Цели деятельности учителей | Формировать у обучающихся систему речевого восприятия текста, его структурных компонентов, в ходе смыслового чтения и письма, как единицы развития критического мышления, для расширения знания о тексте, его особенностях, в контексте изучения речевой составляющей языка. |
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений; урок развития речи. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь находить главное в тексте (микротемы), исключая второстепенное, пересказывать авторский текст, применяя приёмы сжатия, но не в ущерб содержанию и эмоциональной стороне, объединять предложения, связанные по смыслу, сохраняя главную информацию. Метапредметные: способность выделять из общего частное, не противореча смыслу, структурировать текст, сравнивать исконный текст с его сжатым вариантом, определяя способы сокращения. Личностные: формирование речевой грамотности (письменной и устной), расширение словарного запаса, за счёт привлечения малознакомых словоформ, установок на работу в коллективе (уважение и услышание мнения одноклассника), самостоятельности в постановке личной учебной цели, мотивировки на учебный процесс. |
Методы и формы обучения | Активный метод обучения (ученик - учитель); метод развития критического мышления через чтение и письмо. |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Рабочая программа основного общего образования по русскому языку. РП. русский, 5-9, Просвещение. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организации. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001. https://pedsovet.su |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | «Корзина идей», схема «фишбойн», мультимедийный ряд: презентация, подготовленная учителем. |
Основные понятия и термины | Сжатое изложение, приёмы сжатия, микротема, основная мысль, абзац, личное местоимение, просторечие. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности | Время, затраченное на работу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Мотивирование на учебную деятельность. | Мотивационное вступительное слово, как призыв к успешной и плодотворной работе на уроке; ориентация на рабочую установку урока. | - Здравствуйте, садитесь, сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Меня зовут Александра Вячеславовна. Давайте начнём урок. - Открываем тетради, отступаем две строчки, записываем число, «классную работу». - Сегодня нас ждёт работа над собственной речью, как письменной, так и устной. Мы обратимся с Вами к художественному тексту, с которым и будем работать на протяжении урока и дома. | Осознанное вступление в учебный процесс; | Фронтальная. | Личностные: самоопределение установок на успешный урок. Регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. | Настрой на успешную работу. | 2 мин. |
2.Актуализация знаний (этап вызова). | Отрывок из художественного текста, как вступительный компонент, реализующий повторение известного и подведение учеников через приём «толстых и тонких »вопросов к теме урока; сжатый вариант отрывка, как объект для сравнения и выявления принципов сжатого изложения; чтение по ролям, как упражнение на развитие устной речи. | - Открываем учебник на странице 64, смотрим на упражнение 437. Перед нами фрагмент из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Давайте прочитаем и определим основную мысль данного отрывка (предлагаю читать по ролям: автор, ветеринар, Ваня – 3 ученика). - Поразмышляйте и постарайтесь определить основную мысль данного фрагмента. Запишите одним предложением в тетрадь. - Но для начала скажите, что такое основная мысль текста? (то, зачем был написан текст – неравнодушная позиция мальчика по отношению к зайцу; сострадание и милосердие) На работу в тетради 2 минуты. Проверка ответов учеников (3-4 ответа). - А теперь давайте обратим внимание на текст, расположенный ниже (читаю текст). - Скажите, какая в этом тексте основная мысль? - Чем отличается первый текст от второго? Основные герои сохранены? Характер героев сохранён? Основные действия сохранены? - Какой текст вызывает больше чувств? Жалко ли мальчика с зайцем во втором тексте? (чувства во втором тексте упущены) - Как называется написанный пересказанный текст с его основным содержанием, но более краткий? (сжатое изложение) Записываем тему: «Сжатое изложение». | Прочтение фрагмента худ. текста по ролям.; сравнение оригинального текста с сокращённым вариантом, путём ответов на «толстые и тонкие вопросы». | Фронтальная. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; Логические: сравнение объектов по признакам; установление причинно-следственной связи. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Ответы учеников (устные и письменные); | |
3.Целеполагание (этап осмысления). | Фронтальный опрос, как приём подведения учеников к самостоятельному формулированию следующих этапов урока и одновременно повторение изученного; «Корзина идей» - приём наглядного повторения необходимого для урока знания; приём мгновенного подбора примеров, как доказательство теоретического знания; смысловое чтение; задание лексической направленности, как способ расширения кругозора и словарного запаса учеников и способ привлечения внимания к атмосфере текста; | - Цели сегодняшнего урока: научиться пересказывать авторский текст, применяя приёмы сжатия, но не в ущерб содержанию и эмоциональности. Уметь находить главное, исключать второстепенное. Объединять предложения, связанные по смыслу, сохраняя главную информацию. - Сжатое изложение – пересказ содержания текста с сохранением основных микротем. - Что такое микротема? - При написании сжатого изложения следует: сохранить основные мысли автора; последовательность событий; характеры действующих лиц; сохранить чувства героев, их отношение к ситуации. Как мы можем реализовать эти постулаты? ( с помощью приёмов сжатия) - Давайте соберём «Корзину идей» и вспомним, какие приёмы сжатия нам известны (исключение, обобщение, упрощение (замена)). + приводить примеры из упр. 437 (исключено описание того, во что был завёрнут заяц; замена прямой речи косвенной; обобщение информации о том, что случилось с зайцем). - Обратим внимание на упражнение 438 на странице 65. Это продолжение данного рассказа. Давайте посмотрим, что было с героями дальше. Я читаю, все следим за мной. - В тексте встретили слова нелитературной речи, которые не соответствуют нормам литературного языка и свойственны малообразованным носителям. Как называются такие слова? Такие как: уткнулся, бабка, сердешные, прошамкала, пущай, умрёть, малый (на слайде написаны слова, ученики должны подобрать синонимы из литературного языка). | Повторение теоретических знаний (активизация знаний) о сжатом изложении для его успешного написания; самостоятельное доказательство теории примерами из текста; выполнение лексического задания. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. | Ответы учеников. | |
4. Систематизация знаний (этап размышления). | Приём активизации ранее полученного знания, как основы для рассмотрения нового подхода к его применению; Схема «фишбойн» - методика наглядного построения «скелета» текста; самостоятельный вид работы в нахождении микротем и ключевых слов. | - Вспомните, какую темы Вы проходили на прошлом уроке? («Личные местоимении») - Назовите личные местоимения. - Как в данном виде работы нам могут помочь знания о личных местоимениях? (для избежания повторов + правило о личном местоимении в тексте проговаривается учениками) Раздаётся схема «фишбойн». - Для успешного написания сжатого изложения, мы заполним с Вами схему. - Как Вы думаете, сколько микротем в этом тексте? (3) -Итак, ищем первую микротему. Для этого перечитываем первый абзац, выписываем ключевые слова. 1 минута на выполнение. Проверка ключевых слов + запись на доску (ничего не ответил, уткнулся, слёзы, дрожал). - Ищем микротему 1. Для этого объединяем подчеркнутые предложения в одно, не забывая про ключевые слова. 1 минута на выполнение. Проверка. - Ищем микротему 2. Для этого перечитываем следующие три абзаца, выписываем ключевые слова. (спросить, где заканчиваются три абзаца) 2 минуты на выполнение. Проверка ключевых слов + запись на доску (жалостливая, сердешные, слёзы, льёте, пожженный, выходить, город). - Ищем микротему 2. Для этого прямую речь замените косвенной. 1 минута на выполнение. Проверка. - Последнюю микротему ищем в последнем абзаце. Выписываем ключевые слова. Пол минуты на выполнение. Проверка ключевых слов + запись на доску (вытер, слёзы,бежал, домой). - Выписываем микротему, объединив два предложения в одно. 1 минута на выполнение. - Давайте сделаем вывод по прочитанному тексту. | Активизация ранее полученного знания для его практического применения при написании сжатого изложения; точечный, структурный анализ текста с записью микротем и ключевых слов. | Фронтальная; индивидуальная. | Познавательные: структурирование знаний; выделение необходимой информации. Логические: классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Ответы учеников (устные, письменные). | |
5.Рефлексия. | В качестве закрепления проделанной работы даётся задание на конструирование текста (сжатого варианта отрывка рассказа); индивидуальная консультация учителя по созданному тексту; ориентация на окончание учебного процесса. | - Микротемы и ключевые слова выписаны, попробуйте составить текст – черновой вариант сжатого изложения. Время на работу 2 минуты. Проверка 4-5 учеников, консультация. - Итак, схема составлена и доработана. Её Вы будете применять при выполнении домашнего задания, подробно оно будет объяснено в электронном журнале. - Всем спасибо за урок, все свободны. | Применение схемы «фишбойн» на практике; написание чернового варианта сжатого изложения; настрой на успешное выполнение домашнего задания. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: самоанализ и оценка проделанной на уроке работы. Познавательные: построение речевого высказывания в письменной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. | Ответы учеников (письменные и устные) | 5 мин. |