Открытый урок на тему:
«Прикладные материалы. Изготовление грелки на чайник».
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Модуль программы: материаловедение.
Тип урока: комбинированный, приобретение знаний и применение их на практике, формирование
умений и навыков.
Форма организации деятельности учащихся – групповая, самостоятельная.
Цель урока: Знакомство с прикладными материалами и их назначением.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию и развитию знаний о прикладных материалах и их назначении в изделиях;
- Ознакомить учащихся с историей грелки на чайник;
- Использовать изученные ручные и машинные швы и навыки раскроя;
- Совершенствовать навыки аккуратной и точной работы в шитье.
Развивающие:
- Развивать творческое мышление учащихся, фантазию, чувство прекрасного;
- Научить приемам самостоятельной работы;
- Воспитать художественный и эстетический вкус.
Воспитательные:
- Создать на уроке рабочую дружескую атмосферу;
- Вызвать интерес к изготовлению поделки, как составной части художественной культуры нашего народа.
- Воспитать навыки культуры труда: точности, аккуратности, эстетического вкуса, сообразительности в работе, экономии
по отношению к используемому материалу и умения планировать свою деятельность.
Методы обучения:
рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практическая работа
Методическое оснащение урока:
1. материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- швейные машинки;
- инструменты и приспособления для выполнения швейных работ;
2. дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь; наглядные пособия
- презентации;
- образец объекта труда;
Оборудование, инструменты, материалы:
Ножницы, ручные иголки, портновские булавки, мелок, карандаш, линейка, швейные нитки, швейная машина, детали выкройки и ткань.
План урока:
Организационная часть;
Актуализация знаний учащихся;
Мотивация учебной деятельности и целеполагание;
Изучение нового материала;
Закрепление материала;
Домашнее задание;
Практическая работа;
Подведение итогов урока;
Уборка рабочих мест.
Ход урока:
Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- доведение до учащихся плана урока:
а) продолжаем изучать раздел материаловедения;
б) познакомимся с новой группой материалов;
в) с одним из новых материалов пробуем работать, изготовив изделие – грелку на чайник;
г) работаем в группах, а практическая часть занятия – индивидуально.
Актуализация знаний учащихся
- деление на группы.
В классе составлены столы на три группы, на столах – силуэты фигур, одетых в пальто, сарафан и домашний халат.
Заранее подготовлена коробочка с нарезанными лоскутками тканей по количеству учениц в классе из х/б фланели, шелка и шерстяного драпав равных количествах. Ученицы вытаскивают из коробочки каждая по лоскутку и в зависимости от волокнистого состава и назначения ткани садятся за столы с нарисованными фигурами, формируя группы.
Мотивация учебной деятельности и целеполагание
Повторение пройденного материала:
Учитель:
- Что изучает материаловедение?
- С какими тканями мы познакомились на предыдущем уроке?
- Какие животные являются источником сырья для шерсти и шелка?
- Посоветуйте, из какой ткани из вышеперечисленных мне лучше сшить юбку
- Пальто
Учащиеся дают ответы на вопросы
Учитель: А теперь подумайте и ответьте на вопрос: достаточно ли одной шерстяной ткани, чтобы сшить пальто?
Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, предлагают свои варианты, дают аргументированные ответы.
Учитель: Значит, чтобы сшить пальто или куртку, нам потребуются еще какие-то дополнительные материалы. В швей ном производстве такие материалы принято называть новым для вас термином – прикладные материалы. Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.
Записывают число и тему урока в тетради: «Прикладные материалы. Изготовление грелки на чайник»
Учитель: Что же мы можем узнать о прикладных материалах, какой цели нам необходимо достичь?
Формулируем цель урока: «Знакомство с прикладными материалами и их назначением».
Изложение нового материала
Работа в группах. Ученицам выдаются наглядные пособия – альбомы с ассортиментом прикладных материалов, а затем каждой группе задание – самостоятельно изучить по заранее распечатанным листкам одну из предложенных групп прикладных материалов: подкладочные, утеплители и прокладочные материалы. Потом каждая группа рассказывает всему классу, что нового они узнали о предложенной группе материалов.
Закрепление материала
Учитель: итак, чтобы сшить качественную одежду, чаще всего недостаточно одной основной ткани, необходимы еще дополнительные материалы, т.е. приклад. Вновь обратимся к альбомам с прикладными материалами.
Это подкладки, наиболее распространены капроновые, потому что легкие, гладкие, износоустойчивые, имеют широкий спектр цветовой гаммы. Флис – используют в детской одежде, он еще играет роль дополнительного слоя утеплителя.
Утеплители – это ватины и синтепоны.
Прокладки – бывают на клеевой основе и нет, помогают сохранять формоустойчивость одежды (воротники и манжеты мужских сорочек, лацканы мужских пиджаков), предохраняют швы и сгибы одежды от растяжения (карманы одежды).
Кроме этого, прикладные материалы широко используются для изготовления предметов интерьера – бандо для пошива жестких ламбрекенов штор. Слайд 1.
Также, кроме подкладочных, утеплителей и прокладочных материалов, существует еще группа приклада – отделочные материалы. Демонстрация наглядных пособий – планшеты с декоративной отделочной тесьмой и отделочные материалы, фурнитура – еще один новый термин на уроке.
Подведение итогов, сведение всех полученных знаний в форме опорной схемы:
ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




ПОДКЛАДОЧНЫЕ УТЕПЛЯЮЩИЕ ПРОКЛАДОЧНЫЕ ОТДЕЛОЧНЫЕ ФУРНИТУРА
Физминутка
А сейчас мы поиграем в русскую игру-потешку “Чайничек”.
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.
Домашнее задание
Повторить раздел «Материаловедение» для выполнения контрольного теста.
Все лишнее убрать со столов, оставить швейные принадлежности и материал.
Практическая работа
- сообщение названия практической работы
- задачи практической работы (самостоятельное выполнение с использованием изученного на уроке материала – синтепона)
Слайды 2-10 – интерьер кухни
Краткая история появления грелки на чайник
Слайды 11-22 – образцы грелок на чайник
Каждая группа рассматривает образец предмета труда – грелки на чайник
Фронтальный опрос:
- из каких деталей состоит изделие?
- сколько деталей необходимо?
- предложите последовательность изготовления грелки (раскрой деталей и мордочки, сборка мордочки на
лицевой стороне одной из основных деталей, обтачивание деталей верха, обтачивание синтепона и подкладки,
сборка изделия, обработка низа).
- инструктаж по ТБ.
Презентация по ТБ, дополнить правилами ТБ при работе на электрической швейной машине.
Самостоятельная работа
Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимся самостоятельной
работы).
- проверка организованности рабочих мест;
- соблюдение ТБ;
- правильность использования ИТК;
- контроль за работой, выполняемой ученицами;
Заключительный инструктаж:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
- разбор типичных ошибок учащихся (если есть ошибки)
Подведение итогов урока:
- сообщение о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов труда учащихся на уроке, выставление
отметок в классный журнал;
Рефлексия:
- что узнали нового на уроке - для чего эти знания пригодятся в жизни
Проверка уровня комфортности на уроке:
Какое же чаепитие на Руси обходилось без сахара (заранее положить на тарелку кусочки сахара по количеству учащихся в классе)
- если на уроке вам было комфортно, все понравилось, все усвоили и все получилось – положить кусочек сахара в чашку с улыбающимся, довольным лицом куклы
- если что-то осталось непонятым, было трудно и что-то не получилось – положить кусочек сахара в чашку, где у куклы удивленное, озадаченное лицо.
Уборка рабочих мест