СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПУНКТАЦИОННЫХ НОРМ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПУНКТАЦИОННЫХ НОРМ"»

134 УРОК. ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПУНКТАЦИОННЫХ НОРМ

Цели деятельности учителей

Формировать у обучающихся систему речевого восприятия текста, его структурных компонентов, в ходе смыслового чтения и письма, как единицы развития критического мышления, для расширения знания о тексте, его особенностях, в контексте изучения речевой составляющей языка.

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений; урок развития речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь находить главное в тексте (микротемы), исключая второстепенное, пересказывать авторский текст, применяя приёмы сжатия, но не в ущерб содержанию и эмоциональной стороне, объединять предложения, связанные по смыслу, сохраняя главную информацию.

Метапредметные: способность выделять из общего частное, не противореча смыслу, структурировать текст, сравнивать исконный текст с его сжатым вариантом, определяя способы сокращения.

Личностные: формирование речевой грамотности (письменной и устной), расширение словарного запаса, за счёт привлечения малознакомых словоформ, установок на работу в коллективе (уважение и услышание мнения одноклассника), самостоятельности в постановке личной учебной цели, мотивировки на учебный процесс.

Методы и формы обучения

Активный метод обучения (ученик - учитель); метод развития критического мышления через чтение и письмо.

Образовательные (цифровые) ресурсы

  1. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку. РП. русский, 5-9, Просвещение.

  2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организации. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.

  3. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001.

https://pedsovet.su

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

«Корзина идей», схема «фишбойн», мультимедийный ряд: презентация, подготовленная учителем.

Основные понятия и термины

Сжатое изложение, приёмы сжатия, микротема, основная мысль, абзац, личное местоимение, просторечие.



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

Время, затраченное на работу

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мотивирование на учебную деятельность.

Мотивационное вступительное слово, как призыв к успешной и плодотворной работе на уроке; ориентация на рабочую установку урока.

- Здравствуйте, садитесь, сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Меня зовут Александра Вячеславовна. Давайте начнём урок.

- Открываем тетради, отступаем две строчки, записываем число, «классную работу».

- Сегодня нас ждёт работа над собственной речью, как письменной, так и устной. Мы обратимся с Вами к художественному тексту, с которым и будем работать на протяжении урока и дома.


Осознанное вступление в учебный процесс;

Фронтальная.

Личностные: самоопределение установок на успешный урок.

Регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Настрой на успешную работу.

2 мин.

2.Актуализация знаний (этап вызова).

Отрывок из художественного текста, как вступительный компонент, реализующий повторение известного и подведение учеников через приём «толстых и тонких »вопросов к теме урока; сжатый вариант отрывка, как объект для сравнения и выявления принципов сжатого изложения; чтение по ролям, как упражнение на развитие устной речи.

- Открываем учебник на странице 64, смотрим на упражнение 437. Перед нами фрагмент из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Давайте прочитаем и определим основную мысль данного отрывка (предлагаю читать по ролям: автор, ветеринар, Ваня – 3 ученика).

- Поразмышляйте и постарайтесь определить основную мысль данного фрагмента. Запишите одним предложением в тетрадь.

- Но для начала скажите, что такое основная мысль текста? (то, зачем был написан текст – неравнодушная позиция мальчика по отношению к зайцу; сострадание и милосердие)

На работу в тетради 2 минуты.

Проверка ответов учеников (3-4 ответа).

- А теперь давайте обратим внимание на текст, расположенный ниже (читаю текст).

- Скажите, какая в этом тексте основная мысль?

- Чем отличается первый текст от второго? Основные герои сохранены? Характер героев сохранён? Основные действия сохранены?

- Какой текст вызывает больше чувств? Жалко ли мальчика с зайцем во втором тексте? (чувства во втором тексте упущены)

- Как называется написанный пересказанный текст с его основным содержанием, но более краткий? (сжатое изложение)

Записываем тему: «Сжатое изложение».

Прочтение фрагмента худ. текста по ролям.; сравнение оригинального текста с сокращённым вариантом, путём ответов на «толстые и тонкие вопросы».

Фронтальная.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение;

Логические: сравнение объектов по признакам; установление причинно-следственной связи.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ответы учеников (устные и письменные);


3.Целеполагание (этап осмысления).

Фронтальный опрос, как приём подведения учеников к самостоятельному формулированию следующих этапов урока и одновременно повторение изученного; «Корзина идей» - приём наглядного повторения необходимого для урока знания; приём мгновенного подбора примеров, как доказательство теоретического знания; смысловое чтение; задание лексической направленности, как способ расширения кругозора и словарного запаса учеников и способ привлечения внимания к атмосфере текста;

- Цели сегодняшнего урока: научиться пересказывать авторский текст, применяя приёмы сжатия, но не в ущерб содержанию и эмоциональности. Уметь находить главное, исключать второстепенное. Объединять предложения, связанные по смыслу, сохраняя главную информацию.

- Сжатое изложение – пересказ содержания текста с сохранением основных микротем.

- Что такое микротема?

- При написании сжатого изложения следует: сохранить основные мысли автора; последовательность событий; характеры действующих лиц; сохранить чувства героев, их отношение к ситуации. Как мы можем реализовать эти постулаты? ( с помощью приёмов сжатия)

- Давайте соберём «Корзину идей» и вспомним, какие приёмы сжатия нам известны (исключение, обобщение, упрощение (замена)).

+ приводить примеры из упр. 437 (исключено описание того, во что был завёрнут заяц; замена прямой речи косвенной; обобщение информации о том, что случилось с зайцем).

- Обратим внимание на упражнение 438 на странице 65. Это продолжение данного рассказа. Давайте посмотрим, что было с героями дальше. Я читаю, все следим за мной.

- В тексте встретили слова нелитературной речи, которые не соответствуют нормам литературного языка и свойственны малообразованным носителям. Как называются такие слова? Такие как: уткнулся, бабка, сердешные, прошамкала, пущай, умрёть, малый (на слайде написаны слова, ученики должны подобрать синонимы из литературного языка).

Повторение теоретических знаний (активизация знаний) о сжатом изложении для его успешного написания; самостоятельное доказательство теории примерами из текста; выполнение лексического задания.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Ответы учеников.


4. Систематизация знаний (этап размышления).

Приём активизации ранее полученного знания, как основы для рассмотрения нового подхода к его применению;

Схема «фишбойн» - методика наглядного построения «скелета» текста; самостоятельный вид работы в нахождении микротем и ключевых слов.

- Вспомните, какую темы Вы проходили на прошлом уроке? («Личные местоимении»)

- Назовите личные местоимения.

- Как в данном виде работы нам могут помочь знания о личных местоимениях? (для избежания повторов + правило о личном местоимении в тексте проговаривается учениками)

Раздаётся схема «фишбойн».

- Для успешного написания сжатого изложения, мы заполним с Вами схему.

- Как Вы думаете, сколько микротем в этом тексте? (3)

-Итак, ищем первую микротему. Для этого перечитываем первый абзац, выписываем ключевые слова. 1 минута на выполнение.

Проверка ключевых слов + запись на доску (ничего не ответил, уткнулся, слёзы, дрожал).

- Ищем микротему 1. Для этого объединяем подчеркнутые предложения в одно, не забывая про ключевые слова. 1 минута на выполнение.

Проверка.

- Ищем микротему 2. Для этого перечитываем следующие три абзаца, выписываем ключевые слова.

(спросить, где заканчиваются три абзаца)

2 минуты на выполнение.

Проверка ключевых слов + запись на доску (жалостливая, сердешные, слёзы, льёте, пожженный, выходить, город).

- Ищем микротему 2. Для этого прямую речь замените косвенной. 1 минута на выполнение.

Проверка.

- Последнюю микротему ищем в последнем абзаце. Выписываем ключевые слова. Пол минуты на выполнение.

Проверка ключевых слов + запись на доску (вытер, слёзы,бежал, домой).

- Выписываем микротему, объединив два предложения в одно. 1 минута на выполнение.

- Давайте сделаем вывод по прочитанному тексту.

Активизация ранее полученного знания для его практического применения при написании сжатого изложения; точечный, структурный анализ текста с записью микротем и ключевых слов.

Фронтальная; индивидуальная.

Познавательные: структурирование знаний; выделение необходимой информации.

Логические: классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ответы учеников (устные, письменные).


5.Рефлексия.

В качестве закрепления проделанной работы даётся задание на конструирование текста (сжатого варианта отрывка рассказа); индивидуальная консультация учителя по созданному тексту; ориентация на окончание учебного процесса.

- Микротемы и ключевые слова выписаны, попробуйте составить текст – черновой вариант сжатого изложения. Время на работу 2 минуты.

Проверка 4-5 учеников, консультация.

- Итак, схема составлена и доработана. Её Вы будете применять при выполнении домашнего задания, подробно оно будет объяснено в электронном журнале.

- Всем спасибо за урок, все свободны.

Применение схемы «фишбойн» на практике; написание чернового варианта сжатого изложения; настрой на успешное выполнение домашнего задания.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: самоанализ и оценка проделанной на уроке работы.

Познавательные: построение речевого высказывания в письменной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Ответы учеников (письменные и устные)

5 мин.