СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание ЖИ, ШИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание ЖИ, ШИ"»

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: «Правописание ЖИ, ШИ»

Учебный предмет: русский язык

Класс – 1

УМК «Начальная школа XXI век»

Методы обучения: словесный, иллюстративный  и практический

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах.


Конспект урока (технологическая карта урока)

Раздел: орфография

Класс: 1

Тема урока: «Правописание ЖИ, ШИ»

Тип урока: урок открытия нового знания.

  • Цель: Формирование умения писать сочетания ЖИ, ШИ.


Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

Уточнение представления учащихся о звуках [Ж],[Ш] как твёрдых.

Познакомить учащихся правописанием сочетаний ЖИ, ШИ.

Отрабатывать навыки правописания сочетаний Жи, Ши.

Метапредметные:

Регулятивные - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя ; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные - использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения

Познавательные - формировать умение составлять текст по опорным словам, готовить к работе над планом текста;

Личностные: Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.



Ресурсы урока (оборудование и т.д.): компьютер, экран, мультимедиа, карточки, светофор, учебник В.П.Канакина «Русский язык» 1 класс



План урока

Этапы урока

Методы (примерные)

Время (примерное)

  1. Организационный момент

Слово учителя

1

  1. Актуализация знаний.

Диктант, опрос

8,5

  1. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Проблемный диалог

1,5

  1. Открытие детьми нового знания.

Беседа, слово учителя, чтение учебника

12

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с доской

12

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Слово учителя

2

  1. Выставление оценок. Домашнее задание.

Слово учителя

2

Эскиз доски















Тридцатое мая.

Классная работа.

Д/з. Выучить правило. Упр.4, с.117

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование различных источников и средств обучения

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Здравствуйте ребята. Начинаем наш урок.



Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по океану Русского языка к острову, который вы сами узнаете, если внимательно посмотрите на записанные слова.

Прочитайте слова. Разделите их на 2 группы.

жираф ерши моржи мыши

Какие слова отнесли к 1 группе? Ко 2 группе?

Какой еще признак объединяет эти слова?


Обучающиеся проверяют готовность, готовятся внимательно слушать учителя.






1)Жираф, моржи

2) Ерши, мыши


Буква И после шипящих Ш и Ж








Доска

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи)

Работа в тетрадях.

а) Тридцатое мая

Классная работа

б) Каллиграфическая минутка.

Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. На доске написаны буквы Ш и Ж.

Что вы знаете о них?

Из каких элементов состоит буква «ш», «ж»?

Какие ошибки можно допустить в написании? Вслух проговариваем написание всех элементов.

Шш Шш

Жж Жж

Продолжите цепочку. Поменяйтесь тетрадками. Оцените работу соседа по парте.




Дети списывают число и классную работу с доски, проговаривая вслух по слогам .





Звуки [ш] и [ж] шипящие. Звук [ш] – глухой, [ж] – звонкий.

Буква Ш состоит из трех элементов, похожих на крючочки. Буква Ж состоит из 5 элементов: двух полуовалов и трех палочек.


Прописывают данные буквы в тетрадях. Меняются тетрадями. Карандашом ставят смайлики.

Работа в тетрадях

Использование доски.




3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

а) Введение в тему.

Ребята, какова тема нашего урока.

Слайд1

Посмотрите на доску.

Что это за буквы?

Что о них можно сказать?

Что их объединяет?


б) Давайте ознакомимся с правилом на с.115. Прочитайте его про себя.


Чему учит нас это правило?



Вспомните слова, где встречается наша орфограмма.



Есть запоминалка.

Слайд 2

«Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги жи и ши»


Давайте ее повторим.



Правописание ЖИ и ШИ.



[ша] и [жэ].

Звуки [ш] – глухой звук и [ж] – звонкий

Оба звука являются согласными, шипящими и после них всегда пишется буква И.


Читают правило.


Что несмотря на то, что звуки [ш] и [ж] твердые всегда, после них всегда пишется и.


Жираф, жилет, шишка, шикша, шило, мыши, шимпанзе, жизнь, чижи.

Слушают учителя, читают с доски.





Проговаривают.

«Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги жи и ши»







Презентация . Слайд 1.(см.приложение)



Фронтальный опрос





Работа с учебником. Канакина. Русский язык.1 класс







Презентация. Слайд 2. (в приложении)



Физминутка

Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы, если услышите «ши» - будете делать наклоны вперед, а «жи» - наклоны назад. Кому не понятно?

Малыши, вы малыши

Хватит грызть карандаши!

Крепче их в руках держите

И рисуйте и пишите!





Дети встали, внимательно слушают, что говорит учитель.





Наглядные и словесные методы. Дети повторяют за учителем

Работа с презентацией. Отгадайте загадки. Ваша задача загадку прочитать, дать правильный ответ и сказать, какая орфограмма пропущена в слове. Отгаданные слова записываем в тетрадь и подчеркиваем букву, которую вставили.























Ребята, объясните написание этих слов.


Дети отвечают с места. Поднимают руку.

1) Ползун ползёт, иголочки везёт. (ЁжИк)

2) Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ... (Жираф)

3) Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут ... (МоржИ)

4) Как называются неядовитые змеи с жёлтыми пятнышками на голове? (УжИ)

5) Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи.
Я правду говорю, скажи!
Есть – ласточки, а есть - …(СтрижИ)

6) Сами крошки, боятся кошки.
Под полом живут, туда всё несут. (МышИ)

7) Белые горошки на зелёных ножках. (ЛандышИ)

8) Сидит на палочке в красной рубашке,
Брюшко сыто, камешками набито. (ШИповник)

9) Снимем мы среди болота
Замечательное фото.
Очень яркая картинка –
Распустилась здесь … (КувшИнка)

10) Стоят над водой, трясут бородой. (КамышИ)
После Ш и Ж всегда пишу И

Презентация. См приложение.


Словесные методы.



Работа в тетрадях

4. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа учащихся.

4.Первичная проверка понимания.

а) Работа с карточками


Вставь в слова сочетания «жи, ши». Спиши. Обозначь ударение.

Ма…на, …тель, сне…нка, пу…нка, …шка, пру…на, …повник.


Какая орфограмма пропущена?

Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение?


К доске идет..Надежда

Проверка. Все ли Надя сделала верно?


Работа с учебником. Откройте учебник на странице 116. Смотрим рубрику СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Прочитайте про себя текст.

Что нового вы узнали?


А что же с ними стало потом?

Какой можно сделать вывод из этого?



Самостоятельная работа в карточке

- Проверим ваши знания.

1) В каком слове слог жи ударный?

1. Живот

2. Жираф

3. Моржи

2) После какой буквы не пишется буква ы?

1. п

2. ж

3. н

3) В какой строчке пропущены только буквы и?

1. Ж.дкое м.ло.

2. Больш.е маш.ны

3. Чуж.е м.сли.


Сдаем листочки


(КАРТОЧКА №1)

Учащиеся работают самостоятельно, один ученик у доски




Машина, житель, снежинка, пушинка, шишка, пружина, шиповник.


Пропущена орфограмма ШИ и ЖИ

Чтобы выполнить это упражнение, нужно знать правило, что ЖИ и ШИ пишутся всегда с И


Проверяют.с помощью светофоров (сигнальных карточек)



Открывают учебник и читают текст.


Что в древнерусском языке звуки [ш`] и [ж`] были только мягкими и после них писалась И.

Эти звуки отвердели и стали твердыми.

Именно поэтому в нашем русском языке эти звуки всегда твердые.


(КАРТОЧКА №2)


Решают самостоятельно в карточках.

1) В каком слове слог жи ударный?

1. Живот

2. Жираф

3. МорЖИ (П)

2) После какой буквы не пишется буква ы?

1. п

2. ж (П)

3. н

3) В какой строчке пропущены только буквы и?

1. Жидкое мыло.

2. Большие машины. (П)

3. Чужие мысли.


Передают листочки с последней парты на первую

Карточка номер 1 находится в приложении.








Сигнальные карточки для проверки выступающего у доски.



Работа с учебником на с.116. Страничка для любознательных. См. в приложении.







Карточка номер 2. См.в приложении. Распечатывается на каждого ученика.

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

Давайте подведем итог урока по данной схеме.


Какие задачи мы поставили себе на уроке?

Справились ли мы с этими задачами?
Так как мы пишем эту орфограмму?

А почему [ж] и [ш] в сочетании со звуком [И] все равно произносится твердо?

А какой интересный факт вы сегодня узнали об этих звуках?

Вы большие молодцы и хорошо потрудились сегодня.

А сейчас, я попрошу вас показать мне, какое настроение у вас оставил сегодняшний урок. Поставьте настроение личику.








Спасибо за урок!

Я узнал…

Я научился…

Научиться писать правильно слова с орфограммами ЖИ и ШИ

С задачами мы справились

ЖИ и ШИ только с И

Потому что [ж] и [ш] всегда твердые.


Что в древнерусском языке звуки [ш`] и [ж`] были только мягкими и после них писалась И. А потом эти звуки отвердели и стали твердыми.


На заранее розданных карточках дети рисуют улыбочку













Смайлик есть в приложен и.

6. Выставление оценок. Домашнее задание.

Выучить правило ЖИ и ШИ. Упр.4, с.117

Записывают домашнее задание.

Дневник и доска





КАРТОЧКА№1


Вставь в слова сочетания «жи, ши». Спиши. Обозначь ударение.

Ма…на, …тель, сне…нка, пу…нка, …шка, пру…на, …повник.


Вставь в слова сочетания «жи, ши». Спиши. Обозначь ударение.

Ма…на, …тель, сне…нка, пу…нка, …шка, пру…на, …повник.




















КАРТОЧКА№2

Самостоятельная работа

- Проверим ваши знания.

1) В каком слове слог жи ударный?

1. Живот

2. Жираф

3. Моржи

2) После какой буквы не пишется буква ы?

1. п

2. ж

3. н

3) В какой строчке пропущены только буквы и?

1. Ж.дкое м.ло.

2. Больш.е маш.ны

3. Чуж.е м.сли.


Самостоятельная работа

- Проверим ваши знания.

1) В каком слове слог жи ударный?

1. Живот

2. Жираф

3. Моржи

2) После какой буквы не пишется буква ы?

1. п

2. ж

3. н

3) В какой строчке пропущены только буквы и?

1. Ж.дкое м.ло.

2. Больш.е маш.ны

3. Чуж.е м.сли.