком много согласных.)

- Верно. Когда в слове три или четыре согласных, то слово произнести бывает трудно.

- Как назовем такой звук? (Молчаливый, неслышимый, непроизносимый.)

- Верно, непроизносимый согласный звук.

- Как будем называть орфограмму? (Непроизносимый согласный звук.)

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Подбирай такое слово,

Чтобы звук явился снова.

Никуда не потерялся,

А на месте бы остался.

- Какой вывод вы можете сделать о правописании слова грустный? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово «грустный », нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень груст-, а затем написать в слове «грустный » такой же корень, т.е. с буквой т.)

- Какие слова, по вашему мнению, будут являться проверочными? (В которых звук [т] слышится отчетливо.)

- Подчеркните их.

- Чем отличается новый алгоритм от известных? (В проверочном слове проверяемый согласный звук должен слышаться отчетливо.)

- Как проверить непроизносимый согласный звук в корне слова? Сформулируем правило.

(Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы звук слышался ясно. Для этого после согласного должен идти гласный звук или [н].)

Алгоритм правописания непроизносимой согласной в корне слова

1. Прочитать слово.

2. Подобрать однокоренные слова.

3. Выделить корень.

4. Определить проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

5. Написать слово.

6. Обозначить орфограмму.

- У вас получилось построить алгоритм правописания непроизносимой согласной в корне слова? (Да.)

- Вы справились с затруднением? (Да.)

- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать способ проверки правописания непроизносимых согласных.)

- Вы достигли её? (Да.)

- Давайте проверим правильность вашего открытия. Откройте учебники на странице 96 и сопоставьте алгоритм с тем, что есть в учебнике.

III. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Вы открыли способ проверки непроизносимой согласной в корне слова, что должны сделать дальше? (Мы должны потренироваться в выполнении заданий на новый алгоритм.)

- Выполните в учебниках упражнение 190 на странице 125 (первые 3 слова) Ученики выполняют данное задание у доски, проговаривая выведенный алгоритм правописания непроизносимой согласной в корне слова.

- Упражнение 190 на с.125 (выписать остальные слова).

- Проверьте свою работу по образцу и исправьте.

- Кто допустил ошибки при выполнении этого задания? Что у вас вызвало затруднение? Поставьте себе «?». Молодцы, что честно отвечали.

- Кто выполнил все правильно? Поставьте себе «+». Молодцы, что справились с заданием.

Физкультминутка



IV. Самостоятельная работа с проверкой.

- Вы потренировались, а теперь должны проверить себя, как вы самостоятельно сможете выполнить задание. Выполните упражнение 191 на странице 126 (выписать слова, которые сегодня у нас не встречались).

- Проверьте себя по образцу для самопроверки.

- У кого были ошибки? Почему вы их допустили? Поставьте на полях «?».

- Где ошиблись? В чём ошиблись? Что вам нужно сделать, над чем предстоит еще поработать? (Научиться применять алгоритм, эталон правописания безударных гласных, подбирать проверочные слова.)

- Вы молодцы, вы нашли свою ошибку, смогли определить место и причину своего затруднения. Были честными.

- У кого не было ошибок? Поставьте на полях «+».

- Молодцы.

V. Включение в систему знаний и повторение.

- При выполнении, каких видов заданий вы можете применить открытый способ? (При написании изложений, диктантов, предложений, текстов и т.д.)

- Сейчас вы как раз сможете использовать полученные знания в предложенных вам заданиях

Учащимся предлагаются задания разного уровня.

1 уровень. - Из двух слов составьте словосочетание «прилагательное + существительное». Выделить слова с изученной орфограммой.

капуста, пирог – капустный пирог

счастье, встреча – счастливая встреча

праздник, костюмчик – праздничный костюмчик

ненастье, погода – ненастная погода

прелесть, тетрадь – прелестная тетрадь

2 уровень. Выписать из текста слова на изученную орфограмму, подобрать к ним проверочные.

Приметы весны.

Летят скворцы – вестники весны. Кончаются ненастные дни. Ночи становятся звёздными. Началась оттепель. Яркое солнце осветило окрестность. Громко свистнула синица.

3 уровень. Найдите и исправьте ошибки, к данным словам подберите проверочные слова.

1) Серьёзные ребята получили радосное известие. Всюду звенят децкие голоса. В школу приехал извесный писатель. Он будет читать свои интерестные рассказы. Школьники собрались на месный празник.

2) Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные. С данными словосочетаниями составьте предложения.

Погода (ненастье), полёт (звезда), поступок (честь), улыбка (радость), жизнь (счастье).

- Проверка по образцу выполненных заданий.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что вызвало у вас затруднение в начале урока? (Не смогли объяснить правописание непроизносимых согласных в корне слова, не знали правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.)

- Какую цель вы ставили? (Узнать способ правописания непроизносимых согласных в корне слова.)

- Вы открыли новое знание? (Да, мы открыли способ проверки непроизносимой согласной, новый алгоритм, эталон.)

- С какими затруднениями вам пришлось столкнуться?

- Как вы вышли из затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите себе соответствующий рисунок на слайде.

- Как вы думаете, следует ли вам потренироваться в нахождении и проверке слов с непроизносимой согласной в корне слова?

- В этом вам поможет домашнее задание, откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Дома я рекомендую тем, кто выбрал первую тучку, выполнить упражнение № 192 на странице 127 по заданиям учебника.

- Кто выбрал вторую? Вы выполните упражнение № 194 на с.128.

- Кто выбрал третью? Выполните упражнение № 195 на с.129.

- Вы замечательно поработали на уроке. Вы – молодцы!